Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения литературы

мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения литературы.



Литература в школе делает то самое дело,

что и в жизни, - формирует человеческое сознание.

миропонимание, личность человека.

А.Твардовский.


Литература в школе - это формирование идеалов, мировоззрения, нравственных представлений. Это воспитание человека, гуманиста, гражданина.

Литература в школе это эстетическое развитие учеников, воспитание патриотизма, любви к родине, людям, природе.

Уроки литературы Твардовский называл уроками нравственного прозрения.

Словарь Ожегова дает определение нравственности:

«Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил».

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь - основные концепты урока литературы.

Личность и общество, смысл и счастье жизни, духовная свобода и социальная ответственность, герой и время, человек и обстоятельства, добро и зло, подлинные и ложные ценности, действительность и идеал - эти проблемы каждое новое поколение решает вновь и вновь, опираясь в своих исканиях на духовный опыт предшественников, опыт, запечатленный в классической литературе.

Литература помогает в осмыслении важнейших, основополагающих проблем человековедения.

Отчего же зависит идейно-нравственное и эстетическое воздействие уроков литературы на учеников?

Их волнует конкретные житейские ситуации и коренные вопросы человеческого бытия.

Решая их для себя, они в поисках ответа обращаются к искусству, литературе, живописи.

«Я хочу познать жизнь, людей и себя»,- так можно было бы сжато выразить мысль многих и многих читателей.

Увидеть незамеченное, понять пока еще неясное, разобраться в окружающих и в себе - вот чего хочет юный читатель, для которого книга - это прежде всего художественное исследование действительности.

Разумеется, ни в какой книге нет прямого ответа на вопросы о том, что такое счастье, в чем смысл жизни, что такое Человек, но помочь ответить на него хорошая книга может.

И в этом сопереживании, духовном единении с автором и его героем, в радости приобщения к большому искусству, в самом процессе чтения рассказа - источник нравственно-эстетического воздействия на читателя.

Жизнь не стоит на месте. В нее входит новое поколение, для которого то, что еще вчера было ясно как дважды два, абсолютно неведомо. Мы переживаем время крушения идеалов, разочарования в идеях, духовного кризиса, сумятицы ума и сердца. Для юности это особенно тяжело. Ведь именно в юности так важно обрести нравственные ориентиры в отношении к миру, обществу, людям, себе.

Сегодня же слишком часто столь необходимый поиск, трезвая переоценка пережитого людьми и страной, нравственных ориентиров и оценок подменяются привычным шараханьем из одной крайности в прямо противоположную.

В течение десятилетий мы воспевали и прославляли. В годы перестройки начало кончаться время прославлять и воспевать. Ему на смену пришло время низвергать и проклинать. Сегодня время понимать и постигать.

Сегодняшние школьники испытывают на себе огромную информационную атаку: телевидение, ИНТЕРНЕТ, газеты и журналы, семья и, конечно же, школа.

Нравственное и безнравственное, положительное и отрицательное - во всем этом сегодня должен разобраться ребенок, сделать свой выбор.

Школа имеет большую возможность через уроки, внеклассные мероприятия, факультативы, кружки донести представление о добре и зле, о предназначении человека и государства.

Итак, урок литературы, 7 класс.

Мне кажется, что поэзия наиболее воздействует на ребенка, воспитывая в его душе такие вечные ценности, как милосердие, сострадание, восхищение красотой природы.

Встреча с лирикой С.Есенина для ребят не прошла бесследно.

Стихотворение «Песнь о собаке» датировано 1915г. Урок начинается с прочтения стихотворения учителем.

И слова просты, и сюжет незамысловат: собака ощенилась, лишние рты в хозяйстве не нужны - вот крестьянин и утопил их.

- Как же поэту удалось затронуть наши души, заставить нас сопереживать?

Выясняем, что стихотворение композиционно состоит из 2 частей. Поэт не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены.

- Но какой деталью заменяет это?

Собака прибежала на место преступления слишком поздно. Поражает игра слов, вызывающих у нас ряд ассоциаций:

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшая гладь.

