«Образы природы в музыке и литературе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Образы природы в музыке и литературе»

Интегрированный урок по музыке и литературе (6 класс)

  1. Педагогическое обоснование учебного занятия

Главная задача уроков - дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово и музыку. Важно способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами и композиторами. Для этого можно обращаться к ассоциациям, воспоминаниям школьников, использовать музыкальные образы и изобразительное искусство, побуждать детей к творческому воплощению образов родной природы путем написания собственных стихотворных или прозаических произведений, выразительного чтения, создания иллюстраций.

На данных уроках возможно повторение теоретических знаний - размеров стиха, тропов и звукописи (аллитерации, ассонансов), - все это способствует более глубокому пониманию поэтических образов

  1. Цели учебного занятия:

- учить воспринимать текст литературного произведения, формировать культуру восприятия художественного слова

- формировать образное восприятие музыкальных произведений, умения сопоставлять литературный текст и музыкальное произведение, развивать ассоциативное мышление

- учить находить яркие детали и средства художественной выразительности в поэтическом тексте и определять их роль

- учить выразительному чтению

- учить исполнять вокальные произведения соответственно характеру песни

- познакомить с музыкальными пьесами П.И.Чайковского из цикла "Времена года";
- осуществить подготовку к сознательному и глубокому анализу лирического произведения (работа со средствами языковой выразительности: олицетворение, метафора, эпитет);
- учить чувствовать внутреннюю мелодию, напевность стихотворения, а также оценивать переживания автора, вложенные в литературное или в музыкальное произведение;
- совершенствовать навыки сознательного, беглого и выразительного чтения; осуществить попытку музыкального чтения (чтения под музыку)
- способствовать развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление, речь, воображение
- воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии и к музыке

- воспитывать нравственную и эстетическую культуру; приобщать к искусству

- воспитывать любовь к Родине через картины родной природы (природные образы)
- прививать любовь к родной культуре, литературному наследию и музыкальному достоянию

  1. Форма проведения: интегрированный урок

  2. Учебное оборудование: музыкальный центр, медиатехника, портреты П.И.Чайковского, Э.Грига, М.П.Мусоргского

  3. Методическое обеспечение учебного занятия: репродуктивный, метод аналитической беседы, наглядно-иллюстративный метод

  4. Структура учебного занятия

Этапы УЗ

Кол-во времени

Дидактическая задача этапа

1

Орг. момент

1мин

Организовать на работу

2

Познакомить с темой, целями и задачами урока.

1мин

Актуализация

3

Выразительное чтение стихотворения «Музыка» Ивенсена в сопровождении музыки

2мин

Активизация внимания, настрой на дальнейшую работу, на восприятие материала

4

Музыкальный ряд

4 мин

Формирование образного восприятия музыкальных произведений

Развитие ассоциативного мышления

5

Сопоставление тематически одинаковых фрагментов

4 мин

Видеть стилистические особенности

6

Беседа по прослушанным произведениям.

Лексическая работа

5 мин

Развитие речи и обогащение словарного запаса

7

Выразительное чтение стихотворений

6 мин

Обучение выразительному чтению

8

Аналитическая беседа

8 мин

Обучение анализу стихотворения

9

Лексическая работа

(Работа с терминами)

2 мин

Повторение литературоведческих терминов

10

Заключительный этап Подведение итогов

2мин

Обучение вокальному исполнению

14

Домашнее задание

1мин

Инструктаж домашнего здания

Конспект урока

1. Орг момент
2. Учитель музыки. Вступительное слово.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в мир прекрасной русской поэзии и чудесной музыки П.И.Чайковского, Э.Грига, А.Вивальди. Художники, поэты, музыканты больше всего любили свою Родину. Русские неповторимые пейзажи, красота родной природы, русский человек - вдохновляли их на создание гениальных произведений. Сегодня на уроке мы с вами увидим музыку в стихах, услышим, о чем говорит нам музыка.
3. Выразительное чтение стихотворения

Стихотворение "Музыка" М. Ивенсена читается на фоне звучащей музыки и смены слайдов, с изображением природы.

Послушай: музыка вокруг;
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье
... Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой. (М. Ивенсен)

4. Музыкальный ряд. Проигрывается несколько фрагментов, учащиеся должны рассказать, какие образы возникают у них, какие вызывает ассоциации.

- Какое настроение создается при прослушивании этих произведений? Какие бывают звуки в природе? Ассоциативный ряд.
- Опишите, что вы себе представили, слушая музыку?

Вспомните музыкальные произведения, в которых изображаются картины природы. (Ответы детей)
5. Сопоставление тематически одинаковых фрагментов

- Сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных фрагмента, тематически одинаковых, названия у произведений почти схожи. Вы внимательно прослушайте и уловите разницу.

