Планирование элективного курса в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по русскому языку «Беседы о русской стилистике и культуре речи» в 10 классе. ( 1 час в неделю, 34 часа в год).

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа.

Стилистика-наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-, телерепортажи, служебные документы, произведения классиков.

Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурной речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи- уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

  1. Грамматическая стилистика.

1.Стилистическая окраска слов.

2.Фразеологические выражения.

3.Грамматические формы.

4.Различные типы предложений.

5. Произносительные нормы.

  1. Функциональная стилистика.

  1. Исторически сложившаяся система стилей ,различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.

  2. Связь стилей речи литературных жанров.

  1. Стилистика текста.

Закономерность связи строения текста с личностью автора.

Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.

  1. Практическая стилистика.

Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте.

Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

Цели элективного курса:

  • Углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

    • Научить различным приемам использования их выразительных средств;

    • Способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • Знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

  • Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

  • Проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости) ;

  • Самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • Пользование нормативными словарями и справочной литературой.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Говорить и слушать, так как «уметь говорить- искусство, уметь слушать- культура»(Д.С.Лихачев),

  • Владеть устной и письменной речью;

  • Владеть навыками стилистической правки текста;

  • Проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы ,которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

  • Проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший», «дурной» и истинный вкус- можно ли о них спорить»;

  • Самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

  • Совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

  • Рецензирование;

  • Сообщения как результат наблюдений.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

Учебно-методический комплект Н.Б. Божко «Беседы о русской стилистике и культуре речи» рекомендован министерством образования и науки РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Элективный курс Н.Б. Божко для 10 класса соответствуют требованиям государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку. Содержание курса направлено на обеспечение коммуникативной компетентности учащихся. Содержание курса способствует формированию общеучебных умений и навыков учащихся предоставляет возможности для их развития и саморазвития, формирования творческой деятельности. Элективный курс необходим выпускникам в подготовке к ЕГЭ.

Формы и методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса: урок - лекция, урок - практикум, урок - исследование, комбинированный урок, урок - тест, урок - зачет, урок - самостоятельная работа, урок - практикум, урок - контрольная работа.

Ведущими методами обучения предмету являются: частично - поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно - иллюстративный и репродуктивный.

На уроках используются различные технологии: личностно - ориентированная, развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

  • находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся. Субъектами оценки на элективных занятиях являются каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы. Преобладает не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний.

В процессе оценочной деятельности учащиеся учатся соотносить конечные результаты, промежуточные этапы и выполняемые ими действия с эталонами: схемами, алгоритмами, планами, образцами ответов.

Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ.

Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии.

Для контроля уровня достижений обучающихся на элективных курсах могут быть использованы такие способы, как наблюдение за его активностью на занятиях, анализ творческих, исследовательских работ, анкетирование, тестирование, оценка промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1997

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1975

  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М. 1998

  4. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Знание, 1978

  5. Словарь синонимов: справочное пособие / под редакцией А.П. Евгеньевой. - М.: Наука, 1975

  6. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова - М., 1979

  7. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.: Просвещение, 1976

  8. Дерягин В.Я Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 1978

  9. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1983

  10. Словарь синонимов: справочное пособие / под редакцией А.П. Евгеньевой. - М.: Наука, 1975

  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1975

  12. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова - М., 1979






Тематическое планирование.

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

Предметные результаты.


1

Введение. "Уметь говорить- искусство. Уметь слушать -культура"(Д.С.Лихачев)

1

Беседа

Уметь говорить, слушать и слышать, выбирать слова, предложения, определять главные признаки текста.

2

Место стилистики в системе наук языкознания

1

Беседа. Редактирование собственного текста. Обработка видов подчинительной связи. Устранение ошибок в предложении

Уметь связать стилистику с культурой речи, , знать понятия поэтики, теории ораторского искусства, уметь определять проблемы культуры речи.

