Урок в 7 классе на тему Фольклорное путешествие по УНТ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Богачева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 21им. И.С. Давыдова с. Обильного Георгиевского района

7 класс

Тема: Фольклорное путешествие

Планирование образовательных результатов:

Личностные: воспитывать интерес к УНТ, любовь к Родине

Предметные: закрепить знания жанров УНТ

Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать устную речь (монологическую и диалогическую), умение анализировать, делать выводы

Оборудование: фотографии городов, по которым путешествуем; запись русской народной песни; ромашка с заданиями; фотографии картин Васнецова

Ход урока

I. Организация внимания.

II. Актуализация ранее изученного.

- Ребята, любите ли вы путешествовать? А что такое путешествие?

-Давайте прочитаем с вами стихотворение А.А. Прокофьева (слайд) и выясним, по какой стране мы будем путешествовать.

…Я знаю Россию по песням,

По тем, что народ сберегал,

Из слов-самоцветов кудесник,

Что день, то и строчка, слагал,

Я знаю Россию по сказкам,

Где рядом леса и луга

И где на тропиночке вязкой

Яга-костяная нога;

Я знаю Россию по сказкам,

Которые с детства слыхал,

В которых ни разу, ни разу

Великий народ не солгал;

Я знаю Россию по воле,

Мне нет этой воли милей,

Как нет мне ни света, ни доли

Нигде без России моей!

- О чем мы прочитали стихотворение? Назовите тему, идею стихотворения. А теперь скажите, по какой же стране мы совершим путешествие? О каких жанрах УНТ упоминает поэт?

III. Путешествие по станциям.

- Итак, мы с вами отправляемся в фольклорное путешествие, в ходе которого я узнаю, насколько хорошо вы знаете жанры русского фольклора. В путь. Посмотрите на слайд, какой город изображен на фотографии? Да, в Москве жизнь бьет ключом: все куда-то спешат, все работают, успевают лишь давать друг другу советы. Например: сам пропадай, а товарища выручай; скучен день до вечера, коли делать нечего; родина- мать, умей за неё постоять. К какому жанру относятся эти советы?

(пословицы)

- На какие темы прозвучали пословицы?

- Мы подъезжаем к Рязани, но что-то испортилась погода. Это не беда, ведь у русского народа свои способы избавленья от ненастья.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко -

Дам тебе веретёшечко,

Насыплю горошечка.

- Назовите жанр. (закличка)

- А вот что еще можно услышать в Рязани:

Вова-воришка украл топоришко.

- Назовите жанр. (дразнилка)

- Мы подъезжаем к следующей станции. Это Муром. Здесь можно услышать следующее:

Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке

Рыжий красного спросил:

-Чем ты бороду красил?

- Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

- Что же любят в Муроме? (небылицы)

- Внимание! Остановка Нижний Новгород.

Уж я серому коту

За работу заплачу

Дам я мяса кусок

Молока туесок

Бай да побай

Ты, Ваня, засыпай.

(колыбельная)

- А ещё здесь любят:

Много платьев,

Много хруста,

Как зовут её?...

(загадки)

- Не только на этой станции, но и на всех остальных очень любят….. (звучит запись русской народной песни). Чем отличается современная песня от русской народной?

РАБОТА В ГРУППАХ.

- Следующая станция - Вологда. На этой станции любят пословицы. Я буду читать начало пословиц, а вы на листочке продолжение, потом один из группы зачитает продолжения пословиц.

1 группа

Сделаешь наспех- …… (сделаешь насмех).

Ученье свет, ……………(а неученье тьма).

Повторенье - …………..(мать ученья).

2 группа

Сам кашу заварил, ………….(сам и расхлёбывай).

Терпенье и труд ……………(все перетрут).

Под лежачий камень………..(вода не течет).

3 группа

Старый друг…………….(лучше новых двух).

Знай сверчок ……………(свой шесток).

Не за то волка бьют, что сер, ………….(а за то, что овцу съел).

Следующее задание для групп.

1 группа: подобрать 3 пословицы на тему «работа, труд»

2 группа: подобрать 3 пословицы на тему «польза ученья»

3 группа: подобрать 3 пословицы на тему «дружба».

- Давайте попробуем справиться со следующим заданием. Я называю пословицу той или иной страны, а вы указываете русскую пословицу, аналогичную данной. Например, арабская пословица гласит: «Бежал от дождя, попал под ливень», а русская: «Из огня да в полымя».

Начали:

-финская: «Тот не заблудится, кто спрашивает» …………(Язык до Киева доведет)

- иранская: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин»………..(На безрыбье и рак рыба)

- вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец»………………(Тише едешь - дальше будешь)

- индонезийская: «Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается»……….(Конь о четырех ногах и тот спотыкается)

- английская «В каждом стаде есть своя черная овца»………….(В семье не без урода)

IV. Микроитог.

Останавливаясь на станциях, что вы заметили?

- Верно, что УНТ многожанровое. Назовите все жанры УНТ, а один из учеников повесит на доске карточки с жанрами.

- Молодцы.

- Вспомните, какой жанр любят в Киевской Руси?

- А что такое былина?

V. Работа у доски.

- На доске висит красивая ромашка, а на её лепестках задания. Давайте по цепочке ответим на вопросы.

1. Что воспевается в былинах?

2. Как исполнялись былины?

3. Как называли исполнителей былин?

4. Что воплощают в себе герои былин - могучие богатыри?

5. По какому плану строится былина?

6. Что характерно для былин?

VI. Конкурс на лучшего знатока былин

- Зачитываю отрывки из былин, ребята отвечают.

1. Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец…. (Илья Муромец и Соловей Разбойник)

2. Говорил-то ведь Владимир - князь да таковы слова: «Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,

Закричи-тко, собака, по-звериному» (Илья Муромец и Соловей Разбойник).

3. Говорит оратай таковы слова:

- Я оставил сошку во бороздочке

Не для-ради прохожего-проезжего…. (Вольга и Микула Селянинович)

VII. Конкурс чтецов былин

VIII. Подведение итогов урока

Унт - сокровищница народной мудрости. Многие художники, писатели, композиторы живо интересовались народным творчеством. Любил и собирал народные сказки А.С. Пушкин. Я вам зачитаю начало «Сказки о Мертвой царевне и о семи богатырях», а вы готовитесь ответить на вопросы:

- Что сближает это произведение с фольклором?

- Какие слова Пушкинского текста можно встретить в сказках, былинах?

Д/з.

1 группа - иллюстрации к одной из былин

2 группа - выразительное чтение двух былин

3 группа - сочинение - миниатюра «Что дало мне изучение УНТ?»

© 2010-2022