Представление опыта работы по оцениванию

 Выступление на заседании                                                                                   творческой группы                                                                                   «Система оценивания в                                                                                   начальной школе»   Мастер-класс: Представление опыта работы учителя  Алтыбаевой Р.Б. по оцениванию учащихся                                                      «Нас оценивают либо слишк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на заседании

творческой группы

«Система оценивания в

начальной школе»

Мастер-класс: Представление опыта работы учителя

Алтыбаевой Р.Б. по оцениванию учащихся


«Нас оценивают либо слишком высоко,

либо недостаточно высоко;

нас никогда не принимают по

нашей реальной ценности».

Мария-Энбер Эшенбах,

австрийская писательница

Оценка в школе. Что это? Инструмент в руках учителя, мотивация для ученика или пресечение всякого желания учиться? Вопрос оценки знаний в школе очень важен и требует серьезного подхода. Что именно оценивает учитель: знания ученика, его старания и прилежность, его желание учиться или же конкретный результат - итог его работы? Каковы критерии, можно ли оценку «загнать» в рамки?

Для того чтобы разобраться с этими вопросами я предложила своим ученикам выполнить задание: «Нарисуйте, пожалуйста, дом» (но при этом я не оговариваю его особенности: размер, эстетичность, архитектурную правильность. После выполнения задания на доске появляются самые разнообразные варианты дома).

А теперь попробуем оценить выполненные вами работы. За какие работы мы можем поставить оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»? Почему у нас сейчас возникают трудности при оценивании работ?

Все работы разные, нельзя их оценить, так как перед выполнением не были получены критерии оценивания.

На любом уроке в школе мы должны оценивать знания учащихся, но важно при этом не забывать о том, что ученик будет стремиться к более качественному выполнению задания и, соответственно, к более высокой оценке только в том случае, когда будет знать, за что его оценивают.

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).

Пройдя третий базовый уровень курсов, я знаю, что существует два вида оценивания: формативное и суммативное.

Формативное оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения;

Суммативное оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации или при завершении определенного уровня обучения.

Суммативная оценка - это привычный нам вид оценивания. Однако и в нем можно выделить различные разновидности:

  • Суммативное оценивание;

  • Суммативное критериальное оценивание;

  • Суммативное само- и взаимооценивание;

  • Суммативное критериальное само- и взаимооценивание.

Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. Однако при разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня.

На своих уроках казахского языка я стараюсь применять все названные ранее виды суммативного оценивания. Согласно Руководству оценивание - категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении.

Так, само суммативное оценивание применяется в конце изучения раздела или в конце четверти. Мы можем в течение всей четверти хвалить ребёнка за успехи, отмечать недостатки выполненных им работ, но в итоге каждый ученик должен получить свою оценку в табель успеваемости. Для того чтобы эта четвертная/итоговая оценка была понятна ученику необходимо ввести в свою практику критериальное оценивание.

А знаете ли вы, что обозначает слово критерий в переводе с греческого языка? Критерий с др.-греч. κριτήριον - способность различения, средство суждения, мерило. И в связи с пониманием значения данного термина уже после окончания курсов мною совместно с учениками были разработаны критерии оценивания различных видов работ.

Устные ответы:

  • Полнота ответа;

  • Знание материала;

  • Умение формулировать мысли;

  • Количество правильных ответов;

  • В стихах - интонация и выразительность;

  • Понятность.

Творческие задания:

  • Оригинальность;

  • Широта мысли и фантазии;

  • Индивидуальность;

  • Умение рассказывать без листка;

  • Содержательность;

  • Рассуждения;

  • Эстетичность.

Письменные работы:

  • Грамотность;

  • Аккуратность;

  • Полное выполнение задания;

  • Правильное оформление.

Исходя из полученных критериев я поняла, что большинство учащихся объективно оценивают необходимость правильного, полного, понятного ответа. Затем коллективно был разработан своеобразный «свод» критериев, и теперь ученики сами следят за уровнем своей работы. В зависимости от типа работы использовались определенные критерии.

Варианты использования оценивания на уроках:

1) Индивидуальные листы самооценивания.

Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. Иногда я использую такой прием: если это урок обобщения изученного раздела, то вначале предлагаю каждому ученику поставить себе предварительную оценку по каждой теме раздела, затем в процессе выполнения заданий и их проверки ученики ставят реальные оценки. Такой приём положительно сказывается на самомотивации учащихся. Если ребенок самокритично отнесся к своей оценке, поставив предварительно более низкую, то полученная хорошая оценка стимулирует его к дальнейшей более успешной работе.

2) Листы взаимооценивания.

Ученик оценивает работу своего одноклассника.

3) Листы оценивания группы.

Каждый ученик в процессе выполнения задания в группе и его демонстрации оценивает свою степень участия в работе группы.

4) Создание экспертной-оценочной комиссии.

