Урок на тему: Главные и второстепенные члены предложения 5 класс

Предлагаю, наверное, не новый подход к изучению членов предложения в 5 классе, но заслуживающий внимания и применения,на мой взгляд. Почему? Потому что позволяет включить в работу одновременно всех учащихся. Потому что не будет на уроке скучающих и бездельников. Потому, что всем будет интересно, так как одни (более сильные) будут учить и учиться сами, а более слабые в паре с товарищем интенсивно постигать материал урока. Но и это ещё не всё! Ещё каждый (каждый!) ученик побудет в роли учителя, оц...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы к уроку. Самообучение. Работа в парах.

5 класс. Главные члены предложения.

Подлежащее.

Выучи и выполни сам: Работай с товарищем:

  1. Выучи определение подлежащего. Запиши примеры в тетрадь.

- Незримо по лесам бродит осень.

Бродит (что?) осень.

  1. Повтори таблицу о способах выражения подлежащего, вспомни примеры из неё.

  1. Расскажи товарищу о подлежащем и способах его выражения.

  2. Диктуй примеры по памяти, записывайте их в тетради, подчеркните подлежащие и укажите, какой частью речи они выражены.

Запиши предложения. Подчеркни в них подлежащее, укажи, какой частью речи оно выражено:

1 Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки

2 Луг и сад покрывает первый снег.

3 Два товарища брели по улице.

4 Часовые козырнули генералу.

5 Всё блестело вокруг.

6 Никто не хотел умирать.

7 Учиться всегда пригодится.

Продиктуй примеры товарищу. Проверь, нет ли у него ошибок.

Попроси его подчеркнуть подлежащее и указать, какой частью речи оно выражено.

Если он затрудняется, помоги ему.

Предложи товарищу выполнить вместе

Из данных предложений выпишите грамматические основы:

1 Память об этой встрече я сохраню навсегда.

2Инженер завоевал уважение наших ребят.

3Прохожие поддерживали руками мокрые воротники.

самостоятельную работу.

4 Майора сопровождали несколько командиров.

5 Кто-то пел за рекой протяжную песню.

- Сверьте работы.

Поставьте друг другу оценку.

Поблагодарите друг друга.

После этой работы обсуждаются всем классом её результаты и выполняются упражнения на усмотрение учителя.

Сказуемое.

Работайте в паре.

Повторите всё, что знаете о сказуемом. Вспомните примеры. Расскажи товарищу о сказуемом, приводя примеры, и попроси его рассказать тебе.

Запишите примеры в тетради, подчеркните сказуемые, укажите какой частью речи они выражены.

Запишите предложения.

Подчеркните в них главные члены, укажите, какой частью речи они выражены:

1Неярко светит сегодня утреннее солнце.

2Летом сорока - крикливая и наглая птица.

3 Тиха украинская ночь.

4 Жители нашего района - хорошие хозяева.

5 Шубка у лисы тёплая , пушистая.

6 Люблю берёзку русскую…

7 Мы будем ещё больше стараться.

Запиши текст. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения:

Учёные считают, что зима начинается двадцать второго декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день короток. А в природе зима наступает всегда в разные сроки. Первые морозы - это ещё не зима.

Предложи товарищу выполнить эту же работу самостоятельно.

Сверьте ваши работы, проверьте их друг у друга, поставьте оценки.

Не забудьте поблагодарить друг друга за сотрудничество.

После этой работы выполняются упражнения по теме урока.

Определение

Выучи и выполни сам Работай с товарищем

1Повтори всё об определении, вспомни примеры.

1Расскажи товарищу об определении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти определение. Попроси товарища рассказать тебе об определении и придумать и записать предложения с определениями, подчёркивая его.

2 Рассмотри пример образца. Найди в нём определения, рассмотри внимательно:

На (каком?) высоком дереве мы увидели (Чьё?) воронье или (Чьё?) сорочиное гнездо.

2запиши предложенные предложения с товарищем:

  1. Мы шли вдоль огородов по извилистой полевой тропинке.

  2. Двор был огорожен забором из железа.

  3. Мы давно не отдыхали со своими друзьями.

  4. В углу были свалены разные старые вещи.

  5. Мы остановились на их даче.

3Самостоятельная работа.

