Рабочая программа по элективному курсу Фонетика-это интересно 9 кл

Программа элективного  курса по русскому языку «Фонетика – это интересно». Представляет собой  перечень тем  для изучения, предлагает  возможный путь  воплощения  конкретных целей обучения, который определяет  отбор  и логическую  расстановку этих  тем,  характер занятий  и систему упражнений.           Эта программа  о звуковом  многообразии нашей речи. В ней решаются  вопросы о фонетических закономерностях  русского  языка, о его  благозвучии и правилах  произношения, о  своеобразном  взаимоот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа элективного курса по русскому языку «Фонетика - это интересно». Представляет собой перечень тем для изучения, предлагает возможный путь воплощения конкретных целей обучения, который определяет отбор и логическую расстановку этих тем, характер занятий и систему упражнений.

Эта программа о звуковом многообразии нашей речи. В ней решаются вопросы о фонетических закономерностях русского языка, о его благозвучии и правилах произношения, о своеобразном взаимоотношении речи устной и письменной введет в мир поэтической звукописи, познакомит с некоторыми особенностями сценической речи.

Данная программа не только расширит познания учащихся в области языка, но и пробудит интерес к науке, которая называется языкознанием.

Общие цели и задачи данной программы:

-сформировать понятие о фонетических языковых единицах . Выработать умения и навыки правильно выделять эти фонетические звуковые единицы.

Структура курса:

1.«Фонетика -это интересно»,

2.«Звуки и слоги. Две самые краткие фонетические единицы»,

3.«Что нужно чтобы речь зазвучала?»,

4.«Имеет ли звук значение».

5.«Говори правильно!»

Планируемым результатом обучения по программе будет являться подготовка к ГИА по русскому языку.

Предметные знания в следующих областях :

«Фонетика»,

«Орфоэпия»

Предметные умения и навыки- навыки выполнения фонетического разбора,

выделение слогов ,звучание звуков., навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями.

Учащиеся должны знать основные фонетические понятия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является умение различать звуковое многообразие нашей речи. По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.

Обучение , а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, упражнений и эвристических бесед по всем темам.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время.

Итоги реализации программы.

К концу обучения учащиеся должны получить полное представление о фонетическом строе языка.







Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Колич.

часов

Основные понятия

Форма контроля

Дата

По факту

Раздел 1 «Фонетика -это интересно! » ( 1 час)

1

Введение. Для чего нужно изучать фонетику?

1

Фонетика АЭТ( автор экранного текста)

02.02

Раздел 2 Звуки и слоги. Две самые краткие фонетические единицы.(3)

1

Фраза. Три позиции звуков речи.

1

Фраза. Пауза. Речевые такты слоги, звуки, артикуляция, акцетика, музыкальный тон , высота тона.

Произношение фраз. Выделение голосом звуков.

09.02

2

Гласные и согласные звуки.

1

Звуки губные и язычные, переднеязычные, смычновзрывные , дрожание, слогораздел, слоги открытые и закрытые

Тренировочные упражнения в произношении звуков. Инсценирование по произношению звуков.

16.02

3

Твердость и мягкость согласных звуков.

1

Фонетическая единица-слог фонема открытые и закрытые слоги.

Упражнение по определению твердости и мягкости согласных звуков

23.02

Раздел 3 Что нужно чтобы речь зазвучала? (2 ч)

1

Фонетическое ударение .Интонация

1

Ударение, интонация, длительность гласных звуков, омографы, ударение одноместное и разноместное.



Постановка слогов под ударение.

Интонационное оформление слова.

02.03

2

Интонация

1

Подвижность ударения.

09.03

Раздел 4. Имеет ли звук значение? (3)

1

Почему звук назвали фонемой?

1

Фонема, фонология, звукотипы.

Упражнение в звучании звуков, их выделение из слогов.

Инсцениров.

16.03

2

Лотогиф.

Метаграмма.

Анаграмма.

1

Лотогриф.

Менаграмма.

Анаграмма.

Фонетический разбор игра «Лесенка», «Предъяви пропуск»

23.03

3

Соотноситель-

ный ряд согласных по твердости и мягкости

1

Игра «Спортивный судья»

06.04

Раздел 5 « Говори правильно!» (3 ч)

1

Что значит говорить правильно?

1

Орфоэпия

Общие фонетические законы , частые правила произношения.

Пишем и произносим

13.04

2

Произношение гласных

1

Пишем и произносим

20.04

3

Произношение

Согласных.

Частые правила произношения.

1

Упражнения в произношении сочетаний согласных звуков, грамматических форм иноязычных слов.

27.04

Всего: 12 часов















Литература

1.А.И.Журавлев . Звуки и смысл М., 1991.

2.Е.Н.Дрыжакова. В волшебном мире поэзии.- М..1978

3.Е.В.Язовицкий.Говорите правильно.-Л.,1969г.

М.В.Панова. «Занимательная орфография» М.. 1984 г.

М.С.Лапатухина, Е.В. Скорлуповский «Школьный толковый словарь русского языка»

С.Г.Бархударова. «Орфографический словарь русского языка» М., 1984 г



© 2010-2022