Бывает трудно дать возможность подготовить проекты в группах и защитить их всем учащихся. Поэтому иногда на уроках образуется группа оценщиков. Эти ребята должны оценить работу всего класса. Они подходят к любой группе, отмечают в своих листах ребят, принимающих наиболее активное участие в работе. После выступления каждой группы оценщики резюмируют их сообщения, комментируют и оценивают.

5) Назначение оценщика в каждой группе.

В каждой группе выбирается человек, который оценивает вклад каждого ученика в создание проекта.

Однако, для того чтобы более эффективно организовать самооценивание и взаимооценивание учащихся, критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой. Зная, что ученики оценивают друг друга, они стали внимательно слушать, наблюдать и соответственно размышлять об уровне своей готовности к уроку. В свою очередь это и мне помогло оценить все ответы учащихся и определить их уровень понимания тем. Я считаю, что оценивание мотивирует учеников на дальнейшее улучшение своей деятельности.

Поэтому для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивания обучения (суммативное оценивание) необходимо продумать следующие шаги деятельности:

  1. Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.

  2. Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.

  3. Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

Подводя итоги некоторых уроков, я для себя определила, что в дальнейшем нужно чаще использовать методы самооценивания, это помогает ученикам учиться отстаивать свои точки зрения и аргументировать свою позицию, помимо этого ученик видит, как его оценивают товарищи, сравнивает свою работу с их работами, анализирует свои действия.

Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.

Говоря об оценке ученика нужно понимать, что она складывается из множества критериев оценки работы ученика. В собственной практике я убедилась в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. А оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний. Оценивание дает необходимую информацию об уровне знаний учеников. Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

Лично для меня было открытием наличие формативного открытия в процессе обучения. Я раньше считала, что оценивание может осуществляться только посредством пятибалльной шкалы. И, когда мы говорили, что работа первоклассников на протяжении первого полугодия не оценивается, я соглашалась с этим. Теперь я знаю, что это не верное мнение. Формативное оценивание присутствует при обучении учащихся всегда.

«Формативное оценивание - это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Формативное оценивание - это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху».

Компоненты формативного оценивания

1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

Формативное оценивание позволяет качественно оценивать учебные достижения ученика. Оно, как теперь мне уже известно, проводится и проводилось постоянно и систематически методом жестов, мимики, телодвижения, взгляда, словестного одобрения либо неодобрения. Формативное оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться сам ставить перед собой учебную задачу, найти способ(ы) её¸ решения и оценить собственные действия и достижения для дальнейшего планирования своего собственного обучения. Формативное оценивание обеспечивает эффективную обратную связь между учителем и учащимися. При этом учитель получает объективную информацию о степени освоения каждым учеником учебного материала, своевременно выявляет недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Данный вид оценивания соотносится с возрастными особенностями развития детей.

На примере оценивания наших работ я также осознала необходимость обратной связи. Я поняла, как важно перед заданием поставить конкретную задачу для детей, определить и ознакомить детей с требованиями к их работе. Я вспомнила примеры из личного опыта, как в процессе задания или после его выполнения выясняется, что дети не поняли меня, или восприняли буквально. Раньше я писала детям номер упражнения, и что с ним делать, но после неудачного опыта проверки таковых заданий, я стала писать подробно (письменно, устно, выписать, составить и выучить т.д.) Теперь я точно понимаю, что нужно давать конкретную формулировку, начинающуюся с глаголов: «найди», «запиши». Должны быть четкие критерии оценивания, чтобы дети знали, чего от них хотят. Тогда все дети будут равны между собой, и оценивать можно четко по каждому критерию. В виду этого, во время практики я на всех уроках использовала критериальное оценивание. Для своей серии уроков я предложила учащимся критерии оценивания, которые я разработала сама. Ученики сами оценивали свои знания по критериям. Мною им была предложена форма оценивания при помощи разных цветов, где красный означал - «Молодец», желтый - «Хорошо», а зеленый - «Старайся еще». Данные бланки по оцениванию заполнялись в конце каждого урока. По результатам таких уроков я обнаружила, что уровень мотивации и уровень самооценки повысился.

При работе по теме "Приготовление блюда", одним из заданий было составить проект-алгоритм приготовления блюда. При этом задании ученикам было предложено самим оценить свои проекты и проект другой группы по следующим критериям: умение работать с источником информации, умение обрабатывать, применять, оформлять результат, высказывать свое мнение, активность работы всех учащихся в группе. Я заметила, что учащиеся тщательно подошли к процессу оценивания, оценивались все параметры: как они добывали знания, обработали и высказали свое мнение, качество и эстетичность оформления. Таким образом, посредством критериального оценивания были оценены проекты, а также была дана оценка работы каждого ученика в группе. Самооценивание проходило под моим наблюдением. Эту стратегию я ранее не применяла. Я предполагала, что оценивание будет необъективным, ученики будут завышать оценки, не смотря на критерии оценивания. Но, наблюдая за ними, выявила, что ученики серьезно подошли к этому, придерживаются разработанных критерий и оценивание проходит объективно, справедливо. В конце урока, поставив себе оценку, каждый прокомментировал ее, согласно критериям. Мое оценивание совпадало с оценками учеников.

