Материалы для классного часа, посвящённого году русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для классного часа, посвящённого году русского языка

2008 год объявлен годом русского языка. Прежде чем вы ответите на некоторые вопросы, я расскажу вам реальную историю, которая произошла во время Великой Отечественной войны.

Оккупированный Орел. К коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она окончила педагогический институт перед самой войной и еще не успела поработать в школе, не провела ни одного урока… Она просила у коменданта разрешения открыть музей Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались. Светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднималась голова.

Фашистов заинтересовало, что же так могло подействовать на людей в этом музее, что вдруг вселяло в них уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и сразу все понял… Первое, что видел каждый входящий в помещение, было стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Так стихотворение о русском языке заставляло каждого почувствовать себя человеком, вселяло уверенность, что народ, которому дан такой язык, нельзя победить. Стихотворение Тургенева было написано в XIX веке, но и в середине XX-ого оно звучало очень актуально, и на него отзывались людские сердца.

Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова в годы Великой Отечественной войны писала о значении великого русского слова, давая клятву верности Родине:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Понятие Родины и понятие родного языка сливаются воедино. Сражаясь за свободу Родины, солдаты боролись и за сохранение родного языка.

Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему нас увлекает изучение русского языка в школе? Чувствуем ли мы его жизнь, его движение? Достаточно ли высока наша культура речи - устной и письменной? На все эти вопросы вы сейчас ответите в анкете.

А теперь давайте вспомним, кто создал нашу азбуку.

(Слушаем сообщение ученика о Кирилле и Мефодии).

Обратимся к истории слов. Слова как люди: они рождаются, живут в языке, потом умирают. Иногда от слова не остается ничего, а иногда оно продолжает жить в новых словах своими корнями. Давайте попробуем определить, как произошли некоторые слова.

Каково происхождение слова сочетание?

Ответ: чета - два (слав.), со - вместе.

Попробуйте определить, как произошло слово учтивый.

Ответ: это слово образовано от глагола чтить, (однокоренное слово - почитать).

А что значит подражать?

Ответ: драга - дорога. Подражать - буквально «идти той же дорогой».

Занимательная часть.

Попробуйте отгадать шарады и ребусы.

  1. С буквой К бери меня на покос,

А без буквы К ужалю в нос. (Коса - оса).

2. Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы. (Пи-рог).








© 2010-2022