Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Урок будет полезен для учителей старших классов. К уроку прилагается презентация. Выложена как отдельная разработка.Пример текста: Тема:«Они как бы и живут при этой земле,окапываются, вгрызаются в степной, звенящий от мороза грунт, у земли ищут защиты и на ней умирают…» (по роману «Горячий снег» Юрия Владимировича Бондарева)             Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Великой Отечественной войны, научить анализировать произведение, выделить главное, обобщать и делать в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного урока по русской литературе



Тема урока: «Они как бы и живут при этой земле,

окапываются, вгрызаются в степной, звенящий от мороза грунт,

у земли ищут защиты и на ней умирают…»

(по роману «Горячий снег» Юрия Владимировича Бондарева)

Класс: 11



Участник конкурса:

Ахмадуллина Флида Раисовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

















Уфа - 2014

Тема: «Они как бы и живут при этой земле,

окапываются, вгрызаются в степной, звенящий от мороза грунт,

у земли ищут защиты и на ней умирают…»

(по роману «Горячий снег» Юрия Владимировича Бондарева)


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Великой Отечественной войны, научить анализировать произведение, выделить главное, обобщать и делать выводы; поговорить о Сталинградской битве, о подвиге людей, их стойкости; воспитать чувства благодарности и гордости за свою Родину, за воинов - победителей, воспитать уважительное отношение к ветеранам войны.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться понимать смысл произведения «Горячий снег», анализировать текст и аргументировать свой ответ; научить находить цитатные примеры из произведения для составления аргументации; научиться давать характеристику героям произведения.

Метапредметные УУД.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из книги; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь ставить цели, уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание;

овладеть умением диалогической речи; уметь формулировать свою точку зрения, свое собственное мнение и свою позицию; правильно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Задачи.

  1. Обучающие:

научить анализировать прозаический текст; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы;

  1. Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

3.Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к художественной литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: опорные схемы, презентации учащихся о Сталинградской битве, компьютер, проектор, интерактивная доска, удостоверение участника Сталинградской битвы, ордена и медали ветерана, учебник «Литература 11кл.» в 2-х частях: учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (неродным) языком обучения. Авторы - составители: С.К. Бирюкова, К.М. Нартов, Л.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин/- издательство «Просвещение», Санкт-Петербургский филиал - 2009.

Эпиграф к уроку: «…они прошли проверку на человечность через испытание огнем»

(Ю.Бондарев)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодняшний наш урок немного необычный. У нас гости - учителя русского языка и литературы нашего района. Давайте поприветствуем их и улыбнемся гостям.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, вам уже знакома тема Великой Отечественной войны в художественной литературе. К этой теме мы возвращались два раза и изучали ее с разных точек зрения. Сначала это была литература непосредственно самого периода Великой Отечественной войны. Вам знакомы стихи, очерки, песни и рассказы, написанные во время войны. Известны имена поэтов и писателей, которые сами участвовали на фронте и писали свои произведения во время передышек от боев. А еще изучили произведения, которые были написаны уже после войны.

- Какие произведения вам знакомы? Давайте вспомним их (К.Симонов «Живые и мертвые», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «Сотников», К.Воробьев «Крик»).

- Когда они были созданы? Во время ВОВ или после?

  1. Мотивация обучающихся (Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы урока).

Но сегодня у нас иная цель. Попробуем догадаться, о чем мы с вами поговорим сегодня. (На экран проецируются сцены Сталинградской битвы, удостоверение участника этой битвы, ордена и медали ветерана,

- Что вы знаете об этой битве? Когда она произошла?

(Ответы учеников)

Слово учителя.

Конечно, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем беседовать, Разговор пойдет о таком решающем периоде Вов, как Сталинградская битва. На основе исторических фактов и анализируя произведение Юрия Бондарева «Горячий снег», мы должны будем представить все тяготы и мучения, через которые пришлось пройти нашим советским войнам. Вы читали это произведение, сегодня будем работать по нему. Запишем в тетрадях число и тему нашего урока.

