Методическая идея Наумова Н. А

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология индивидуального стиля учебной деятельности.

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Н.А.Наумовой


Слайд 1

Деятельность современного учителя начинается с владения навыками управления средой, в которой происходит его профессиональная работа. Настоящее творчество по сути не что иное, как результат успешного управления профессиональной средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающиеся проблемы?

№№№№№

Согласно требованиям ФГОС начальной и основной школы, учитель обязан осуществлять индивидуализацию учебного процесса, через проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся. Возникает необходимость в реализации таких образовательных технологий, которые, обладая определённой инвариантностью, отражая требования ФГОС и других государственных документов, учитывали бы вариативность (проще говоря разнообразие обучающихся).

Слайд2

В образовательной системе «учитель-ученик» учителями предметниками успешно используется технология ИСУД. Это индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности. Технология применяется в школах России более 15 лет. Автор Наталья Львовна Галеева - профессор Московского педагогического государственного университета.

Слайд3

Результативность применения данной технологии выявляется в росте обученности и обучаемости учащихся. В росте уровня психолого-педагогической, предметно-методологической и управленческой компетенции учителя. ОБУЧЕННОСТЬ, измеряется отметкой по предмету. ОБУЧАЕМОСТЬ ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи. Уровень развития ОБЩЕУЧЕБНЫХ навыков определяет для учителя выбор форм и приёмов учебной деятельности ученика. Особенности психических процессов и психофизиологии, определяет для учителя формы заданий.

Слайд4

В учебном процессе учитель всегда знает, КОМУ, КОГДА, и ЗАЧАМ он НУЖЕН, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха ученика. У каждого ученика целый портфель (правда виртуальный), в котором он приносит на наш урок свои собственные ресурсы. Можно представить виртуальный портфель внутренних ресурсов в таком виде:

- в отделении «знаю» находятся все факты, понятия и термины, формулы и другие составляющие предметного содержания;

- в отделении «умею» хранятся умения и навыки (например, навык устного счета), и надпредметные умения, те, что теперь называются в соответствии с требованиями ФГОС универсальными учебными действиями (например, смысловое чтение);

- в отделении «могу» ученик хранит свои психофизиологические «инструменты»: память, внимание, другие особенности - например, функциональное доминирование полушарий мозга, переработки и выдачи информации.

У этого виртуального портфеля есть «замок». Это главная составляющая учебного успеха ученика - «хочу». Такая модель позволяет выявить проблемы и резервы в обеспечении качества образовательной системы «учитель-ученик».

Учитель не может управлять внутренними ресурсами ученика напрямую, но он может использовать внешние ресурсы учебного успеха ученика (методики, оснащение, общение, формы), чтобы открылся «замочек» виртуального портфеля внутренних ресурсов ученика (чтобы ученик захотел учиться).

Слайд5

В рамках педагогического эксперимента с 1 сентября 2014 года в Инсарской средней школе№2 сделаны первые шаги по освоению технологии ИСУД.

Цель технологии - реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» - ученика и учебных форм работы.

Что сделано? Проведён педагогический семинар, приобретены учебно-методические пособия, осуществлён сбор информации, состоялись педагогические консилиумы, заседания МО по предмету, диагностирование учащихся.

Представляем алгоритм пошаговой деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета.

Слайд6

1-ый шаг: учитель организует проведение контрольно методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости по материалам своего предмета. Так, была проведена стартовая диагностика по русскому языку в 5б классе. Результаты показали, что повышенный уровень имеют 5% учащихся, 27% базовый, 68% низкий.

Слайд7

Из представленой диаграммы понятно, что учащиеся с низким уровнем обученности требуют индивидуальной работы.

Следующий этап: С группой учащихся проводится педагогическая диагностика уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха (внимания, памяти, общеучебных умений, мотивации).

Слайд8 .

Проводим исследование организационных общеучебных умений и навыков. Они обеспечивают ученику самостоятельность действий через планирование собственной деятельности: ведение записей в рабочих тетрадях, осмысленное чтение и. наконец, самооценку.

ФИ учащегося

Организация и ведение

записей в тетради

Самоанализ

недостаточ.

критическ.

достаточ.

недостаточ

критическ.

достаточн

Б. Светлана


З. Петрр


М. Анна


Диагностика проведена с учащимися всего класса. В таблице показаны результаты небольшой группы ребят. Так ведение записей в рабочих тетрадях выражены на разных уровнях: недостаточном, критическом и достаточном. Как видите, самооценка не всегда объективна.

Слайд9

2.Далее, проведено исследование информационных общеучебных умений и навыков. Они определяют возможность самостоятельного поиска и осмысления информации с помощью написания диктантов, творческих работ.

ФИ учащегося

Смысловое чтение

Преобразование информации

недостаточ.

критическ.

достаточ.

недостаточ

критическ.

