- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы для классного часа, посвящённого году русского языка
Материалы для классного часа, посвящённого году русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Силина Г.А. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Материалы для классного часа, посвящённого году русского языка
2008 год объявлен годом русского языка. Прежде чем вы ответите на некоторые вопросы, я расскажу вам реальную историю, которая произошла во время Великой Отечественной войны.
Оккупированный Орел. К коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она окончила педагогический институт перед самой войной и еще не успела поработать в школе, не провела ни одного урока… Она просила у коменданта разрешения открыть музей Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались. Светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднималась голова.
Фашистов заинтересовало, что же так могло подействовать на людей в этом музее, что вдруг вселяло в них уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и сразу все понял… Первое, что видел каждый входящий в помещение, было стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Так стихотворение о русском языке заставляло каждого почувствовать себя человеком, вселяло уверенность, что народ, которому дан такой язык, нельзя победить. Стихотворение Тургенева было написано в XIX веке, но и в середине XX-ого оно звучало очень актуально, и на него отзывались людские сердца.
Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова в годы Великой Отечественной войны писала о значении великого русского слова, давая клятву верности Родине:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Понятие Родины и понятие родного языка сливаются воедино. Сражаясь за свободу Родины, солдаты боролись и за сохранение родного языка.
Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему нас увлекает изучение русского языка в школе? Чувствуем ли мы его жизнь, его движение? Достаточно ли высока наша культура речи - устной и письменной? На все эти вопросы вы сейчас ответите в анкете.
А теперь давайте вспомним, кто создал нашу азбуку.
(Слушаем сообщение ученика о Кирилле и Мефодии).
Обратимся к истории слов. Слова как люди: они рождаются, живут в языке, потом умирают. Иногда от слова не остается ничего, а иногда оно продолжает жить в новых словах своими корнями. Давайте попробуем определить, как произошли некоторые слова.
Каково происхождение слова сочетание?
Ответ: чета - два (слав.), со - вместе.
Попробуйте определить, как произошло слово учтивый.
Ответ: это слово образовано от глагола чтить, (однокоренное слово - почитать).
А что значит подражать?
Ответ: драга - дорога. Подражать - буквально «идти той же дорогой».
Занимательная часть.
Попробуйте отгадать шарады и ребусы.
-
С буквой К бери меня на покос,
А без буквы К ужалю в нос. (Коса - оса).
2. Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пи-рог).