Программа по литературе (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.:Просвещение, 2012); школьного учебного плана на 2015-2016 учебный год; Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ №2 при ИК с. Чугуевка.

Учебник: «Литература 8 класс» В. Я. Коровина, В. И. Коровин, П. Журавлев; под. ред. В. Я. Коровиной. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество часов на внеклассное чтение, на развитие речи и зачеты.

Школьный учебный план отводит 108 часов для изучения предмета литература,в том числе:

  • на изучение произведений в классе - 106 ч., из них:

- внеклассное чтение - 2 ч.;

- сочинения - 6 ч.;

Резерв времени -2 ч.

Содержание курса литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло­гического и проблемно-тематического принципов, с опорой на взаимо­связь литературы и истории, что определяет подго­товку учащихся к восприятию курса на историко - литературной основе.

Содержание курса литературы включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.


Цели и задачи изучения литературы в 8 классе


Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию эстетической функции слова, овладению стили­стически окрашенной русской речью.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской

  • классической и зарубежной литературы.

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его много­национального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний и суждений по поводу прочитанного.

Задачи :

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

  • понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли

изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании

художественных образов литературных про­изведений.


Формы контроля и учета достижений обучающихся

Текущая аттестация:

  • устный опрос;

  • различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения;

  • письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения; сочинения на литературные темы; чтение по ролям.

Итоговая (полугодие, год):

  • индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявления его последующей динамики;

  • контроль техники чтения;

  • сочинения;

  • тестирование.

Урочная деятельность:

  • анализ динамики текущей успеваемости.


Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация представляет собой:

полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (полугодия) на основании текущего контроля успеваемости;

Формами контроля качества усвоения обучающимися содержания учебных программ являются:

  • письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения и другое.

  • устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

  • комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

Полугодовая промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (полугодие).

Отметка обучающегося за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни школы;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Обоз», «Лягушки, просящие царя» И.А. Крылова; « История Пугачёвского бунта», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «После бала» Л.Н. Толстого, «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Куст сирени» А.И. Куприна, «Россия» А.А. Блока, «Пугачев» С.А. Есенина, «Как я стал писателем» И.С. Шмелева, «Пенсне» М.А. Осоргина, «Жизнь и воротник» Теффи, «История болезни» М.М. Зощенко, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Возвращение» А.П. Платонова, «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьева, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Путешествие Гулливера» Д.Свифта, «Айвенго» В.Скотта;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв.: Д.И.Фонвизина, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.А.Блока, С.А. Есенина, И.С.Шмелёва, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева, этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретические литературные понятия: образ-характер; художественный вымысел в литературе; тема и идея художественного произведения; драматическое произведение; комедия; сатира и юмор в драматическом произведении; герой-повествователь; литературное произведение как художественное единство; композиция произведения; соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения; конфликт в художественном произведении; художественная деталь (развитие понятия); образ автора в художественном произведении; традиции устного народного творчества в литературе; авторское отступление как элемент композиции художественного произведения.

Уметь:

  • воспринимать на слух литературные произве­дения разных жанров,

осмысленно читать и адекватно воспринимать прочитанное;

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Нормы оценок

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять знания в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится за

  • исчерпывающий, точный ответ;

  • отличное знание текста и др. литературных материалов;

  • умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов;

  • свободное владение литературоведческой терминологией;

  • навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания;

  • умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами;

  • говорить правильным литературным языком.


Отметка «4» ставится за

  • ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала;

  • умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации;

  • умение излагать свои мысли последовательно и грамотно.

В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.

Отметка «3» ставится за

  • ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал;

  • анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме;

  • имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний.


Отметка «2» ставится, если

  • показано незнание текста или неумение его анализировать;

  • анализ подменяется пересказом;

  • в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала;

  • нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов;

  • недостаточно сформированы навыки устной речи;

  • имеются отступления от литературной нормы.

Критерии оценки сочинения по литературе.

Отметка «5» может быть выставлена,

  • если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме;

  • обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения;

  • умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли;

  • писать правильным и выразительным литературным языком.

Отметка «4» ставится

  • за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста;

  • умение пользоваться литературным материалом;

  • делать необходимые выводы и обобщения;

  • писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

Отметка «3» ставится

  • за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.


Отметка «2» ставится

  • за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения;

  • преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом;

  • изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника,

  • имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Примечание:

Содержание сочинения не может быть оценено на отлично, если не раскрыта тема сочинения (при соблюдении всех остальных параметров).

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Об используемой учебно-методической литературе, наглядном оборудовании, электронных образовательных ресурсах (ЭОР)

Учебно-методическая литература

Программно-методический комплекс по литературе (авторы-составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин) соответствует требованиям федерального государственного стандарта общего образования.

Учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки и входит в федеральный перечень учебников. Он позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Учебник построен на историко-литературной основе: от древнерусской литературы до литературы второй половины XX века.

УМК под редакцией В. Я. Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания литературного образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.


  1. Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе», Москва, издательство «ВАКО», 2008 г.

  2. «Литература 8 класс» В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин под. ред. В. Я. Коровиной. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013 г.