Вода воспринимается как живое существо, принимающее в себя щенков и, значит, тоже переживающее трагедию. Нарушена гармония жизни. Победило зло.

- Как передается состояние собаки? Что происходит с ней?

Месяц кажется ей щенком, она, скуля, зовет его, но месяц скрывается, тогда глаза ее (слезы) превращаются в звезды. Увидев месяц, собака вновь обрела надежду, но месяц скрылся, и надежду сменило отчаяние. Вот он Есенинский образ - во всей красоте и силе, поэтический образ, заставляющий нас вздрогнуть от неожиданности, от прикосновения к живому, трепещущемуся нерву.

И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездною проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа. И из глаз матери-собаки польются слезы:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Больнее не скажешь.

Учащиеся не остаются равнодушными после прочтения и анализа этого стихотворения. На следующий урок они приносят рисунки, отзывы на стихотворение, рассказы о своих питомцах, размышления по поводу названия стихотворения. А самое главное - они почувствуют неразрывную связь человека с миром природы, почувствуют себя защитником разумного зверья.

Противоборство со злом, подлинная доброта, готовность защищать слабого и беззащитного - это прежде всего мужество, бесстрашие души!

Другое произведение - «Белый пароход» Чингиза Айтматова.

Четыре вопроса получили ученики до занятия.

Первый вопрос:

- Момун и Оразкул. В чем их противоположность?

На этот вопрос ответили обстоятельно и хорошо. Характеристику начинают с портрета:

Момун «…ростом небольшой, шустренький старичок. Борода - посмешище одно…»

Оазкул «…быкоподобный мужик, низко заросший лоб, сытый и пьяный…». Его портрет очень неприятен.

Учащиеся рассматривают поведение , черты характера, отношение к жизни и т.д. и приходят к выводу, что Момун - воплощение дороты, честности, всю жизнь работает, любит свою родину, прививает эту любовь внуку, совестлив, поэтичен.

Оразкул -ленив, нагл, он хищник, для него нет ничего святого, он уничтожает красоту, заставляет Момуна убить прекрасную мать - олениху.

В течение всей повести идет борьба не на жизнь, а на смерть между красивым и уродливым, между добром и злом, идет борьба совести.

Второй вопрос:

- Как могло случиться, что Момун стал главным исполнителем этого преступления? Именно он убил Рогатую мать -олениху? Он убил веру и мечту любимого внука.

Ребята пытаются объяснить, оправдать по-своему Момуна.

-Дед посвятил свою жизнь людям. Он всегда делал им добро, он никогда никому не перечил. Тысяча несчастий обрушилась на старика сразу. Нигде ни в ком не встречает он сочувствия. И он сломлен… Он убил не маралиху, а убил в себе человека, убил все хорошее, чем жил сам и чем жил мальчик. Быть до конца верным своим убеждениям - удел натур сильных, а дед - добрый, но слабый.

Подводя итог, приходим к мысли: доброта, не вступающая в смертельный бой со злом, закономерно приходит к капитуляции доброты.

Третий вопрос:

- Что можно рассказать о мальчике?

У мальчика были 2 сказки. Одна о матери - оленихе. Она была общей сказкой деда и внука. Они оба любили ее и верили ей. Но дед не смог защитить ее. И мальчик видел, как ломали, обгладывали его сказку, его веру, его любовь. И мальчик ушел. В его детский мир ворвались и грубо , грязно затоптали часть его души, но отдать вторую сказку он не захотел. И он ушел к своему белому пароходу, превратившись в своих мечтах в мальчика - рыбу. Нравственная победа за мальчиком. Ну, а смерть его? Что ж борьба со злом тяжела, и бывает, что победу над ним приходится добывать собственной гибелью. Но он останется в сердцах читателей.

Четвертый вопрос:

-Чему же учит повесть?

Совестливости, непримиримости ко злу и насилию, духовной стойкости учит повесть.

Уроки литературы - уроки особые. Только литература - идейная, художественная, народная - воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени.


© 2010-2022