- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта по русскому языку в 5 классеОднокоренные слова
Технологическая карта по русскому языку в 5 классеОднокоренные слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балыбердина Н.Н. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема: Однокоренные слова
Класс: 5
Учитель русского языка и литературы: Балыбердина Н.Н, МАОУ» Гилёвская СОШ им. Уткина И.Н»
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: обеспечение формирования умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. М.Т Баранов.- 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /под ред. М.Т Баранова. - М.: Мнемозина, 2012
Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
научатся различать однокоренные слова и формы слова,
получат возможность научиться работать с различными источниками информации; использовать знания об однокоренных словах и формах слова
УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 - контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 - проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: К1 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 - действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование:
мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, учебник русского языка- М.Т Баранов, маршрутный лист, чемодан»Знаний и умений».
Ход урока
1. Организационный момент(5 минут).
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Рада вас приветствовать на уроке русского языка! Я бы хотела, чтобы девизом нашего урока стали вот эти слова, но по дороге они рассыпались. Помогите, пожалуйста, мне их правильно расставить. (Зри в корень!)
Фразеологизм «Зри в корень»- значение
Оценивать и учитывать только самое главное, причину чего-то.
«Надо смотреть в корень и искать в каждом явлении причину всех причин» (А. Чехов).
- Как вы понимаете эти слова? Действительно, шутливое, но очень верное изречение Козьмы Пруткова годится во всех случаях жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления.
-
Целеполагание.(5 минут). Вопросы для обсуждения: - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о корне слова, об однокоренных словах…)
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Морфемика». Что изучает морфемика?
-
А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный чемодан - «Чемодан Знаний и Умений»
-
Слайд№ 1, знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?
- Ребята, какой корень в слове «Зима»? (прикрепляю к доске).
Приём «Кластер».
Подберите, пожалуйста, к нему однокоренные слова.
По мере того, как будут называться слова, записываю их, например: зимушка, зимний, зимой, зимовать, зимы и т.д.
Зима
Приём «Верные - неверные утверждения»
Слайд№ 2.
1) У всех этих слов одинаковый корень?
2) Все эти слова однокоренные?
3) Все эти слова формы одного и того же слова, а не однокоренные?
- Итак, всё ли вы знаете об однокоренных словах и формах слова, чтобы ответить на эти вопросы? Нет. А хотите узнать?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Однокоренные слова.
Слайд№ 3.
Вы согласны?
Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Слайд№ 4 .
Вы согласны?
3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.(10 минут)
-
Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)
План урока:
1.Найти информацию об однокоренных словах
и формах одного и того же слова..
2.Выполнить упражнения, чтобы научиться
отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Согласны?
- Поможет в нашем путешествии маршрутный лист. Предлагаю вам сегодня поработать в группах. После каждого задания вы оцениваете себя, а я - работу всей группы. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики.
Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать. Предлагаю выполнить первое задание.
Задание №1
(Маршрутный лист).
Индивидуальная работа.
Прочтите текст «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»- учебник.
Читая информацию, поставить карандашом знаки:
Приём «Инсерт»:
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
- Ребята, кто поставил значок + ? , а значки !, ?
Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, читали и перерабатывали информацию. Значит, положим «Умение работать с информацией». Согласны?
Слайд№ 5
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
Задание №2
(Маршрутный лист). Групповая работа.
1) Выпишите из данного текста сначала все однокоренные слова, определите часть речи, выделите все значимые морфемы, сделайте вывод: чем отличаются однокоренные слова друг от друга?
2) Выпишите формы одного и того же слова, чем отличаются они друг от друга?
Вечер зимний в небе синем
Звезды синие зажег.
Ветки сыплет синий иней
На подсиненный снежок.
Взаимопроверка (с проговариванием вслух):
1. синем, подсиненный, синеет, синеватой.
2. синем, синие, синий, синей.
- Проверьте в группе выполнение задания. Назовите однокоренные слова. Назовите формы слова. Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?
Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, применяли знания. Значит, кладём «Умение применять полученные знания». Согласны?
Слайд№ 6
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
4. Физминутка(5 минут).
- Устали? Ну, что ж, передохнём. Ребята, физминутка у нас не совсем обычная: чтобы не тратить зря драгоценное время, мы её свяжем с темой урока. Я буду показывать пары слов. Если это однокоренные слова, вы хлопаете в ладоши. Если это формы одного и того же слова, вы топаете ногами. Запомнили? Приготовились!
Снег - снежок, снежный - нежный, снегурочка - снеговик, снегири - снегирь, снежинка - снежная, снежок - сапожок, заснеженный - занесённый, снегири - снег.
- Ребята, почему эти пары не однокоренные? Правильно, у них разные корни, разное значение корня.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5 минут).
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.
Задание №3 (Маршрутный лист). Индивидуальная работа.
Решите тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».
1. В каком ряду все слова однокоренные:
1) гора, пригорок, горевать
2) светлый, светло, подсветка
3) котенок, кошка, котлета
4) друг, дружба, вдруг
2. В каком ряду все слова однокоренные:
1) кошачий, котище, котлован
2) мирный, помириться, замирать
3) оконце, окно, подоконник
4) соль, солнечный, подсолнух
3. В каком ряду формы одного и того же слова:
1) домашний, домик, домовой
2) столовая, столик, стол
3) травяной, травы, трава
4) ученик, ученика, ученику
4. В каком ряду формы одного и того же слова:
1) ночевать, ночное, полночь
2) подъехал, подъехали, подъехала
3) закричал, крикнул, крикнули
4) каменщик, каменный, камни
- Ребята, не забывайте поднять смайлик, когда справитесь с заданием.
Самопроверка.
Слайд № 7: 1. 2 2. 3 3.4 4. 2
- Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?
-
Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, проверяли свои знания, полученные на уроке. Значит, кладём «Умение контролировать свои знания». Согласны?
Слайд № 8
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
6. Рефлексия (3минуты)
Давайте вернемся к утверждениям и к словам на доске.
«Верные - неверные утверждения»
Слайд№ 9
1) У всех этих слов одинаковый корень?
2) Все эти слова однокоренные?
3) Все эти слова формы одного и того же слова, а не однокоренные?
- Какое утверждение правильное? (У всех этих слов одинаковый корень).
-
А почему неверны два других утверждения?
- Что было интересно на уроке?
- Что было трудно?
- Пригодятся ли вам ваши знания?
- Оцените свою работу, поставьте оценку.
- Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
(Даю свою оценку работе групп).
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок(2 минуты).
На выбор: выполнить упражнение из учебника или сочинить лингвистическую сказку по данному началу: « В волшебной стране под названием «Морфемика» жил-был Корень. Много лет он правил своей страной, и все придворные ему повиновались. Однажды Корень дал задание своим подданным, Приставкам и Суффиксам, …»
Кто попробует написать сказку?
Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами нашего девиза: «Зри в корень!», который помог справиться со всеми заданиями.
Спасибо всем, кто сегодня потрудился. Итак, ваш «Чемодан Знаний и Умений» готов, желаю отличного путешествия по стране «Морфемика» на следующих уроках. До новых встреч!