В. Распутин. Мама куда-то ушла

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение рассказа В. Г. Распутина "Мама куда-то ушла"

Цели урока. Развитие читательского умения - антиципации - умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям; формирование у обучающихся навыков вдумчивого чтения; развитие творческих способностей обучающихся .

Задачи урока. Прочитать рассказ В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла», используя приём «чтение с остановками»;

погрузить в ситуацию, которая поможет учащимся понять психологическое состояние героя и пополнить копилку жизненного опыта;

включить детей в творческую деятельность:составить синквейн по ключевому слову рассказа - «одиночество».

Краткое описание хода урока.

I. Мотивация учащихся

1.Повторение литературных понятий «рассказ», «сюжет».

2.- В ходе урока будем использовать технологию Р К М Ч П

(слайд №1)

- Вам предстоит читать и размышлять под моим руководством (слайд №1(б)), строить предположения, исходя из тех ассоциаций, которые у вас вызовут название рассказа, рисунки, музыка, ситуации.

II Стадия вызова (слайд №2)

1. Знакомство с автором - В. Г. Распутиным (имя, портрет - слайд №2а.б)

«Мама куда-то ушла».

4.Информация о приёмах, которые будут использоваться на уроке:

г) ключевое слово;

д) чтение с остановками;

е) синквейн;

ж) сочинение своего варианта финала рассказа (д/з)

( слайд №2 в)

5.Предположение обучающихся ключевого слова по названию рассказа; работа с лексическим значением слова «одиночество». (слайд №3)

6.Осмысление слова «одиночество» .

(слайды №№4-8, музыка)

7.Предположения обучающихся, о чём будет рассказ Распутина: опора на название, иллюстрации к рассказу, ключевое слово.

(На доске записываются предположения по теме ,сюжету, проблеме)

Тема -

Сюжет -

Проблема -

III Инструктаж по особенностям деятельности в режиме «чтение с остановками»

IV Стадия осмысления содержания. Чтение с остановками.

1. Первоначальный прогноз (время, место действия, герои)

(Запись предложений на доске)

Чтение 1-ого фрагмента (на столе у каждого учащегося)

Проверка предположений, осмысление содержания.

Составление карты эмоционального состояния мальчика. (Дети - в тетради, учитель общие выводы фиксирует на доске)

2.Прогноз по развитию сюжета.

3.Чтение 2-го фрагмента. Стр. 167-168, до слов: «Он понял это окончательно».

4.Обсуждение предположений, осмысление содержания, запись эмоционального состояния героя. Работа с текстом.

5. Прогноз по развитию сюжета.

6.Чтение 3-го фрагмента. Стр. 168-169, до слов: «…запнулся о кресло и упал».

7.Проверка прогнозов, запись эмоционального состояния героя

8.Прогноз развязки.

9.Чтение рассказа до конца

10.Проверка прогноза. Осмысление прочитанного. Завершите заполнение таблицы. Работа с текстом.

V. Рефлексия

1.Дискуссия, обсуждение прочитанного. Анализ карты состояния героя.

2.Творческая переработка новой информации.

Составление синквейна по ключевому слову «одиночество» - в нём проблема прочитанного рассказа.

3.Совет учителя прочитать об отношениях взрослых и детей:

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

А. Масс «Дети капитана Гранта и я»

4.Оценки за урок.

VI. Д/з. Написать свой финал рассказа.

6.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока.

На этапе вызова актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с теорией литературы, с текстом; стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, ключевому слову, прогнозируется его содержание, проблематика.

Осмысление содержания формирует у учащихся навыки работы с текстом, вдумчивого, выразительного чтения, умение прогнозировать, творчески перерабатывать новую информацию. В ходе обсуждения фрагментов учащиеся приобретают навыки поиска и отбора информации.

На стадии рефлексии учащиеся приобретают навыки обобщать и делать выводы, творчески перерабатывают полученную информацию

Домашнее задание развивает творческие способности учащихся

© 2010-2022