достаточн

Б. Светлана


З. Петрр


М. Анна


Д. Катя


Таблица показывает что не все ученики могут осмысленно читать и быстро прообразовывать информацию, разворачивать или сворачивать.

3. Согласитесь, что диагностика развития внутренних ресурсов успеха ученика, невозможна без знаний физиологии функционирования умственной деятельности. Слайд 10

Для учителя - эти знания помогают понять, в каком виде ученику удобнее воспринимать информацию для осмысления. «Правополушарник» анализирует реальный смысл поступающей информации. «Левополушарник» анализирует информацию по формальным основаниям. Метод определения доминирующего полушария можно провести с помощью простого теста.

№№№№№№ Уважаемые коллеги! Пожалуйста, попробуйте, распределить на три группы предложенные слова, чтобы в каждой группе было что-то общее: карась, орёл, овца, бегать, плавать, летать, шерсть, перья, чешуя.

Слайд11

Первый вариант ответа: карась+орёл+овца

бегать+плавать+летать

шерсть+перья+чешуя доминирует ЛЕВОЕ полушарие.

Второй вариант ответа: карась+чешуя+плавать

орёл+перья+летать

овца+шерсть+бегать доминирует ПРАВОЕ полушарие.

Данная диагностика поможет учителю реализовать две задачи - выбрать формы учебной деятельности, которые наиболее комфортны учащимся в соответствии с доминированием полушарий.

Слайд 12

Мотивационный этап

«Правополушарники»

«Левополушарники»

Пространственная организация

Рабочая полусфера доски-левая

Рабочая полусфера доски-правая

Цветовая организация

Светлая доска - тёмный мел

Тёмная доска - светлый мел

Условия для мотивации

Образы

Контекст

Связь информации с реальностью

Творческие задания

Эксперименты

Музыкальный фон

Речевой и музыкальный ритм

Детали

Технологии

Абстрактный линейный стиль изложения информации

Неоднократное повторение учебного материала

Тишина на уроке

Векторы мотивации

Завоёвывание авторитета

Престижность положения в коллективе

Установление новых контактов

Социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности

Глубина знаний

Высокая потребность в умственной деятельности

Потребность в образовании

Подводя итог второго этапа, можно сказать, что для определения уровня заинтересованности в учебном предмете т.е. мотивации, необходимо проведение анкетирования, тестирования, самодиагностики.

Слайд 13

3-ий шаг: По полученным результатам заполняется матрица учебного успеха каждого ученика, которая состоит из десяти параметров. Матрица является основой для выбора форм и видов заданий, комфортных для ученика. На основании данных матрицы составляются задания разных уровней, которые развивают способности ученика.

Так на конкурсном уроке я постараюсь показать разноуровневые приёмы. Для учащихся с высокой мотивацией будут предложены задания на развитие мышления: составить рассказ из данных слов. Средний уровень мотивации - разделить предложение на группы, определить понятие.

Далее, для целенаправленной встречи двух «разнообразий» - ученика и учебных форм работы составляются памятки для подготовки уроков. Выделяются учащиеся с определённым уровнем развития внутренних ресурсов учебного успеха (внимания, памяти, общеучебных умений, мотивации).

Следовательно, матрица это перечень характеристик (память, внимание, полушария и т.д.), которые объединяются с дидактическим материалом.

Слайд 14

Последний этап: В марте учитель снова проводит конрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости, уровня сформированности общеучебных умений и др. оценивает динамику изменений параметра ИСУД.

Слайд 15.

Таким образом, педагогический эксперимент представлен как алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета.

На диаграмме представлена динамика изменений обучаемости учащихся 5б класса. За точку отсчёта приняты результаты итоговой работы в четвёртом классе.

Методическая идея Наумова Н.А.

Слайд 16

Можно сделать вывод что образовательная технология ИСУД - индивидуальный стиль учебной деятельности, предназначена для повышения качества образовательного процесса. Практика технологии показывает её эффективность как на этапе освоения положения новых ФГОС, так и при реализации требований ФГОС в режиме функционирования.

Слайд 17

С 1 сентября 2014 года сделаны первые шаги по освоению новой технологии. Накоплено много методической информации. Это способствует повышению предметно-методологической и управленческой компетенции учителя. Возникает необходимость в системном хранении материалов данной технологии. Созданы накопительные папки: ТК модули (разработки уроков по модулям), Варианты зачётных работ, ИКУ индивидуальные карты учащихся (матрицы), Дидактические материалы к занятию.

Слайд 18

Можно предположить, что по окончании учебного года потребуется учёт информации: мониторинг качества уроков (самооценка), учёт деятельности по реализации Программы развития школы, данные для индивидуализации учебного процесса, памятки, рекомендации для учителя, приказы по школе.

Слайд 19

Разные ученики, каждый со своим стилем учебно-познавательной деятельности. Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно-познавательных «инструментов». Всё это объединяет технология ИСУД - технология индивидуального стиля учебной деятельности.

7


© 2010-2022