Рабочая программа элективного курса Практикум по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Практикум по русскому языку»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 25 заданий по всем основным разделам школьного курса.

Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

  • Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

  • Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);

  • Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

  • Орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

  • Умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

  • У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

Но наряду с плюсами есть и минусы:

  • ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.

  • Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.

Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс «Практикум по русскому языку». Например, такие как:

  • Вводится дополнительное время (+2 часа в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.

  • Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.

  • Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе.

  • Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Так как в старших классах общеобразовательного (не гуманитарного) уровня на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на 70 часов, по 2 часа в неделю аудиторных занятий.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

  2. Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

  4. Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков ответов на экзамене.

  5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

  8. Углубленное изучение отдельных тем курса.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;

  • фонетика;

  • морфемика и словообразование;

  • орфография и морфология;

  • синтаксис;

  • пунктуация;

  • языковые нормы.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя

  • Беседа

  • Работа со словарями

  • Анализ таблицы и т.д.

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий.

Дополнительный обучающий материал.

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

  1. Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.

  2. Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.

  3. Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.

Учебное пособие для учащихся.

В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос 2015 года и ЕГЭ-2015: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Формирование лингвистической компетенции (38 часов)

Морфология: части речи и принципы их классификации, морфологические нормы.

Синтаксис, речеведение: грамматическая основа предложения; синтаксическая характеристика предложения; синтаксические нормы; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте, словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях, простые односоставные предложения; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте; стилистические фигуры

Формирование языковой компетенции (26 часов)

Орфография: Н и НН в различных частях речи; правописание корней, правописание приставок, разделительные Ъ Ь; правописание Е-И в глаголах и глагольных формах; правописание суффиксов глаголов; различение НЕ-НИ; слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи; слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи.

Пунктуация: союз И в сложносочиненных предложениях и простых предложениях с однородными членами; знаки препинания при обособленных членах предложения, при вводных словах, при однородных членах предложения; знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, сложноподчиненных предложениях, предложениях с различными видами связи.

Повторение (6 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язык.

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Введение

ЕГЭ по русскому языку. Правила заполнения бланков

2


Формирование лингвистической компетенции

Синтаксис. Синтаксические нормы

Практическое занятие

1

1


Грамматическая основа предложения

Практическое занятие

1

1


Синтаксис. Словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях

Практическое занятие

1



1


Синтаксис. Простые односоставные предложения

Практическое занятие

1

1


Синтаксис. Обособленные члены предложения.

Практическое занятие

1

1


Синтаксис. Однородные члены предложения.

Практическое занятие

1

1


Синтаксис. Виды сложных предложений (сложносочиненное предложение)

Практическое занятие

1



1


Синтаксис. Виды сложных предложений (сложноподчиненное предложение)

Практическое занятие

1



1


Синтаксис. Виды сложных предложений (бессоюзное сложное предложение)

Практическое занятие

1



1


Решение варианта ЕГЭ

2


Морфология. Трудные случаи морфологического разбора

Практическое занятие

1



1


Морфологические нормы

Практическое занятие

1

1


Морфология. Части речи и принципы их классификации. Самостоятельные части речи

Практическое занятие

1



1


Морфология. Части речи и принципы их классификации. Служебные части речи

Практическое занятие

1



1


Речеведение. Текст. Основные понятия

Практическое занятие

1

1


Речеведение. Способы связи предложений в тексте

Практическое занятие

1

1


Речеведение. Стилистические фигуры

Практическое занятие

1

1


Решение варианта ЕГЭ

2


Формирование языковой компетенции

Пунктуация. Принципы русской пунктуации

Практическое занятие

1

1


Простое осложненное предложение (однородные члены предложения)

Практическое занятие

1



1


Простое осложненное предложение (вводные слова и выражения)

Практическое занятие

1



1


Простое осложненное предложение (обособленные определения и обстоятельства)

Практическое занятие

1



1


Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

Практическое занятие

1



1


Решение варианта ЕГЭ

2


Орфография. Правописание приставок

Практическое занятие

1

1


Орфография. Правописание корней

Практическое занятие

1

1


Орфография. Правописание суффиксов разных частей речи

Практическое занятие

1



1


Орфография. Слитное и раздельное написание слов

Практическое занятие

1

1


Орфография. Н и НН в разных частях речи.

Практическое занятие

1

1


Орфография. Написание НЕ с разными частями речи

Практическое занятие

1

1


Решение варианта ЕГЭ

2


Повторение


Практические занятия. Работа с заданиями ЕГЭ.

4


Контрольная работа

2


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

1. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2012. Русский язык. Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Е.А. Издательство: М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования»

2. Интенсивный курс подготовки к тестированию по русского языка
Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. Рустест. Иссерс О.С, Кузьмина Н.А.

3. Егораева Все справочники, задачники, практикумы и типовые задания.

4. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. - С.-Петербург: Паритет, 2012.

5. Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2013 .

6. Демоверсии ЕГЭ.

7. fipi.ru

8. obrnadzor.gov.ru

9. ege.edu.ru

© 2010-2022