- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по элективному курсу Фонетика-это интересно 9 кл
Рабочая программа по элективному курсу Фонетика-это интересно 9 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ворошилова В.С. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку «Фонетика - это интересно». Представляет собой перечень тем для изучения, предлагает возможный путь воплощения конкретных целей обучения, который определяет отбор и логическую расстановку этих тем, характер занятий и систему упражнений.
Эта программа о звуковом многообразии нашей речи. В ней решаются вопросы о фонетических закономерностях русского языка, о его благозвучии и правилах произношения, о своеобразном взаимоотношении речи устной и письменной введет в мир поэтической звукописи, познакомит с некоторыми особенностями сценической речи.
Данная программа не только расширит познания учащихся в области языка, но и пробудит интерес к науке, которая называется языкознанием.
Общие цели и задачи данной программы:
-сформировать понятие о фонетических языковых единицах . Выработать умения и навыки правильно выделять эти фонетические звуковые единицы.
Структура курса:
1.«Фонетика -это интересно»,
2.«Звуки и слоги. Две самые краткие фонетические единицы»,
3.«Что нужно чтобы речь зазвучала?»,
4.«Имеет ли звук значение».
5.«Говори правильно!»
Планируемым результатом обучения по программе будет являться подготовка к ГИА по русскому языку.
Предметные знания в следующих областях :
«Фонетика»,
«Орфоэпия»
Предметные умения и навыки- навыки выполнения фонетического разбора,
выделение слогов ,звучание звуков., навыки работы с научной, справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями.
Учащиеся должны знать основные фонетические понятия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является умение различать звуковое многообразие нашей речи. По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.
Обучение , а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, упражнений и эвристических бесед по всем темам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время.
Итоги реализации программы.
К концу обучения учащиеся должны получить полное представление о фонетическом строе языка.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Колич.
часов
Основные понятия
Форма контроля
Дата
По факту
№
Раздел 1 «Фонетика -это интересно! » ( 1 час)
1
Введение. Для чего нужно изучать фонетику?
1
Фонетика АЭТ( автор экранного текста)
02.02
Раздел 2 Звуки и слоги. Две самые краткие фонетические единицы.(3)
1
Фраза. Три позиции звуков речи.
1
Фраза. Пауза. Речевые такты слоги, звуки, артикуляция, акцетика, музыкальный тон , высота тона.
Произношение фраз. Выделение голосом звуков.
09.02
2
Гласные и согласные звуки.
1
Звуки губные и язычные, переднеязычные, смычновзрывные , дрожание, слогораздел, слоги открытые и закрытые
Тренировочные упражнения в произношении звуков. Инсценирование по произношению звуков.
16.02
3
Твердость и мягкость согласных звуков.
1
Фонетическая единица-слог фонема открытые и закрытые слоги.
Упражнение по определению твердости и мягкости согласных звуков
23.02
Раздел 3 Что нужно чтобы речь зазвучала? (2 ч)
1
Фонетическое ударение .Интонация
1
Ударение, интонация, длительность гласных звуков, омографы, ударение одноместное и разноместное.
Постановка слогов под ударение.
Интонационное оформление слова.
02.03
2
Интонация
1
Подвижность ударения.
09.03
Раздел 4. Имеет ли звук значение? (3)
1
Почему звук назвали фонемой?
1
Фонема, фонология, звукотипы.
Упражнение в звучании звуков, их выделение из слогов.
Инсцениров.
16.03
2
Лотогиф.
Метаграмма.
Анаграмма.
1
Лотогриф.
Менаграмма.
Анаграмма.
Фонетический разбор игра «Лесенка», «Предъяви пропуск»
23.03
3
Соотноситель-
ный ряд согласных по твердости и мягкости
1
Игра «Спортивный судья»
06.04
Раздел 5 « Говори правильно!» (3 ч)
1
Что значит говорить правильно?
1
Орфоэпия
Общие фонетические законы , частые правила произношения.
Пишем и произносим
13.04
2
Произношение гласных
1
Пишем и произносим
20.04
3
Произношение
Согласных.
Частые правила произношения.
1
Упражнения в произношении сочетаний согласных звуков, грамматических форм иноязычных слов.
27.04
Всего: 12 часов
Литература
1.А.И.Журавлев . Звуки и смысл М., 1991.
2.Е.Н.Дрыжакова. В волшебном мире поэзии.- М..1978
3.Е.В.Язовицкий.Говорите правильно.-Л.,1969г.
М.В.Панова. «Занимательная орфография» М.. 1984 г.
М.С.Лапатухина, Е.В. Скорлуповский «Школьный толковый словарь русского языка»
С.Г.Бархударова. «Орфографический словарь русского языка» М., 1984 г