Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса

Уровень культуры во многом зависит от степени владения родным языком, от умения общаться, уважая партнёра. Язык является средством усвоения культуры каждым членом общества. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач. Данная программа базируется на изучении материала по культуре речи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________

/Глушенкова Л..А./

«__»________________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________

/Стасевич О.В../

Приказ № _______ от «__»_______________2015 г.






Рабочая программа элективного курса

по русскому языку в 11 классе

«Культура речи»

Учитель: Закутняя Е.Ю.











Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № ________

от «__»___________2015 г.











с. Александровка 3-я

2014-2015 учебный год



Пояснительная записка.

Уровень культуры во многом зависит от степени владения родным языком, от умения общаться, уважая партнёра. Язык является средством усвоения культуры каждым членом общества.

Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативность, т.е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо рассматривается как основа, фундамент речевой культуры.

Второй по значимости после нормативности является коммуникативный компонент культуры речи. Высокая культура речи в умении не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое, и наиболее уместное и, следовательно, стилистически оправданное.

Ещё один аспект культуры речи - этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определённых ситуациях некоторых правил языкового поведения.

Данная программа базируется на изучении материала по культуре речи по всем трём компонентам, указанным выше, и адресована учащимся 10-11 классов.

Автор курса «Культура речи» - учитель русского языка и литературы МОУ «Лицея № 15 г. Саратова» Полканова Н. Н. Программа предложена Сар ИПК и ПРО.

Основные направления курса.

Одно из основных направлений - организация работы с учащимися по овладению культурой письменной и устной речи.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении стилистического, речеведческого, лингвистического, а также синтаксического, лексического, словообразовательного и орфоэпического разборов.

Цель курса.

Основная цель данного курса - повышение уровня культуры речи и подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи.

  1. Восполнить пробелы в культуре речи учащихся.

  2. Углубить теоретические знания учащихся по стилистике.

  3. Расширить сведения о языковых средствах.

  4. Отработать речевые умения и навыки, а именно:

- замечать в собственной речи, в речи собеседника и окружающих людей отступления от норм литературного языка,

- различать грубые и негрубые нарушения, исправлять ошибки в собственной речи,

- редактировать текст.

Виды деятельности

Проблемная беседа. Работа с текстом. Ролевая игра. Лекция. Работа со справочниками и словарями. Редактирование текста. Конструирование предложений.

Форма контроля

Наблюдение за речью окружающих и фиксирование речевых ошибок.

Стилистический анализ текста. Сочинение. Тесты. Орфоэпический диктант. Составление карточек с орфоэпическими ошибками в речи учащихся.

Редактирование творческих работ.

Содержание курса.

Введение (2 ч.). Виды речевой деятельности. Требования к хорошей речи. Что такое культура речи. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

1 раздел. Речевой этикет (2 ч.). Культура поведения и этические нормы общения. Культура речевого поведения. Речевой этикет. Речевые ситуации и формулы речевого этикета. Обращение. Знакомство. Приветствие. Прощание. Поздравление. Благодарность. Извинение. Грамматические средства выражения вежливости в русском языке (формы обращений, роль местоимений, глагольные формы, частицы).

2 раздел. Функциональные стили русского языка (5 ч.). Характеристика стилей речи. Научный и публицистический стили. Художественный стиль. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль.

3 раздел. Правильность речи (26 ч.).

1. Орфоэпическая правильность речи. Ударение. Нормы ударения и его вариантность. Произношение гласных и согласных звуков. Сочетания -чн- и -чт-. Произношение иноязычных слов.

2. Грамматические нормы.

а) лексические нормы: лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Паронимия. Омонимия. Полисемия. Синонимия.

б) морфологические нормы: вариантные окончания существительных муж. р. мн. ч. Им. п. (бухгалтеры - бухгалтера). Вариантные окончания существительных м. р. (в отпуске - в отпуску, стакан чая - стакан чаю). Вариантные окончания р. п. мн. ч. существительных м.р. (сто грамм - сто граммов). Колебания в роде имён существительных. Нормы употребления сложносоставных слов.

в) синтаксические нормы: выбор падежа и предлога. Категории употребления форм род. и вин. п. при переходных глаголах с отрицанием. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений. Порядок слов. Употребление деепричастных оборотов.

Основные понятия курса.