Подчеркните главные члены предложения и определения, не забудьте перед определением в скобках поставить вопрос:

1В лесу полыхают рябины, на которых пока не справляют свои пиршества дрозды, сверкают красные гроздья калины. Недаром, наверное, и слагал народ свои лучшие песни о рябине и калине, ведь даже в самую ненастную пору дарят они лесу свою красоту. Гроздья калины стали ещё наряднее после того, как упали с кустарника последние листья.

Из журнала «Юный натуралист».

3 Предложи товарищу выполнить самостоятельную работу.

После обсуждения результатов работы (не забудьте отметить выразительные средства языка) выполняются упражнения, предложенные утичелем.

Дополнение.

Выучи и выполни сам. Работай с товарищем.

  1. Повтори всё о дополнении, вспомни примеры.

  1. Расскажи о дополнении товарищу, запиши в его тетрадь предложения, объясни, как найти дополнение и подчеркни его. Попроси товарища рассказать тебе о дополнении, придумать и записать 2 примера и подчеркнуть в них дополнения.

Проверь и оцени его работу.

  1. В предложениях найди дополнения, поставь к ним вопросы (устно).

2.Записывай предложения в свою тетрадь, одновременно диктуя их товарищу: 1.Лиса - чуткий зверь, она чует мышь глубоко под снегом. 2. Реку окружает непроходимая тайга. 3. Дерево повалил ветер. 4. Огород окружает забор. 5 Пшеничное поле осветило солнце.

  1. С каждым из предложенных слов

вместе с товарищем составь и запиши предложения, чтобы в первом предложении оно было подлежащим, а во втором дополнением:

школа, иней, брат.

  1. Самостоятельная работа.

Записывая текст, одновременно диктуй его товарищу:

Фазанам тоже пришла пора закусить, благо солнце осветило поляну. Стая багряных жар-птиц на зелёной траве-мураве. Кто отряхивается, перебирая клювом золотистые перья. Кто прилёг погреться и перо посушить: лежит на боку, вытянув лапку и накрыв её крылышком, словно веером. А кто лениво бродит и кланяется каждому зёрнышку.

Н. Сладков.

4.Предложи товарищу записать текст под твою диктовку.

Проверь правильность записанного им текста.

Попроси его найти дополнения.

Ставьте к дополнениям вопросы над словом и подчёркивайте их, работая каждый в соей тетради самостоятельно.

Проверьте и оцените работы друг друга.

Обстоятельство.

Выучи и выполни сам. Работай с товарищем.

  1. Повтори правило об обстоятельстве.

Запомни:

Обстоятельства места отвечают на вопросы: где? Куда? Откуда?

Обстоятельства времени - на вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Обстоятельства образа действия - на вопросы: как? Каким образом?

Примеры:

(Откуда?) Из деревни мы поехали (куда?) в поле и побывали (где?) на озере.

(С каких пор?) С утра (до каких пор?) до вечера (как долго?) почти весь день дождь не прекращался.

( Как? Каким образом?) Совсем быстро пролетело лето.

  1. Расскажи товарищу об обстоятельстве и его видах. Придумай свои примеры, а если не сможешь, то те, что даны. Записывай примеры в тетрадь товарища, объясняя, как находить обстоятельства.

Образец объяснения:

Поехали (откуда?) из деревни, поехали (куда?) в поле, побывали (где?) на озере.

  1. Из данных предложений выписывай обстоятельства вместе со сказуемым, ставя вопрос и определяя вид обстоятельства:

С неба лились потоки света на луг, сверкающий всеми красками, а в лесу было сумрачно и тихо, и так продолжалось до заката, до появления луны. Ёжик, быстро семеня своими маленькими лапками, осторожно пробирался к своему жилищу.

2.Работай вместе с товарищем, помоги ему понять, как в предложении находить обстоятельство.

  1. Самостоятельная работа.

Спиши текст. К обстоятельствам в скобках ставь вопросы, подчеркни их как члены предложения:

Сороки голосят вовсю. Они словно бранятся и кричат «караул» сразу. Как же! Вблизи гнезда появился враг. Птицы встревожены, а в минуты тревоги сорока кричит на весь лес. Иной раз лучше бы помолчать, но сорока иначе не может. Ведь здесь её дом. Здесь её детки. А их надо защищать с самого рождения и до вылета из гнезда.

Из журнала «Юный натуралист».

3 Предложи товарищу выполнить работу самостоятельно.

Проверьте и оцените работы друг друга.

Обсудив результаты работы, можно приступить к выполнению заданий, предложенных учителем.

Желаю успеха!



© 2010-2022