На экран проецируется портрет писателя, тема урока, обложка произведения «Горячий снег», дата 1969 год и эпиграф урока.

  1. «Открытие нового знания» - деятельность обучающихся по освоению новых знаний.

  1. Наблюдение обучающихся над презентацией ученицы о Сталинградской битве.

  2. Беседа с учащимися по творчеству писателя - участника ВОВ

- Что вы знаете о творчестве писателя и его произведениях?

Слово учителя. Сегодня на уроке присутствует учитель истории, который расскажет нам о Сталинградской битве.

3. Выступление учителя истории о Сталинградской битве.

4. Беседа с обучающимися

Слово учителя. Ребята! Мы посмотрели на Сталинградскую битву с исторической точки зрения. А как показал нам эту битву Ю.Бондарев, мы увидели, пока знакомились с произведением. Не скрою, читать это произведение очень тяжело, потому что оно написано так достоверно. В романе показана жестокая правда войны. Давайте вспомним изученные нами произведения К.Симонова «Живые и мертвые», «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Крик» К.Воробьева. Похожи ли эти произведения? Хотя их объединяет одна тема - тема войны, они совершенно разные.

Главный герой произведения «Горячий снег» - народ (так считает сам автор). Но мы попробуем конкретизировать это. На наш взгляд, главными героями произведения являются ребята, которых автор назвал «людьми окопа». Их не так уж и много. Давайте вспомним их, тех, кто выстоял в нечеловеческих условиях.

- С чего начинается произведение? Кратко вспомним об этом. Для этого я составила вам схему, по которой мы легко восстановим содержание.

На экран проецируется схема 1, по которой обучающиеся пересказывают содержание.

  1. Краткий пересказ содержания

Слово учителя: Теперь расскажите, кто руководил этими бойцами? Кто был рядом с ними в этом сражении?

На экран проецируется схема 3.

- Дайте характеристики этим героям.

- Как они показаны в произведении?

- Какие черты характера выделены в каждом из них?

- А кого выделили бы вы? И за что?

- Как показан генерал Бессонов?

- Как в чувствах и поведении командующего армии генерала Бессонова проявилось отношение самого автора?

5. Работа в группах - самостоятельная работа и ответы на вопросы

Слово учителя: Сейчас мы с вами поработаем в группах. В следующей схеме вы увидите фамилии одиннадцати героев. Это те ребята, которые защищали пядь своей родной земли. Они участники боя, окончившегося так трагически. Попробуйте вспомнить эпизоды, связанные с этими ребятами, охарактеризуйте каждого из них. Используйте и некоторые портретные характеристики, которые дает нам автор.

На экран проецируется схема 2.

Самостоятельная работа обучающихся.

6. Продолжение беседы.

- Как автор через эти портретные особенности раскрывает свое отношение к ним?

- Чувствуется ли его отношение к этим героям?

- Обратите внимание на слова «юноша», «мальчик», «морячок». Почему употреблены именно эти слова, а не другие?

- Где мы могли бы встретить этих ребят в мирной жизни? (Среди нас, подростков).

Этим автор отмечает, сколько неповинных жизней унесла эта проклятая война, как она исковеркала судьбы.

- Обратите внимание на характеристику Чибисова и на фразу «ломанный и переломанный войной».

- Какими предстали перед нами эти ребята?

Выполнили ли они задачу? (не пропустить танки).

Опишите подвиг этих ребят - артиллеристов.

7. Работа с текстом - выразительное чтение отдельных отрывков произведения.

а) эпизод смерти санинструктора Зои Елагиной;

б) вручение наград оставшимся в живых героям.

8. Коллективная работа.

- Попробуйте сформулировать основную мысль произведения.

- Определите хронотоп.

- Как вы расшифруете название произведения?

- Ответьте на вопрос: как вы понимаете фразу пленного немца «А в России горит снег». Сделайте выводы.


  1. Закрепление умений по использованию на практике полученных знаний.

Слово учителя: Чтобы вживую представить, как же это происходило, давайте попробуем схематично изобразить расположение орудий и батарей наших героев.

