Урок русского языка СПП с придаточным определительным

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка СПП с придаточным определительнымМуниципальное казённое образовательное учреждение «Ситниковская средняя общеобразовательная школа»









«Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

(план-конспект урока)





Урок русского языка в 9 классе

Автор учебника М. Разумовская

Москва Дрофа 2009

Автор программы М. Разумовская

Москва Дрофа 2010г

учитель русского языка и литературы

Лындина Светлана Александровна

Стаж работы 22г

Категория первая





Ситниково 2015

Описание разработки урока

Учитель: Лындина Светлана Александровна

Образовательное учреждение: Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ситниковская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: русский язык и литература

Краткая аннотация урока:

Класс, профиль: 9класс, общеобразовательный

Раздел: Сложноподчинённое предложение

Тема урока : Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока: создать условия для формирования языковой компетенции учащихся через совершенствование теоретических знаний по теме «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным», через развитие практических умений находить придаточные определительные в СПП , ставить знаки препинания в предложениях данного вида, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением, правильно употреблять в речи данные виды предложений,
составлять схемы предложений с придаточными определительными, что будет способствовать воспитанию у учащихся специальных личных качеств: чувствовать себя значимым, способствовать самореализации, воспитывать чувство личной уверенности.

Цели использования ИКТ: использование ИКТ с целью эффективного закрепления материала, активизации познавательной деятельности учащихся ,с целью организации труда обучающихся, обеспечения определённого уровня заинтересованности обучающихся в теме и содержании урока

Формы организации работы детей: фронтальные, индивидуальные

Используемое оборудование: компьютер, экран, компьютер у каждого учащегося со слайдовой презентацией, карточки, учебник, тетрадь, бланки для ответов



Структура урока

I. Организационное начало урока

( Этому этапу урока придаю серьезное значение, так как от первой минуты многое зависит: характер взаимоотношения с учащимися , удастся ли установить внимание, быстро включить класс в деловой ритм. Поэтому урок начала с создания благоприятного психологического климата, , атмосферы доброжелательности и комфорта )

Я рада вас видеть . Вы очень хорошие, умные ребята. Мы спокойны. На душе у нас легко. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя.

Откроем тетради, запишем число, тему урока (слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Деятельность, цель учителя

Деятельность цель учащихся

Организует коллективную работу учеников с электронным ресурсом.

Задание 1

Учитель быстро диагностирует знания учащихся и в случае необходимости производит коррекцию плохо усвоенного.

-Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1, а если нет-0.Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.(слайд2,3)

Задание2

Цель учителя: проверить знания учащихся, развивать их монологическую речь

-Заполните слепую таблицу (работают устно)

.(слайд 5)

Учащиеся принимают участие в работе класса, выполняют поставленные учителем задачи.

Задание 1

Учащиеся быстро включаются в активную познавательную деятельность, актуализируют ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить ..

Учащиеся записывают ответы в отдельную карточку-ответ(приложение1), затем даётся ключ, по которому осуществляется самопроверка (слайд 4)



Задание2

Учащиеся систематизируют , обобщают материал, делают самостоятельные выводы, отвечают


3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий

Деятельность, цель учителя

Деятельность цель учащихся

Проверяет понимание учащимися того, что является сущностью изученного материала. Проверяет полноту и осознанность усвоения изученного

Анализ предложения

- Записать предложение и «пропустить» через алгоритм (приложение2)

Вновь я посетил тот уголок земли , где я провел изгнанником два года.

Целеполагание

Учитель вовлекает учащихся в процесс формулирования целей и задач, чтобы лучше узнать и понять каждого обучающегося и обеспечить принятие и понимание им цели урока

-Значит, над чем будем продолжать работать?











Повторение

Вопросы для проверки восприятия теоретических знаний. Учитель проверяет, умеют ли учащиеся контролировать свои знания и умения

  • На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

  • Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

  • Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?


Учащиеся показывают личностное осмысление, демонстрируют знания. Они «пропускают» предложение через алгоритм, который находится на их рабочих местах и определяют вид придаточного (придаточное определительное)



Учащиеся, формулируя цели и задачи урока, принимают их как свои и в большей степени стремятся к достижению цели

Будем продолжать учиться:

  1. находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
    3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
    4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
    5) составлять схемы предложений с придаточными определительными





Учащиеся дают осознанные ответы на поставленные вопросы, таким образом учатся выделять главное


4 Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений

Деятельность, цель учителя

Деятельность цель учащихся

Задание 1

Учитель даёт детям задание, требующее применения знаний. Используется способ самоконтроля и самооценки.

