Исследовательская работа «Хан Аюка. Складывание русско-калмыцких отношений»

История калмыков, вошедших в состав России ещё в ХХII веке, богата  и разнообразна. Русское  государство, взяв калмыцкий народ под свое покровительство, одновременно приобрело в его лице грозную военную силу, заметно укрепившую в то время слабо защищённые южные рубежи.  Вклад Аюки в историю калмыцкого народа всегда высоко оценивался. Исследователи  были единодушны в том, что это была «замечательная личность калмыцкой истории». Время  правления Аюки  было самым блестящим периодои развития политич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «УЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».


Исследовательская работа «Хан Аюка. Складывание русско-калмыцких отношений»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Исследовательская работа «Хан Аюка. Складывание русско-калмыцких отношений».

НОМИНАЦИЯ:

Исследовательская работа «Хан Аюка. Складывание русско-калмыцких отношений»

ВЫПОЛНИЛ: Джураев Тимур Хамидович,

ученик XI класса Ульяновской СОШ,

с. Ульяновское Яшалтинского р-на,

ул. Школьная, 30

РУКОВОДИТЕЛЬ: Киосева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

История калмыков, вошедших в состав России ещё в ХХII веке, богата

и разнообразна. Русское государство, взяв калмыцкий народ под свое покровительство, одновременно приобрело в его лице грозную военную силу, заметно укрепившую в то время слабо защищённые южные рубежи.

Заслуги калмыцкой конницы, боевые традиции которой уходят в глубь веков, в защите Отечества от иноземных захватчиков и укрепления единства российского государства трудно переоценить. Поэтому передовые русские мыслители считали историю калмыков неотъемлемой частью своей общей истории, а лучших представителей калмыцкого народа- гордостью всей России.

К великому сожалению, имя Аюки, правителя Калмыцкого ханства конца ХVII- начала ХVIII вв., выдающегося воина и тонкого политика, хорошо известно лишь его благородным потомкам и специалистам - историкам.

А между тем именно с правлением Аюки связано достижение ханством наивысшей силы и развития и вытекающим из этого исторического события военными, а, следовательно, и политическими успехами Российского государства, прежде всего, на южных его рубежах, бывших ареной кровавой борьбы между еще неокрепшей Россией с одной стороны и Турцией с её многочисленными вассалами с другой.

Фактически основателями Калмыцкого ханства были Дайчин и Мончак, приходившиеся Аюке соответственно дедом и отцом. При них окрепла централизованная ханская власть, окончательно определилась территория, выделенная калмыкам русским правительством. К концу 50-х - началу 60-х гг. ойраты поселились на землях Самары до Дона и от Царицына до бассейна р. Кумы, т.е. на территории, отведенной им царским указом от 6 июля 1657 года.

Мончак «умер около 1669 года, поруча по себе правление калмыцкого народа старшему своему сыну Аюке».

Правление Аюки является самым блестящим периодом Калмыцкого ханства в пределах России. В первый же год своего правления он разбил и взял в плен непобедимого Аблая, разгромил под Перекопом крымцев и взял в плен брата азовского паши.

Начало правления Аюки совпало с рядом событий, осложнявших военно-политическую обстановку в калмыцких кочевьях и прилегающих к ним территориях. Вспыхнувшая в 1670 г. крестьянская война под предводительством Степана Разина непосредственным образом коснулась его владений, после смерти Мончака ввергнутых калмыцкими тайшами в феодальные распри.

Отделившиеся от Аюки и откочевавшие к азовским татарам тайши Дугар (двоюродный брат Аюки) и Бок нападали на отряды, посланные правителем для противодействия восставшим, косвенно помогая последним. Сложной обстановкой пытались воспользоваться и едисанские, ембулукские, ногайские мурзы, находившиеся под властью калмыцких тайшей и пытавшиеся освободиться из-под нее, улучив столь благоприятный момент.

В 1671 г. обстановка в Калмыцких степях еще более осложнилась в связи с приходом из Джунгарии на Яик (совр. Река Урал) потерпевшего поражение в борьбе за власть Очирту-Цецен-Ханом хошеутовского правителя Аблая, который овладел улусами дербетовского тайши Даяна и деда Аюки Дайчина и потребовал, чтобы жалованье, ранее выдававшееся Москвой Мончаку и Дайчину, теперь присылали ему.

Аюка для пользы дела помирился с Дугаром и Боком, кроме того, восстановил дружественные отношения с новым ханом Джунгарии Цеван-Рабданом и возобновил военные действия против Аблая, нанес ему поражение и пленил, вернув таким образом утраченные годом ранее кочевья деда. Вслед за этим Аюка силой завладел улусами Дугара и его сына Церена, а самих тайшей отправил в Астрахань.

В короткое время он подчинил себе всех правителей калмыцких улусов, кочевавших в низовьях Волги, и в союзе с донскими казаками войскового атамана Л.Семенова вел борьбу с малибашскими и умбулукскими мурзами. Возвышение Аюки и его активная внутренняя и внешняя политика были замечены в Москве. Царские власти решили узаконить нового калмыцкого правителя и потребовать от него шерти (присяги), уточнявшей его обязательства по отношению к русскому царскому правительству.