Составление схемы. (Коллективно составляется схема. А один ученик составляет схему на интерактивной доске)

Далее учитель на экран проецирует свой готовый вариант еще двух схем 6,7 и делает выводы.


  1. Проверка уровня освоенности новых знаний.

  1. Беседа с обучающимися. Что же мы видим в финале произведения? (Учащиеся рассказывают о бое и трагической смерти Зои Елагиной, Сергуненкова и других)

На экран проецируется схема 4.

  1. Вывод по теме - рассуждение над схемой 5. (Автор показывает…

Здесь противопоставлены…)

  1. - Ребята, вы согласны с эпиграфом урока? Можно ли сказать, что бойцы, действительно, «… прошли проверку на человечность через испытание огнем»?

  1. Рефлексия деятельности:

- О чем мы говорили на уроке?

- Чему был посвящен урок?

- Какие затруднения вы испытали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Участвовал на уроке, многое узнал, но не до конца понял и раскрыл смысл произведения. Поставлю себе знак вопроса, буду работать дальше.

!

Я скажу себе: «Я работал хорошо!»

! ! !

Научился анализировать произведение и давать характеристики героям и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


  1. Домашнее задание: написать сочинение по произведению.

Схема 1.

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Декабрь Гитлер

1942 г. приказ

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Сталинград Армия

Паульса 3 дня=45 км.

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Армия

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс Манштейна танки

Сформир-ся армия из выпускников училища

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Генерал Бессонов лейтенант

Кузнецов (взвод)

Санинструктор Зоя




Схема 2.

Человек в окопе

Труженики окопа

Нечеловеческий бой

ПГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классядь родной земли

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 класс


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Кузнецов Чибисов Уханов Володя Сержант Зоя Гога Сергуненков Рубин Евстигнеев Калымов

лейтенант, (плен) (старший Дроздов- Нечаев Елагина Давлатян ездовой «его наводчик (просто-

руководит «мешко- сержант) ский наводчик санин- щуплый «застенчи- суровое душный)

взводом ватый», «насмеш- I орудия, структор и углова- вый ярост-

«ломанный - ливые морячок тый, мальчик» ное

перело- светлые «юноша нежная муже-

манный глаза» с наивным душа ство»

войной» командир чистым

орудия голосом»,

комсорг

батареи

Артиллерийский расчет лейтенанта Кузнецова

«Они как бы и живут при этой земле, окапываются, вгрызаются в степной,

звенящий от мороза грунт, у земли ищут защиты и на ней умирают»

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классСхема 3. Руководство армией

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Генерал-лейтенант Член Командующий Полковник

Бессонов Военного дивизией Осин

Петр Совета полковник начальник

Александрович армии Деев контрразведки

(командарм) Веснин (выслал вперед разведку, (сведения

Виталий « разведчики не возвратились, но… о сыне

Исаевич 1 разведчик появляется «ровно Бессонова)

бешеный какой … идет, качается,

кричит что-то»

2 разведчик - обмороженный,

контуженный, с пленным немцем

на дне воронки

3 разведчик приходит, в него

случайно стреляет Чибисов


Схема 4.

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 классСмерть

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классГорячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Зои ездового члена Касымова

Елагиной Сергуненкова Военного

(санинструктора) «нежная душа». совета армии

ранение в живот с двумя гранатами Веснина

пошел на самоходку -

приказ Дроздовского

Схема 5.

Правда «окопа»

правда сражающегося

человека

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс


противопоставлено масштабному

изображению событий

(битва под Сталинградом)



Схема 6.

Сражение на рубеже реки Мышкова (последний рубеж)

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс истерзанный Сталинград

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс (уже 4 месяца обороняется)

Степь

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс река Мышкова

клочок земли, на котором

сражаются герои произведения

«который и с небольшой высоты

можно, кажется, обозреть единым взглядом»


Схема 7.



станица

бГорячий снег Ю. Бондарева 11 классерег реки Мышкова

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классорудия

Уханова

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классорудия

Горячий снег Ю. Бондарева 11 классЧубарикова

батарея

Давлатяна

Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс

батарея

Кузнецова


12


© 2010-2022