Языковая норма. Орфоэпические и грамматические нормы языка. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Паронимия. Омонимия. Полисемия. Синонимия. Коммуникативная функция языка. Этика. Речевой этикет. Грубая и негрубая ошибки

Курс рассчитан на 34 часа.



Календарно - тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата фактическая

Корректировка плана

Проектная деятельность

ИКТ

1.

Введение. Язык и речь. Что такое культура речи.

5.09





2.


3.

Речевой этикет.


«Как мы говорим».

Культура поведения, этические нормы общения.

12.09

Планирование.

Грамматические средства выражения вежливости в русском языке.

19.09





4-5










6


7


8

Функциональные стили речи русского языка. Стилистические ресурсы языка.



Характеристика стилей речи.

26.09

03.10

Сбор информации

Презентация «Функциональные стили речи русского языка».

Языковые средства.

10.10


Виды тропов.

17.10


Стилистические фигуры.

24.10



Правильность речи.



9.

Орфоэпическая правильность.

14.11


Работа с собранным материалом

10


11


12

Орфоэпическая правильность.

21.11





Ударение. Нормы ударения и его варианты.

28.11





Произношение гласных и согласных звуков. Сочетание - чн -, -чт -. Произношение иноязычных слов.

5.12







13-14

15

Грамматические нормы.

Лексические нормы.






Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы.

12.12

19.12



Корректировка


Паронимия. Омонимия.

26.12





16

Паронимия. Омонимия.

16.01





17-18

Полисемия. Синонимия.

23.01

30.01





19



20




21



22


23


24

Морфологические нормы.






Вариантные окончания им. п. мн. ч. существительных м. р. (бухгалтера - бухгалтеры).

6.02





Вариантные окончания пр.п. ед.ч. существительных м.р. (в отпуске - в отпуску) и р.п. ед.ч. существительных м. р.

13.02





Вариантные окончания р.п. мн.ч. существительных м.р. (сто грамм - сто граммов).

20.02





Колебания в роде существительных.

27.02





Нормы употребления сложносоставных слов.

4.03





Обобщение пройденного материала.

11.03



Презентация проекта



Синтаксические нормы.






25

Выбор падежа и предлога.

18.03



Обсуждение


26

Выбор падежа и предлога.

25.03





27-28


29-30

31


32


33-34

Категории употребления форм р.п. и в.п. при переходных глаголах с отрицанием.

9.04

16.04





Согласование сказуемого с подлежащим.

23.04

30.04





Согласование определений.

7.05





Порядок слов.

14.05




Употребление деепричастных оборотов.

21.05







Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать, что такое

языковая норма, орфоэпические и грамматические нормы языка, лексическая сочетаемость, тавтология, плеоназмы, паронимия, омонимия, полисемия, синонимия, коммуникативная функция языка, этика, речевой этикет, грубая и негрубая ошибки

Учащиеся должны уметь:

- производить лексический и орфоэпический разборы, а также стилистический разбор, отмечая характерные языковые и речевые средства,

- замечать в собственной речи и речи собеседников отступления от норм литературного языка,

- фиксировать замеченные нарушения норм, исправлять ошибки в собственной речи,

- пользоваться различными словарями,

-создавать тексты художественного и публицистического стилей на свободные темы, а также научный реферат по результатам исследовательской работы «Как мы говорим»,

- редактировать текст.


Список тем рефератов.

1. Правильно ли мы говорим по-русски?

2. Как мы говорим?

3. А как лучше сказать?

4. Речь и этикет.

Проектная исследовательская работа «Как мы говорим».



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Предмет

Название программы

Вид программы

Кем утверждена

Наличие учебно-методического обеспечения программы

Учебники


Учебно-методические пособия

Русский

язык

«Культура речи». Полканова Н. Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицея № 15 г. Саратова», Сар ИПК и ПРО.


общеобразовательная

МО РФ

Баранов М.Т., Русский язык.

М., Просвещение, 2010

1. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. М.: Инфра-м.

2. Кудинова Т. А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методическое пособие. Серия «Единый государственный экзамен». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.

3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., Просвещение, 2010.

4. Различные виды словарей русского языка (словарь паронимов, словарь синонимов, орфоэпический и др. виды словарей).

5. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. 4-е изд., Айрис-пресс, 2014.

6.Интернет-ресурсы




© 2010-2022