Наглядные средства обучения


  1. Наглядно - демонстрационный материал для УШ класса.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


  1. Компакт- диски с художественными фильмами изучаемых произведений в УШ классе.«Литература 8 класс. Краткое изложение произведений (Аудиокурсы)», издательство «ИДДК», 2007 г.

  2. rusfolk.chat.ru - Русский фольклор.

  3. pogovorka.com. - Пословицы и поговорки.

  4. old-russian.chat.ru - Древнерусская литература.

  5. klassika.ru - Библиотека классической русской литературы. ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов.

  6. rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы». 1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»).

  7. center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература».

  8. Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. (Мультимедийное пособие).

  9. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8.

  10. Сеть творческих учителей it-n.ru/. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page .

  11. openclass.ru.

  12. wikipedia/ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

  13. krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

  14. rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

  15. slovari.ru Электронные словари.

  16. feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  17. myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

19.ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ.

20.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

21.som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов.

22.ug.ru/ -«Учительская газета».

23.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.

24.schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет».

25.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

26.all.edu.ru/ - Все образование Интернета.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел. Темы.

Количество часов


1.ВВЕДЕНИЕ.

Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Диагностическая контрольная работа №1(тест).

2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне.

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».


3.ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий-главное новшество литературы ХУП века. Сатира на судебные порядки.


4.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Социальная и нравственная проблематика комедии.

Проблемы воспитания и образования гражданина.

Говорящие фамилии и имена. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

5.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

61ч

И.А.Крылов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни.


К.Д. Рылеев. Слово о поэте. Автор сатир и дум. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении Пушкина к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К***(Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёвского бунта» (отрывки). Пугачёв в историческом труде Пушкина.

Творческая история повести «Капитанская дочка»

Формирование характера Петра Гринева. Анализ глав 1-2.

Знакомство с текстом повести «Капитанская дочка». Анализ глав.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Анализ глав повести .

Знакомство с текстом повести. Белогорская крепость и её обитатели.

Падение Белогорской крепости.

Изображение народной войны и ее вождя. 8-9 главы.

Изображение народной войны и ее вождя. 10-12 главы

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих» потрясений.

Маша Миронова - нравственная красота героини.

Образ Маши Мироновой.

Смысл названия повести.

Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

Обобщающий урок по повести «Капитанская дочка».

р/р Сочинение по творчеству Пушкина

Проблема «человек и судьба» в идейном содержании повести «Пиковая дама».

Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения. Особенности композиции.

«Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой.

Образ Мцыри в поэме. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монахов.

Образ монастыря и окружающей природы.

Отношение автора к герою. Смысл названия поэмы.

Контрольная работа №2 по итогам 1 полугодия (тест).

Анализ контрольной работы.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Отношение писателя к истории и исторической теме в литературе.

История создания и история постановки комедии «Ревизор». Чтение и анализ 1- 2 действия комедии «Ревизор».

Чтение и анализ 3 действия комедии «Ревизор». Семейство городничего.

Чтение и анализ 4 действия «Ревизора». Разоблачение пороков чиновничества.

Образ города и тема чиновничества в комедии.

«Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Образ Хлестакова. Составление характеристики героя.

Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор».

Обобщающий урок по комедии «Ревизор». Комедия «со злостью и солью».

р/р Сочинение по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.

«Шинель». Тема города и «маленького человека» в повести.

Петербург как символ вечного «адского» холода.




М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

«История одного города»- художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.

Гротесковые образы градоначальников.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество.

Нравственные проблемы рассказа.

Деталь как средство создания образа в рассказе.

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала». Идея разделённости двух Россий.

Социально-нравственные проблемы рассказа.

Контраст как средство раскрытия конфликта.

Рр Сочинение по рассказу «После бала».

Поэзия родной природы в русской литературе ХIХ века. (обзор)

А. П. Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви». История любви и упущенного счастья.

Судьба главного героя.

6.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века

26ч

И.А. Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказ «Кавказ».

Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.


А.И. Куприн. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

А.А. Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Историческая тема в стихотворении «Россия», её современное звучание и смысл.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев»- Поэма на историческую тему.

Характер Пугачева и поэме. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях. Современность и историческое прошлое в поэме.

Рр Сочинение (ответ на проблемный вопрос) по творчеству А. Блока и С. Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.

М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы сатирического повествования.

Смысл исторического повествования о прошлом.

Теффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине и ее воплощение в поэме. Новаторский характер Василия Теркина. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Отражение военного времени.

Мечты и реальность военного детства. Утверждение доброты в душах солдат, вернувшихся с войны.

Изображение негромкого героизма тружеников тыла.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне (М. Исаковский,

Б. Окуджава, Л. Ошанин, А. Фатьянов) . Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.



В.П.Астафьев. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Урок внеклассного чтения. К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Проблема истиной человечности в рассказе.

Урок внеклассного чтения. Ч. Айтматов «Ранние журавли».

Тема войны в повести: «У войны не детское лицо».


Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (обзор). Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Контрольная работа№3 (тест) по итогам 2 полугодия.

Анализ контрольной работы.

7.ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. Шекспир. Краткий рассказ о жизни писателя.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть.

В строгой форме сонетов Шекспира живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Ж.- Б. Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии.

Дж.Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения героя.

В.Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом».

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ - 2ч

ВСЕГО

108ч





















© 2010-2022