Разработка элективного курса по теме Литература родного Прионежья

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Элективный курс для 9 класса



«Литература родного Прионежья»


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Литература родного Прионежья» рассчитана на учащихся 9 класса.

Русский Север располагает богатым и интересным материалом для литературно - краеведческих занятий. Словесное искусство Русского Севера учащиеся 5-11 классов изучают на уроках литературы по программе Регионального компонента общего образования Архангельской области (в 9 классе отводится 10 часов).

Несмотря на то, что в программе предусмотрено чтение лучших произведений писателей - земляков, учащиеся всё же недостаточно хорошо знают творчество северных писателей и поэтов.

На онежской земле тоже жили и живут свои писатели и поэты. Знают ли учащиеся их имена? Знакомы ли они с их произведениями? К сожалению, наши ученики очень мало знакомы с культурным наследием своего края.

А ведь любовь к малой родине и начинается со знакомства с культурой родного края, её прошлым и настоящим. Культура прошлого даёт основу, почву, иначе говоря, прочный фундамент для культуры настоящего. Именно через культуру прошлого родного края, через историю своего края можно разумно и реально оценить все события и явления, происходящие в настоящем.

Культура Онежского края - это величайшая ценность, которую необходимо беречь и изучать. Онежский край удивителен своим самобытным укладом, сохранившим народные традиции, сказки и присказки, песни и легенды, пословицы и поговорки.

Книги наших писателей помогают подросткам почувствовать, что настоящая, большая литература рождается и вырастает не только там, где-то далеко, но и здесь, в родном крае, а материалом для создания художественных произведений служит жизнь и природа родных мест, прототипами героев - люди, которых знали дед, отец и мать.

Велико значение произведений писателей - земляков и в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературного произведения.

Цель элективного курса:

знакомство учащихся с лучшими произведениями писателей Онежского края.

Задачи:

-развитие интереса к чтению, способности к полноценному восприятию литературно - художественных произведений;

-формирование художественного вкуса, развитие творческих способностей учащихся;

-воспитание любви к родному краю, способности ценить и беречь культуру северного края.

Принципы построения курса:

-доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

-систематичность и последовательность;

-приоритет творческой деятельности учащихся.

На курс выделено 17 часов.

Материал курса рассматривается в связи с процессом развития общенациональной русской литературы, культуры, тесно связан с историей, изобразительным и песенным искусством, что способствует нравственно - эстетическому воспитанию учащихся.

При изучении курса запланированы такие формы работы, как рекомендации, конкурсы, практикумы, презентации, концерты, посиделки, беседы, викторины, встречи с поэтами, творческие работы.

В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с фольклором Прионежья: сказками, былинами, пословицами и поговорками, лирическими песнями.

Литература Онежского края - это басни Н.Лучинского, бывальщины В.Киселёва, стихи Е.Токарева, В.Воронина, Н.Олуфёрова, Н.Анисимова, И.Иконникова и других, а также произведения забытых онежан Г.Шубина и Н.Аурова.

При проведении занятий учителю необходимо обратить внимание на развитие творческих способностей учащихся. На каждом занятии курса предусматриваются творческие работы: подготовка инсценировок, оформление экслибрисов, медалей, придумывание рекламы книг, издание рукописных сборников, составление иллюстраций к произведению, написание сочинений.

Итогом изучения курса является защита реферата по теме «Литература родного Прионежья: любимые страницы» и презентация рукописного сборника стихов онежских поэтов.

Требования к уровню подготовки:

Учащиеся должны знать:

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей - земляков.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и интерпретировать художественное произведение;

-аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-определять жанр и род произведения;

- писать сочинения различных жанров на литературные темы.


Примерный тематический план


Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Творческое задание

(форма контроля)

1-2

Северный фольклор.

Онежские сказки:

«Костяной ручей», «Баба и печник», «Домовой», «Как дед помирал»

2

Инсценирование

сказок

Нарисовать иллюстрации к сказкам

3

Онежские былины:

«Авдотья Рязаночка»,

«Молодец и королевна»

1

Чтение былин, беседа

Сопоставить былину «Авдотья Рязаночка» с одноимённой былиной Б.Шергина

4

Пословицы и поговорки Прионежья

1

Соревнование

Организовать поиск пословиц и загадок

5-6

Онежские лирические песни:

«Я косила у Онеги у реки», «Онежская кадриль», «Вы у нас-то не бывали», «Полем-полечком» и др.

2

Концерт

Собрать и записать старинные северные песни

7-8

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

2

Деревенские

посиделки

Придумать викторину для уч-ся 5-6 классов по онежскому фольклору

9

Георгий Шубин - писатель, который остался молодым

1

Мультимедиа-

презентация

Подобрать эпиграфы к творчеству Г.Шубина

10

Н.П.Ауров. «Под полуночным солнцем»

1

Рекомендация книги

Придумать рекламу книги Н.Аурова

11

Басни Н.Н.Лучинского

1

Викторина

Придумать басню

12

Бывальщины В.В.Киселёва, онежского краеведа

1

Конкурс на лучшего рассказчика

Написать сочинение о любимом уголке родного города

13

«Здравствуй, моё Беломорье!» Стихи Е.П.Токарева

1

Интерпретация стихов

Сделать письменный анализ стихот ворения

Е.Токарева

14

Стихи И.Иконникова

1

Встреча с поэтом

Создать экслибрис к домашней библиотеке И.Иконникова

15

Фантастические рассказы С.Пантелеева

1

Чтение и анализ рассказов

Написать отзыв по одному из рассказов

16

Стихи Н.Олуфёрова, В.Воронина, Н.Анисимова, А.Каменевой и др.