3-4

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста

2

Практикум (Урок может проходить в форме заседания клуба "Любители и почитатели языкознания"). Обсуждение и редактирование лучших рефератов.

Знать понятия основные разделы стилистики и их функции.

5-6

Практическая стилистика

2

Практикум. (Урок можно провести в форме заседания клуба "Любители и почитатели русского языка"). Распределение ролей, разыгрывание сценок.

Уметь анализировать текст, знать, что такое функциональная и коммуникативная стилистика, владеть практической стилистикой.

7-8

Функциональная и коммуникативная стилистика

2

Игра "На лингвистической конференции"

Уметь пользоваться богатством языка, выразительными средствами языка.

9-10

Формирование коммуникативных единиц

2

Практикум (Урок можно провести в форме заседания клуба «Любители и почитатели русского языка»).Работа со словом, словарем

Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы.

11-12

Формирование коммуникативных единиц

2

Практикум (продолжение). Работа с поэтическим и прозаическим текстами

13

Что такое культура речи?

1

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова

14-15

О древней науке риторике

2

Устное выступление - защита. Защита рефератов-проектов «Что такое риторика?».

Знать понятие о науке риторике, о видах речи, функции ораторской речи, работать с текстами по риторике

16

Книжно-славянская письменная традиция

1

Устные выступления учащихся. Работа со словарем

Знать, что такое письменное двуязычие, типы литературного языка, уметь пользоваться обработанным народно-литературным языком

17

Три стиля в российском языке

1

Лекция. Исследование текстов

Знать истоки возникновения теории трех стилей, ее развития, уметь анализировать тексты разных стилей.

18

Категории «высокого» и «низкого»

1

Устное выступление. Исследование текстов А.Пушкина, М.Лермонтова

Знать общие категории высокого и низкого, их современное содержание, уметь анализировать текст с точки зрения высокого и низкого в искусстве и литературе.

19-20

"Хороший", "дурной" и истинный вкус

2

Лекция с элементами беседы. Исследование

Знать понятия соразмерности, сообразности, уметь определять истоки книжно-письменной речи

21

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика

1

Лекция. Беседа. Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутках, на заборах)

Уметь анализировать художественные тексты, тексты разговорного стиля, находить специфические языковые средства

22

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления: термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.

1

Лекция. Беседа. Работа со словарем

Уметь производить лексический слова, выбирать нужные слова с учетом его значения и стилистических свойств, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм, соблюдать лексические нормы в собственной речи.

23-24

Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова

2

Семинар. Составление текста по проверке знаний учащихся .

25

«Забавные» и «коварные» созвучия

1

Беседа. Исследование некоторых грамматических правил языка.

Владеть основными правилами произношения, уметь различать звуковую форму слова, пользовать выразительными средствами фонетики.

26

Устойчивые и свободные словосочетания.

1

Беседа. Работа с фразеологизмами на время

Знать происхождение фразеологизмов, их значение и словоупотребление, уметь использовать в создании текстов

27

Период. Прозаическая строфа (абзац)

1

Беседа. Исследование текстов Л.Н.Толстого (строение текста)

Выявлять роль абзаца как пунктуационного знака, передающего смысловое членение текста

28

Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога

1

Лекция. Анализ текста художественной литературы

Понимать значение понятий монолог и диалог, знать разновидность диалогов, характерные особенности, понимать структурные элементы монолога, отличие монолога как формы речи, выделять характерные черты монолога, уметь вести диалог, составлять монологическое высказывание.

29-30

Функциональные стили

2

Семинар. Исследование текста

Понимать, что литературный язык - это исторически сложившаяся высшая форма национального языка, используется во всех сферах общения, понимать, как соотносятся между собой функциональные стили.

31-32

Слово и жест

2

Лекция. Исследование текста Пушкина "Евгений Онегин"

Использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику и жесты в устном общении, языковые средства, определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам

33-34

Язык жестов

2

Беседа



© 2010-2022