- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Нравственные проблемы Д. И. Фонвизина Недоросль
Урок по литературе на тему Нравственные проблемы Д. И. Фонвизина Недоросль
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочукова Ю.В. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок.
Нравственные проблемы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Учитель: Проблема воспитания - центральная в комедии Фонвизина. Возникает вопрос: почему одни люди, вырастая, становятся добронравными, а другие - злыми и жестокими? В чем причина? Чему учит нас комедия «Недоросль»? Какие уроки мы извлекаем из нее?
Вот это тот круг вопросов, над которыми мы будем работать.
Вспомним особенности классицизма. В произведениях классицизма герои носят говорящие имена и фамилии, четко разделяются на положительных и отрицательных.
Обратимся к доске:
(антонимы)
Добронравие Злонравие Голос истины
(2-ую колонку заполняем после
выступления г-жи Простаковой
и Митрофана)
Воспитание
Честь, честность невежество
(незапятнанная репутация, бессердечие
непорочность) жестокость
совесть эгоизм и себялюбие(Стародум,
ум (способность человека д.III, яв.1: «при дворе себя любят
мыслить) отменно; на ум не приходили
совесть + ум = мудрость никогда ни предки, ни потомки»)
любочестие (поступать злость
по чести, заслуженное лень
почитание) потакание
добродетель (творить властолюбие
добро) честолюбие (стремление к почестям
благонравие (нрав - обходными путями)
характер) хитрость, лень (Стародум,
достоинство (совокуп- д.V, яв.1)
ность высоких мораль-
ных качеств)
должность (святое слу-
жение отчизне)
Почему становится возможным появление зла?
Разобрав и пояснив значение слов из 1-ой колонки, учитель приглашает г-жу Простакову, а затем Митрофана выступить перед учащимися.
Чтобы не ошибиться с выводами и свободней говорить на эти темы, послушаем самих героев.
Г-жа Простакова рассказывает о себе.
Возмлжные к ней вопросы:
-
Кем были Ваши родители и как они Вас воспитывали?
-
Кто такой Вавила Фалелеевич?
-
Почему Вы вышли замуж за г-на Простакова?
-
Кто глава в Вашем доме?
-
Как Вы управляете своим имением?
-
Что Вы думаете о своих крепостных людях и учителях Митрофана?
-
Что Вы думаете об образовании? Вы сами неграмотны, а Митрофану 3-х учителей наняли. Почему? Чему научился Ваш сын?
-
Г-жа Простакова, почему Вы так грубы и жестоки со своими подданными? (Право имеет). А с мужем?
-
Софья приходится Вам свойственницей. Это не близкое родство. Почему же Вы взяли ее к себе в дом, да еще спустя некоторое время решили выдать замуж за своего брата Тараса Скотинина? Почему Софье не сказали об этом? Что Вас заставило сменить решение?
-
Г-жа Простакова, что Вы думаете о г-дах Стародуме и Правдине?
-
Каждый человек хоть раз в жизни задумывается, для чего живет на свете. Какова цель Вашей жизни? Какое будущее Вы видите для своего сына?
Спасибо, г-жа Простакова, за Ваше выступление. Теперь мы пригласим Митрофана Терентьевича.
- Ребята, скажите, почему после г-жи Простаковой мы обращаемся к Митрофану? Что значит имя «Митрофан»?
Выступление Митрофана.
Возможные к нему вопросы:
-
Как проходит Ваш день? Чем занимаетесь?
-
Вы счастливы?
-
Нравится ли Вам учиться? Каковы успехи?
-
Как относитесь к учителям? А к Еремеевне - Вашей мамке?
-
Любите ли Вы своих родителей?
-
Что такое для Вас любовь? Кого или что Вы больше всего любите на свете?
-
Почему Вы решили жениться на Софье? Любите ли Вы ее? Как представляете свою жизнь с ней?
-
Почему Вы предали мать?
Спасибо, Митрофан Терентьевич.
Вопросы ученикам:
-
Кому принадлежит афоризм: «Век живи - век учись»?
-
К чему приводит животная, слепая любовь Простаковой к своему сыну? Мог ли быть результат этой любви другим? Почему?