Шерть была принесена Аюкой 27 февраля 1673 г. под Астраханью. «Аюка-тайши, желая быть подобно родителю своему Цунцуку (Мончаку) данником русского царя, в году усунукер (1673) дал присягу (шахам) при речке Шарацецек в том, что калмыки не будут нападать на русские города, не будут вести дружбы ни с турецким султаном, ни с крымским ханом, ни с персидским шахом, что русскую страну они будут защищать от врагов и т.п.».

Свою вторую шерть на верность русскому царю Аюка дал там же близ Астрахани 15 января 1677 г. Внешним поводом стала смерть царя Алексея Михайловича, а причиной явились взаимные набеги калмыков, донских казаков и башкир, в результате чего при подготовке России к войне с Турцией в 1677 - 1681 гг. часть башкирских старшин отказалась выступить в поход, ссылаясь на постоянную угрозу калмыцких набегов.

Опасаясь возможности союза Аюки с Крымом, русское правительство прибегло к посредничеству кабардинского князя К.М. Черкасского, женатого на сестре калмыцкого правителя. 8 февраля 1689 г. прибывшие в Астрахань представители Аюки во главе с Дарбу заявили, что Аюка несмотря на уговоры и подарки крымского хана, продолжает сохранять шерть и не склонен мириться с крымцами, что все письма крымского хана и азовского паши он передал через К.М. Черкасского русскому правительству.

После неудавшихся попыток подчинить своей власти башкир, Аюка все силы направил на борьбу с казахскими, туркменскими, кубанскими и хивинскими правителями, которые в то время не были а российском подданстве.

«С 1684 г. Аюка ведет войну за Уралом, разбивает киргиз-кайсаков, покоряет туркмен мангышлакского полуострова и становится твердой ногой по обе стороны Волги».

На Кавказе споры за обладание пастбищами «вызвали вражду, и вот Аюка ведет грозные войны на юге, на всем протяжении нынешней Ставропольской губернии, борется с дагестанцами, кабардинцами и кубанцами.

…Испытанные в боях, хорошо вооруженные кавказские горцы, поддерживаемые и другими племенами, представляли грозную силу, но стремительное нашествие Аюки не раз сламливало беззаветную храбрость этих противников и предавало безжалостному истреблению все, что принадлежало им…».

В 1690 г. Аюка получил благословение из Тибета, ханский титул и ханскую печать. Далай-лама, очевидно, преследовал вполне определенную цель - объединить действия Аюки и Джунгарского правителя Галдана, которому он ранее пожаловал титул Бошокту-хана (благословенного хана).

Царское правительство официально признало Аюку только в 1709 г. после того, как калмыцкий правитель активно проявил себя в борьбе с турецко-крымскими войсками, вторгшимися в пределы России.

Петр I оценил Аюку, несмотря на его подчеркнутую внешнеполитическую независимость. За храбрость и мужество, проявленные калмыками при взятии Азова, он приказал выдать «Аюкаю и иным тайшам и улусным их людям десять портищ объярей разных цветов, мерою по 5 аршин». Уезжая за границу в 1697 г., царь официально возложил на Аюку охрану южных границ Российского государства.

В августе 1698 г. турки и татары осадили Таванскую крепость, стоявшую в устье Днепра. Известие о том, что русская армия под командованием Я.Ф. Долгорукова со стороны Перекопа выступила в Крым, заставило турецко-татарское войско поспешно отступать. Его атаковали шедшие на помощь гарнизону крепости «российские калмыки и многих положа на месте, принудили с великим страхом оставшихся на бегу».

Со своими калмыками Аюка участвует при усмирении Астраханского бунта (1706 г.). калмыки участвуют в преследовании булавинцев и некрасовцев по требованию русских властей, и калмыцкими войсками под начальством сына Аюки Чокдор-Джаба был взят в плен знаменитый Булавин, поднявший восстание на Дону.

Калмыцкая конница сыграла свою положительную роль и в составе русской регулярной армии. Особенно показательна в этом отношении битва, разыгравшаяся недалеко от Беллина. 22 сентября 1708 г. между русским корпусом генерала Боура, состоявшим из 10 тыс. регулярных войск и 6 тыс. калмыков, и шведскими войсками в составе 6 полков конницы и 4 тыс. пехоты произошел бой. Первым на русских напал Остроградский королевский полк, возглавляемый самим Карлом XII. Русские, не сдержав натиска, начали отступать. Шведы бросились в погоню, но налетели на засаду конницы калмыков. Завязалась тяжелая битва. Остроградский полк был окружен калмыками и полностью уничтожен, а сам Карл XII чудом спасся от плена.

После разгрома шведских войск под Полтавой выжидавшая доселе Турция, поняв тщетность своих надежд на ослабление России, при поддержке Англии и Франции начала готовиться к войне, целью которой было возвращение под власть султана Азова и Таганрога, потерянные им по договору 1707 г.