- Выпишите СПП с придаточными определительными. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Затем проверьте себя.

(слайд 6)



Задание 2

Учащиеся выполняют коллективно упражнение в учебнике с целью отработки навыков пунктуации в СПП

- Выполним упражнение 103, 1-4 предложения устно , 5-8 письменнj



Учащиеся выполняют задание самостоятельно ,затем проверяют, осуществляя самоконтроль.

(слайд 7, 8). Каждый ученик отмечает для себя пробелы в знаниях.

Содержание слайдов. Ответ на слайде появляется постепенно .Сначала предложение, затем- квадратные скобки, заключающие главную часть, за ними- круглые скобки, заключающие придаточную часть. Предикативные части сложного предложения разделяются запятой)

Учащиеся читают предложение, «пропускают» его через алгоритм, устно расставляют знаки препинания. Также выполняют письменное задание.

5.Выполнение тестовых заданий по подготовке к ГИА



Деятельность, цель учителя

Деятельность цель учащихся

Цель данного этапа: оценить уровень подготовленности учащихся по отдельным вопросам к сдаче ГИА

- Переходим к следующему слайду. Отрабатываем навыки тестирования , оцениваем свою подготовленность к ГИА

Учащиеся демонстрируют субъективный опыт по применению знаний и проявлению умений.Читают задание и выбирают нужный вариант ответа, который отмечают в бланках ответа.

(слайды 10-23).Сразу же после каждого задания даётся правильный ответ .Каждый проверяет себя сам, правильно ли он ответил..

6. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Учитель на доске с помощью магнитов прикрепляет три таблички.

Табличка №1 (текст красного цвета) «Я удовлетворен уроком. Я понял всё»

Табличка №2 (текст зеленого цвета) «Урок был интересный. Мне было комфортно. Усвоил ряд знаний»

Табличка №3 (текст желтого цвета) «Пользы от урока получил мало»

Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

До урока каждый ученик получил по 3 жетона (желтый, зеленый, красный, что соответствует цвету текста на табличках). Каждый учащийся в конце урока прикрепил на доску жетон соответствующего цвета.




















































































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



















№ утверждения

1

2

3

4

5

6

7

ответ






























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алгоритм

рассуждения при определении вида придаточного предложения

  1. прочитать предложение ,найти грамматические основы;

  2. установить смысловые отношения между предикативными частями, определить главное и придаточное предложения;

  3. поставить вопрос от главного предложения к придаточному;

  4. найти союз или союзное слово в придаточном предложении;

  5. по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения















Отзыв на урок русского языка в 9 классе

по теме «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

Данный урок учителем продуман. Этапы урока связаны логически и тематически. На уроке использовались способы организации познавательной деятельности: коллективная работа , индивидуальная работа. Использовались методы взаимооценивания и самооценивания , методы активизации познавательной деятельности :алгоритм выполнения заданий обучающимися, анализ результатов усвоения материала. Учитель обоснованно использовала современные ИКТ , за счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся. Применение ИКТ сделало урок более живым, интересным, повысило мотивацию обучающихся . Использовались бланки для ответов, что дало возможность осуществить контроль за знаниями обучающихся и своевременно оценить эти знания. Наблюдается учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать учителю ученика, ученику ученика.











Самоанализ урока

Урок соответствует требованиям Стандарта и БУПа, является составной частью изучения программного раздела «Сложноподчинённые предложения»».

По основной дидактической цели является обучающим.

При закреплении знаний учащихся использовались репродуктивные методы : выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму. На этапе актуализации знаний использовались объяснительно-иллюстративные методы: анализ таблицы, упражнение. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации учащихся.

Достаточно высокая степень умственной и творческой активности, т.к. эффективно сочетались индивидуальная и фронтальная формы организации деятельности учащихся.

Использование ИКТ позволили не только целесообразно использовать рабочее время на уроке, но и включить каждого в учебно-познавательный процесс. Кроме того, ИКТ способствовало эффективному закреплению материала и контролю знаний учащихся.

На уроке создавались условия для самовыражения и самоактуализации через следующие виды деятельности: вовлечение учащихся в формулирование целей , составление схем, выполнение тестовых заданий.

Задачи урока реализованы полностью.

© 2010-2022