-
Как Простакова обращается ко всем в доме (бестия, воровская харя, скот, урод, рохля, теленок) и как к Митрофану (друг мой сердечный, отрада моя)? Г-жа Простакова бранится и дерется не только со слугами, но и с мужем (ремарка «с робостью», в сторону «Сон в руку»).
-
Каковы причины женитьбы Митрофана на Софье? (Деньги; деревеньки; Простакова: «Ты столь уже смыслишь, что и сам взведешь деточек»). Готов ли Митрофан к женитьбе? (Мы не видим, чтобы Митрофан и Софья вместе гуляли, общались. Митрофан ни разу не обмолвился о своей симпатии к Софье, хотя та живет в доме Простаковых уже полгода).
-
Жаль вам г-жу Простакову в финале комедии или нет? Кто из героев проявляет сочувствие к ней?
-
Воспитание зависит от родителей, среды и, конечно, от учителей. Посмотрим же, кто учителя Митрофана. За что такой почет оказывался Вральману в доме Простаковых? Каким должен быть учитель, на ваш взгляд?
Обратимся теперь ко 2-ой колонке и заполним ее. Какие качества характерны людям злонравным?
- Ребята, скажите, как могли появляться в жизни такие люди, как Простаковы, Скотинины? (Крепостное право). Что говорят Стародум и Правдин о крепостном праве (д.V, яв.1)?
Стародум: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
Правдин: «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».
Комедия написана в стиле классицизма. Мы видим четкое разделение на положительных и отрицательных героев, и наша таблица подтверждает это. Фамилии героев говорящие.
- Кого мы относим к отрицательным, а кого к положительным героям?
- Двух отрицательных героев мы уже заслушали, теперь давайте пригласим положительного - рупор идей Фонвизина - Стародума. Что значит его фамилия?
Выступление Стародума.
Возможные вопросы:
-
Объясните Ваше правило: «В первом движении ничего не начинать».
-
Объясните значение афоризма: «…». (уч-ся называют любой его афоризм)
-
Какое правило Вам было завещано отцом и как Вы его реализовали в жизни?
-
Г-н Стародум, каким должен быть добронравный человек? «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну».
-
Вам не жаль г-жу Простакову? А ее сына?
-
Что, на Ваш взгляд, важнее - воспитание или образование? «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
-
Какой, на Ваш взгляд, должна быть семья?
-
В чем смысл притчи о табакерке?
Спасибо, г-н Стародум.
- Итак, давайте еще раз вспомним слова Стародума, какой должна быть семья, и сопоставим их с семьей Простаковых.
- Как вы думаете, почему мы слово «воспитание» расположили между понятиями «добронравие» и «злонравие»?
- Если бы перед вами стоял выбор, в какой семье расти и воспитываться, то что бы вы предпочли - семью Простаковых или Стародума? Почему? (В семье Стародума жить нелегко. Постоянно надо работать над собой. Но такие люди, как Стародум, тебя никогда не предадут).
- Какое качество из 1-ой колонки самое главное, на ваш взгляд? (совесть и ум (деятельный, иметь свое мнение)).
- Какой афоризм вам больше всего понравился, как вы его понимаете? (небольшая творческая письменная работа на 5-7 минут).
- Какую награду «по заслугам» получает каждый из героев комедии?
- Как обернулось «злонравие» Простаковой против нее самой в финале комедии? Что ее огорчает больше всего в ее теперешнем положении?
- Все ли отрицательные герои наказаны за свое злонравие?
И сейчас проблемы воспитания стоят остро. В этом и заключается актуальность комедии.
- Над чем нас заставляет задуматься Митрофан?
(Мы должны преодолевать свою лень; не быть обжорами (сколько съел Митрофан на ужин?); чтобы ум был добрым и деятельным; жить по совести).
Чтобы человек стал добронравным, надо большое внимание уделять воспитанию. Помните об этом, когда будете создавать свою семью.
Итак, подведем итоги.
- Какие уроки мы извлекаем из комедии?
(Уважать и любить своих родителей; уважать людей; преодолевать лень; заниматься самовоспитанием, а в будущем воспитанием детей; иметь свое мнение на все вопросы; справедливо поступать; не зависеть от денег; «век живи - век учись» и т.д.)
Д/з: домашнее сочинение «Один день в доме Простаковых» (жанре письма).