1

Литературно -музыкальная композиция

Создать рукописные сборники любимых стихов

17

Итоговое занятие. «Литература родного Прионежья: любимые страницы».

1

Конференция.

Презентация рукописных сборников стихов онежских поэтов

Защита рефератов. Выставка рукописных сборников.

Итого - 17 часов


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Онежский фольклор (8час.)

Онежские сказки

«Костяной ручей», «Домовой», «Баба и печник», «Как дед помирал»

Онежские былины

«Авдотья Рязаночка», «Илья Муромец и сын его», «Молодец и королевна».

Онежские пословицы, поговорки, частушки, загадки.

Онежские лирические песни

«Я косила у Онеги у реки», «Вы у нас - то не бывали», «Онежская кадриль», «Полем - полечком» и другие.

Г.Шубин

«Якунька»

Н.П.Ауров

«Под полуночным солнцем»

Н.Н.Лучинский

Басни: «Мудрый ход», «Петушиная отвага», «Зайчиха - модница», «Своя берлога», «Типичная слепота», «Дрозд - советчик»

В.В.Киселёв

Бывальщины: «Пушка из Сырьи», «Бежали две сестрицы», «Медвежья ляга», «Пурнема»

Е.П.Токарев

«В краю лесном, в краю озёрном», «В сентябре белёсыми утрами», «Кукует кукушка за Поньгой- рекой», «Расправив тонкие побеги», «Про морошку», «Онега» и другие по выбору учащихся и учителя.

И.Иконников

«Ночные костры», «Принесёт река из детства», «Остров Кий», «Мой дом не там, где этажи и плиты», «Онега», «Помоги мне, боже…» и другие.

С.Пантелеев

«Опалённые крылья», «Звёздные снежинки», «Одинокий человек».

Н.Олуфёров

«Берег моря и синь небосклона», «Не яркостью красок пленяет природа», «Октябрь до снега - грязноват…»

В.Воронин

«В море Белом теперь непогодица…», «Детство моё», «Люблю такими, как есть», «У гнилого болота», «На озере»

Н.Анисимов

«Мгновение войны», «Высокие звёзды», «Я онежанин», «Гордость и скорбь», «Спросите у фронтовиков»

А.Каменева

«Сумерки», Край светлых рос», «Первый снег», «Утром», «Сохатый», «Белая ночь»



Список литературы

1. Литературное краеведение в школах Севера. Межвузовский сб. научных трудов. - Вологда, 1989

2. Литературное краеведение в школе. Из опыта работы учителей русского языка и литературы школ Архангельской обл. - Архангельск, 1991

3. Литературный Север. Книга для уч-ся. - Архангельск, 1995

4. Методические рекомендации к программе по литературе ( региональный компонент). Автор - составитель Скепнер Л.С. - Архангельск, 1994

5. Региональный компонент общего образования Архангельской обл. Литература. - Архангельск, 2005

6. Скепнер Л.С. Литературное развитие учащихся в процессе чтения и изучения произведений, связанных с родным краем. Уч. пособие. - Вологда, 1978

7.Пономарёв Б. Литературный Архангельск. - Арх. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1989

8. Для тебя и для других. (Стихи, рассказы, сказки, басни для детей). - Онега, 2007

9. Живой родник. Репертуар фольклорного ансамбля при Онежском Дворце культуры. - Онега, 2008

10. Воронин В. Вы гордая, красиво одинокая…Поэт.сборник. - Онега, 1994

11. «И зацветёт в знамёнах май…»Сб. стихов онежских поэтов. - Онега, 2005

12. Иконников И. Чудо - озеро. Поэтический сборник. - Онега, 1994

13. Каменева А. Берега. Стихи. - Онега, 2000

14. «Любовь нечаянно пришла». Творчество онежан. - Онега, 1997

15. Лучинский Н.Н. Два цвета. Басни. - Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд., 1985

16. Олуфёров Н. Мозаика ощущений. - Архангельск, 1992.

17. Остров Кий - средь моря камень. Сб. стихов. - Онега, 1999

18 Онежские былины. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд., 1983

19. Пантелеев С. Звёздные снежинки. - Онега, 2001

20. Сказки и легенды Прионежья. Автор-сост. Киселёв В.В. - Онега, 1993

21. Слово Поморское. Сост. Киселёв В.В. - Онега, 1989

22. Созвучие. Голоса земляков. - Онега, 1997

23. Токарев Е. Что-то обязательно случится. Лирические стихи. - Онега, 1994



© 2010-2022