- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Практикум по русскому языку
Рабочая программа элективного курса Практикум по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лямина О.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Практикум по русскому языку»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 25 заданий по всем основным разделам школьного курса.
Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
-
Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
-
Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
-
Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
-
Орфографическую и пунктуационную грамотность;
-
Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
-
Умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
-
У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.
Но наряду с плюсами есть и минусы:
-
ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
-
Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.
Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс «Практикум по русскому языку». Например, такие как:
-
Вводится дополнительное время (+2 часа в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.
-
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.
-
Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе.
-
Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания ЕГЭ.
Место курса в образовательном процессе.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного (не гуманитарного) уровня на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на 70 часов, по 2 часа в неделю аудиторных занятий.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
-
Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
-
Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
-
Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
-
Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков ответов на экзамене.
-
Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
-
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
-
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
-
Углубленное изучение отдельных тем курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
-
лексика;
-
фонетика;
-
морфемика и словообразование;
-
орфография и морфология;
-
синтаксис;
-
пунктуация;
-
языковые нормы.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
-
Рассказ учителя
-
Беседа
-
Работа со словарями
-
Анализ таблицы и т.д.
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий.
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
-
Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
-
Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.
-
Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.
Учебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос 2015 года и ЕГЭ-2015: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование лингвистической компетенции (38 часов)
Морфология: части речи и принципы их классификации, морфологические нормы.
Синтаксис, речеведение: грамматическая основа предложения; синтаксическая характеристика предложения; синтаксические нормы; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте, словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях, простые односоставные предложения; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте; стилистические фигуры
Формирование языковой компетенции (26 часов)
Орфография: Н и НН в различных частях речи; правописание корней, правописание приставок, разделительные Ъ Ь; правописание Е-И в глаголах и глагольных формах; правописание суффиксов глаголов; различение НЕ-НИ; слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи; слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи.
Пунктуация: союз И в сложносочиненных предложениях и простых предложениях с однородными членами; знаки препинания при обособленных членах предложения, при вводных словах, при однородных членах предложения; знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, сложноподчиненных предложениях, предложениях с различными видами связи.
Повторение (6 часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язык.
должны уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
должны владеть:
-
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата план.
Дата факт.
Введение
ЕГЭ по русскому языку. Правила заполнения бланков
2
Формирование лингвистической компетенции
Синтаксис. Синтаксические нормы
Практическое занятие
1
1
Грамматическая основа предложения
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Простые односоставные предложения
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Обособленные члены предложения.
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Однородные члены предложения.
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Виды сложных предложений (сложносочиненное предложение)
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Виды сложных предложений (сложноподчиненное предложение)
Практическое занятие
1
1
Синтаксис. Виды сложных предложений (бессоюзное сложное предложение)
Практическое занятие
1
1
Решение варианта ЕГЭ
2
Морфология. Трудные случаи морфологического разбора
Практическое занятие
1
1
Морфологические нормы
Практическое занятие
1
1
Морфология. Части речи и принципы их классификации. Самостоятельные части речи
Практическое занятие
1
1
Морфология. Части речи и принципы их классификации. Служебные части речи
Практическое занятие
1
1
Речеведение. Текст. Основные понятия
Практическое занятие
1
1
Речеведение. Способы связи предложений в тексте
Практическое занятие
1
1
Речеведение. Стилистические фигуры
Практическое занятие
1
1
Решение варианта ЕГЭ
2
Формирование языковой компетенции
Пунктуация. Принципы русской пунктуации
Практическое занятие
1
1
Простое осложненное предложение (однородные члены предложения)
Практическое занятие
1
1
Простое осложненное предложение (вводные слова и выражения)
Практическое занятие
1
1
Простое осложненное предложение (обособленные определения и обстоятельства)
Практическое занятие
1
1
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении
Практическое занятие
1
1
Решение варианта ЕГЭ
2
Орфография. Правописание приставок
Практическое занятие
1
1
Орфография. Правописание корней
Практическое занятие
1
1
Орфография. Правописание суффиксов разных частей речи
Практическое занятие
1
1
Орфография. Слитное и раздельное написание слов
Практическое занятие
1
1
Орфография. Н и НН в разных частях речи.
Практическое занятие
1
1
Орфография. Написание НЕ с разными частями речи
Практическое занятие
1
1
Решение варианта ЕГЭ
2
Повторение
Практические занятия. Работа с заданиями ЕГЭ.
4
Контрольная работа
2
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2012. Русский язык. Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Е.А. Издательство: М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования»
2. Интенсивный курс подготовки к тестированию по русского языка
Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. Рустест. Иссерс О.С, Кузьмина Н.А.
3. Егораева Все справочники, задачники, практикумы и типовые задания.
4. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. - С.-Петербург: Паритет, 2012.
5. Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2013 .
6. Демоверсии ЕГЭ.
7. fipi.ru
8. obrnadzor.gov.ru
9. ege.edu.ru