Союзник и вассал Турции крымский хан, используя затруднения России, связанные с Северной войной, грабил пограничные русские земли. Еще 30 апреля 1707 г. Петром I было дано указание П.М.Апраксину «…о призыве калмыков двух или трех тысяч, которым назначить место около Днепра по их выбору».

А полугодом ранее, в ноябре 1706 г.. в послании азовскому губернатору И.А.Толстому царь писал, чтобы тот «для безопасности от кубанцев прибавил из крещенных и некрещеных калмыков столько, сколько на содержании им доставать будет тамошних доходов».

Петр I понимал, что в условиях, когда силы России напряжены до предела, калмыки могут оказать существенную помощь. Еще в 1708 г., сообщая государю о разгроме объединенными русско-калмыцкими силами крымских татар и казаков-раскольников у крепости Тарки, П.М. Апраксин писал: «…и в здешней стране без него (имеется ввиду хан Аюка) трудно быть».

Отражая вылазки врага, Апраксин сосредоточивал силы для нанесения ответного удара. В помощь русским войскам ханом Аюкой был послан 20-тысячный отряд, который весной 1711 г. разбил кубанских татар, потерявших несколько тысяч убитыми и около трех тысяч пленными. Калмыки захватили большую добычу.

После неудачного Прутского похода (1710 - 1713 гг.) Россия была вынуждена возвратить Турции Азов, уничтожить Таганрог и другие крепости, построенные на юге. Однако калмыки продолжали удачно противодействовать нападениям со стороны Турции и ее союзников.

Для дальнейшего укрепления не только политических, но и экономических связей с Калмыкией правительство Петра I провело ряд мероприятий, направленных на расширение торговли с Калмыцким ханством. Так, 28 ноября 1715 г. был издан указ «О дозволении Аюке-хану присылать к Москве для продажи лошадей без взятия по дорогам мостовщины».

Вслед за этим в феврале 1719 г. Петр I подписал указ «О ежегодном отпуске провианта калмыцкому хану Аюке и об освобождении посланцев его от платежа пошлин с товаров при них находящихся, коих цена не выше 3000 рублей».

После завершения Северной войны и подписания Ништадского мира в 1721 г. Петр I все свои взоры снова обратил на юг и бросил большие силы на укрепление позиций России на Каспийском море. В 1722 - 1723 гг. он организовал Персидский поход. В планах русского правительства предусматривалось активно использовать в этом походе «калмыцких ратных людей».

Для ускорения подготовки к походу и непосредственного участия в нем, Петр I 13 мая 1722 г. выехал из Москвы в Астрахань. По пути в начале июня близ Саратова он принял хана Аюку. Во время этой встречи за верную службу царь преподнес хану почетную золотую саблю.

Во время войны с Персией Аюка отправил в помощь русским 40 тысяч конницы.

Участие калмыков в Персидском походе было последним в период правления хана Аюки. После более чем пятидесятилетнего правления на восьмидесятом году жизни 19 февраля 1724 г. хан Аюка умер.

Н.Г.Прозрителев, на протяжении многих лет изучавший историю и быт калмыцкого народа, писал: «Надо отметить, что сам Аюка не отличался жестокостью и есть указания на его

выдающиеся душевные качества, которые в связи с его умом ставили его в ряд замечательных людей того времени. Высоко одаренный от природы, энергичный и честолюбивый, Аюка, увлеченный своими успехами, несомненно, все это время мечтал о самостоятельности своего ханства и иногда высокомерно относился к русским воеводам в сношениях с ними, при случае грабил русские села, но нельзя отрицать, что он много оказал услуг русскому правительству».

В период правления Аюки определились взаимоотношения Калмыцкого ханства с Российским государством, которое предоставило калмыкам территорию для кочевания, обеспечило им достаточные возможности для торгового обмена, не вмешивалось во внутренние дела ханства, требуя от калмыков одного - военной повинности в интересах России.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Г.Н. Прозрителев. «Военное прошлое наших калмыков». Ставрополь, 1990.

  2. «Очерки истории Калмыцкой АССР». М., 1967.

  3. П.С.Преображенская. «Из истории русско-калмыцких отношений 50-60-х гг. XVII в.». Элиста, 1060.

  4. «История калмыцких ханов» (анонимная). Перев. Ю.Лыткина, Астрахань, 1862

  5. «Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом». Т.1., М., 1872 г.

  6. И.И.Голиков «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Т.1, изд. 2. М., 1837 г.

  7. Е. Чонов. «Калмыки в русской армии. XVII, XVIII вв. и 1812 г.». Пятигорск, 1912 г.

  8. Н.Н.Пальмов. Этюды по истории приволжских калмыков. Ч.III-IV, Астрахань, 1926-1932.

  9. О.Л.Опрышко. «Через века и судьбы». Нальчик, 1982.

  10. Д.А.Сусеева. «Письма хана Аюки и его современников (1714 - 1724 гг.): опыт лингвосоциологического исследования». Элиста, 2003г.
























© 2010-2022