На заключительном уроке мною была поставлена задача «Провести контроль знаний. Дать оценку степени усвоения изученного материала». Учащимся было предложено выполнить контрольную работу. Сначала мы разработали критерии оценивания, где ученики сами предложили критерии, важные в английском языке - это правильность написания слов и предложений, знание лексики, правильный порядок слов в предложениях, осведомленность по теме, соответствие теме, количество правильных ответов. Оценивание по заданным критериям показало, что ученики допускают незначительные орфографические ошибки в словах, в основном проблема в выстраивании предложений для ответов на вопросы, не все учащиеся дали полные ответы, некоторые ограничились краткими ответами. Здесь был неправильный порядок слов в предложениях, незнание лексики. Учитывалось дополнительное творческое задание по теме - составить и записать диалог.

Формативное оценивание облегчало им выставление суммативной оценки и было эффективным, так как ученики в течение урока сами могли проследить и увидеть итоги своей работы. Оценивание по критериям было эффективным, так как ученики сами видели итоги своей работы на уроке, знали по каким критериям им была снижена оценка, над чем надо поработать. С помощью оценочного листа и критерий оценивания легко прокомментировали полученные оценки, выделили задания, где каждый ученик проявил себя, где есть недочеты знали на каких заданиях их знания западают и на что нужно обратить внимание в следующий раз, над чем надо поработать, и при этом не возникали вопросы или спорные моменты с учащимися по поводу выставления оценок. Ученики высказались положительно о применении самооценивания, критериального оценивания и использование оценочных листов. Теперь я планирую часто применять самооценивание в классе, потому что ученики подходят к оцениванию объективно, ответственно, повышается мотивация к выполнению заданий, учит их быть объективными, самостоятельными.

Я применяю взаимооценивание наиуроках казахского языка, когда детям предоставлена возможность оценить друг друга за проведенную работу. Когда их результат работы оценивался с помощью поощрения для дальнейшей стимуляции к дальнейшей работе. Не было удивительным то, что они это делали с большим энтузиазмом; указывали на ошибки и предлагали пути решения. Я думаю, такой метод оценивания вселит чувство ответственности и уверенности в наших детях.

Ранее в своей практике я объясняла критерии, по которым ученик получил определённую оценку, в ходе выставления оценки, то есть учащийся уже не имел возможности улучшить свою оценку. Были недовольства, обиды и сейчас я начинаю понимать, насколько благоприятно влияет критериальное оценивание на процесс обучения. Уже не возникают вопросы по оценкам. Дети имеют возможность ознакомиться с критериями, по которым их будут оценивать, до выполнения работы, понимают, на что им нужно обратить внимание. Наконец, они понимают, что от них зависит итоговая оценка за урок. Сам процесс оценивания по критериям будет занимать дополнительное время, пока не станет привычным для учащихся. Это поможет поменять отношение детей к процессу обучения и почувствовать ответственность за своё образование.

Зачастую на уроках возникают ситуации, когда учащийся бывает недоволен своей оценкой, спорит, пытается доказать, что он рассказал лучше, чем тот, кому поставили оценку выше. Что же мы, учителя, делаем в таких случаях? Мы говорим, например, что он может постараться на следующем уроке, или можем даже накричать, что ребенок спорит…. А ведь он прав! И мы не осознаем эту ошибку, хотя сталкиваемся с ней очень часто.… Если ребёнок высказывает своё недовольство, значит, он не понимает, как ему поставили оценку, за что и почему его так оценили! Критериальное оценивание направлено на то, чтобы ликвидировать эти недостатки учебного процесса и сделать оценивание «прозрачным» для наших учащихся.

Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет двух абсолютно одинаковых детей. Учителю зачастую трудно быть объективным. Проблема оценивания деятельности учащихся была и будет всегда актуальной. И теперь я возьму за правило: Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на её положительные стороны, а не недостатки.

Использованная литература.

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012 г.

  2. Томас А. Анджело, К. Патрисия Кросс. Техники оценивания в классе: Руководство для преподавателей колледжей. -Изд. 2-е. - Джосси-Басс, 1993.

  3. Красноборова А.А. «Критериальное оценивание в школе». Учебное пособие. Пермь, 2010 г.

  4. Шакиров Р.Х. «Оценивание учебных достижений учащихс». Методическое руководство. Бишкек, 2012г.

  5. Дудкина О.И. «Формативное оценивание в начальной школе». Бишкек, 2012 г.

В завершении своего выступления я хочу привести строки У. Джеймса:

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление

людей быть оцененным по достоинству».



© 2010-2022