Технологическая карта по русскому языку в 5 классе Правописание гласных букв о-а в чередующихся корнях -лаг--лож-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова.,Л.А.Тростенцовой.

Тема урока: Правописание гласных букв о-а в чередующихся корнях -лаг- -лож-

Тип урока: Открытие «нового» знания.

Методы обучения: исследовательский, игровой.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, информационно- коммуникативная, критическое мышление.

Материальное обеспечение: ПК, учебник, раздаточный материал: линвистическая сказка, перчатки, «улики», тестирование, сыщики- Шерлок Холмс и доктор Ватсон, музыкальный материал.

Цели: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы А-О в корне -лаг-лож-».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне

Приветствие учащихся.

Рассказывает о необычном уроке.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня школа не простая,

В ней детективов обучают.

Развивать у всех должна

Наблюдательность она,

Память, логику, внимание,

Чтобы выполнить задание.


Знакомство с сыщиками.

Слушают учителя.

Общаются визуально с сыщиками.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

2.Актуализация знаний и изучение нового материала.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Учитель выводит лингвистическую сказку на ПК, и обучающиеся ее анализируют и выводят тему урока, его цель.

Беседа:

-О чем сказка?

-Как вы считаете, какова будет тема нашего рассуждения?

-А для чего нам нужно изучать корни лаг-лож?

Пригодятся ли эти знания в жизни?

Предлагает детям собирать улики, доказательства по материалу дела.

Обучающиеся читают текст, отвесчают на вопросы беседы, пытаются сами сформулировать правило.

Формулируют тему и цель урока.

Учатся анализировать текст сказки, найти в нем основное, соббирать улики, доказательства для выполнения общего дела.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Первичная проверка понимания правила.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.



4.Закрепление

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Прочитайте правило.

Верно ли мы его сформулировали?

- Попробуйте повторить, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся повторяют правило).

  • Ребята, сможете ли вы привести примеры с изучаемым корнем без приставок?

Дело в том, что корень -лаг-, -лож- имеет важную особенность, слова с таким корнем употребляются только с приставками. Слова ложить нет в русском языке, это речевая ошибка, можно только положить.

А теперь проведем следственный эксперимент.

Поиски коренных жителей

Всѐ перепутано в этой стране, нелегальные мигранты из других стран

заполонили улицы и пытаются спрятаться среди коренных жителей.

- Найдите коренных жителей страны Морфемика. (Слайд 8)

Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка,

ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ѐ после шипящих, звук, фонетика,

окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный

2 ) Игра "Составь слово" (слайд №5)

У слова предутренний возьмите приставку, у слова поговорить возьмите приставку, у слова слагаемое - корень, у глагола решать - суффикс, а у глагола собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово…(Предполагала)

3 ) Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их.

(Учащиеся читают словосочетания и предложения.)

4.

  1. Задание повышенного уровня сложности. (слайд №6)

Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-.Объясните графически выбор гласной в корне.

1. Описать что-то, передать устно или письменно. (Изложить)

2. Надеяться на кого-то. (Полагаться)

3. Вид письменной работы. (Изложение)

4. Часть речи. (Прилагательное)

5. Прибавить одно к одному. (Сложить)

6. Математическое действие. (Сложение)

Предлагает разноуровневые задания дя самостоятельной и групповой работы.

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

  1. Выделим в слове корень.

  2. Поставим ударение.

  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.

  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.


Обучающиеся анализируют слова, выделяют графически орфограммы, ищат улики, комментируя и доказывая, применяют знания на практике.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Применение полученных знаний

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Эксперитиза содержимого конверта,в котором находится тестовое задание по теме.

Обучающимся предложена система баллов:

0-1-»2»,

2-3-»3»,

4-5-»4»,

6-»5».

Учащиеся выполняют выполняют тестовые задания оценивают себя и товарища, слушают письмо от Безграмотности.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.Доброжелатнльное отношение друг к другу.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны три предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Я молодец, потому что...

Я недоволен собой, потому что..

На уроке я запомнил(а) правило.....

Учащиеся в группах выполняют задание.


Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

8. Домашнее задание

Домашнее задание (на выбор):

  1. любое упражнение параграфа из учебника;

  2. составить улики по теме» Правописание гласных букв о-а в чередующихся корнях -лаг- -лож-;

  3. Придумать стихотворение или загадку по изученной теме, чтобы получить звание старшего следователя особо опасных дел.

- До новых встреч в необъятном океане Грамматики!

Записывают залание в дневник, выбирая одно из трех.

Выбор оптимального способа выражения знаний и применение их неа практике, разитие творческого воображения.














© 2010-2022