А мы с вами прослушали произведения М.П. Мусоргского "Рассвет на Москва-реке" и Э. Грига "Утро".
6. Беседа по прослушанным произведениям. Лексическая работа

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Пётр Ильич Чайковский.
- Назовите знакомые вам произведения этого автора.
Есть у Петра Ильича цикл для фортепиано "Времена года", состоящий из нескольких музыкальных произведений. Этот цикл из двенадцати картин для фортепиано я бы назвала энциклопедией русской усадебной жизни XIX века. А что такое в музыке «цикл»? (Ответы детей - Цикл - это музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, следующих друг за другом, контрастных по характеру и объединённых общей темой.) В цикле можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского.

7. Выразительное чтение стихов. Учитель литературы.

Природа вдохновляла и вдохновляет многих поэтов и композиторов на создание чудесных произведений. Одним из поэтов, влюбленных в природу, был Ф.И.Тютчев.

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится" (наизусть).

Учитель литературы. В поэзии и музыке издавна весна означала нечто большее, чем обычное время года, она обрела устойчивый образ, связанный с пробуждением жизненных сил, настроением радости и печали. Для А.А. Фета, поэта, писавшего о весеннем времени года, природа была не просто фоном, а частью человеческой души. Чтение стихотворения А.А.Фета

8. Аналитическая беседа. Работа с поэтическими текстами

- Природа у поэтов разная, она живет по своим законам гармонии, и часто в поэтических произведениях поэты ее одушевляют, используя прием …

- Как называется прием одушевления предметов неживой природы?

А) Прочитаем стихотворение Якова Полонского:

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели...

Я. П. Полонский

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели...

Я. П. Полонский

Аналитическая работа по стихотворению Я.Полонского

- Какая картина предстает перед вами?

- Какой художественный прием позволяет зримо представит эту картину?

- Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

- Какое настроение выражено в стихотворении?

- Разобьем стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?

- Почему после трех строф с перекрестной рифмовкой следует строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

- Определите размер, которым написано стихотворение

Учащиеся делают краткие записи в тетради.

В) Прочитаем стихотворение Ф. Тютчева:

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

6 июня 1849

Ф.И. Тютчев

Аналитическая работа по стихотворению Ф.Тютчева

- Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении «Неохотно и несмело...»

- Какими словами передает он изменения в природе?

- Найдите олицетворения. Какова их роль?

- Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки?

- Какие еще средства художественной выразительности использует поэт?

- В каких строках поэт использует звуки для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?

- Как называется такой художественный прием?

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Учащиеся в ходе работы делают записи.

В) Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Фета "Весенний дождь" Аналитическая работа по стихотворению А. Фета

- Какие чувства и ощущения вызывают у вас эти стихотворения? (Помощь - репродукции на доске, слова-помощники на столе).

- Почему так много жизни в стихотворениях о весне? Подумайте. А найти вам ответ поможет удивительная музыка Чайковского из цикла «Времена года» - «Подснежник»

Звучит пьеса «Подснежник»

Слово учителя музыки. Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник" как и стихотворение А.Фета наполнена светлым лирическим чувством, передают волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывает в нас необычайное воодушевление. Весна - пробуждение природы от зимней спячки, стремление к обновлению, к новым открытиям.

9. Лексическая работа. Итак, с какими литературоведческими терминами мы сегодня встретились?

На доске проецируются термины: олицетворение,сравнение, метафора, эпитет, аллитерация, рифма, ямб, хорей.

Какова их роль в поэтических текстах? ( У литературы и у музыки есть свой язык, с помощью которого поэты и композиторы создают удивительные образы природы).

10. Заключительный этап. Подведение итогов. Учителя литературы и музыки.

«Сначала было СЛОВО». Вы все, наверное, слышали это изречение. Но первое произнесенное слово было звуком, оно несло истину, а значит, красоту. Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. И мы это увидели сегодня на уроке. Поэзия и музыка призваны дарить нам красоту мира, которую мы часто не видим и не слышим. Но остановитесь, задержите внимание, приглядитесь, вслушайтесь, и вам откроется чудо, красота мира.

Наш урок подошел к концу. Но еще не раз мы будем слушать произведения великих композиторов, читать стихотворения великих поэтов, стараясь понять, почувствовать то, о чем они рассказывают.

11. Инструктаж домашнего задания.

Ребята, сегодня вы очень хорошо и активно поработали, мы надеемся, что домашнее задание не будет для вас сложным, потому что каждый из вас может выбрать форму задания. 1. Создать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. 2. Написать комментарий к понравившемуся стихотворению. 3. Создать презентацию «Загадочный мир природы», используя стихи, музыку, картины или фотографии.



© 2010-2022