Внеклассное мероприятие прирученное к году литературы Война! Твой страшный след

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие прирученное к году литературы Война! Твой страшный след...

Литературно - музыкальная композиция, посвященная 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.



Внеклассное мероприятие прирученное к году литературы Война! Твой страшный след...




Учитель русского языка

и литературы Болотокова Е.Ж.

Слайд 1

«Война! Твой страшный след…»

Цель:

-донести до каждого ребенка всю правду о войне,

-воспитание патриотизма, сострадание к чужому горю, интереса к истории своей Родины.

-знакомство учащихся с поэзией и трудной судьбой поэтов-фронтовиков;

Оборудование.

Портреты поэтов-фронтовиков, презентация, сборники стихотворений (выставка), видео ролики.

(В течение всего мероприятия показывается презентация)

Проецируется видеоматериал «Мой прадедушка» ( участники ВОВ сп.Урожайное( прадеды учащихся).

Звучит песня «Та весна»

Вступительное слово учителя:

эпиграфом данного мероприятия является это стихотворение.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем! (А.Т. Твардовский)

Слайд 2

Ведущий (ученик)1 Проходят годы, вот уже и ХХI век наступил. И хоть все дальше от нас победный день 9 мая 1945 года, величие этого праздника нельзя уменьшить.

Нелегко далась эта Победа, поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Скоро наш народ будет отмечать 70 годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека!

И сегодняшнюю нашу встречу мы посвящаем тем, кто отдал свои Жизни за светлый день Победы

Сергей Орлов

Чтец 1: Когда это будет, не знаю…

В тени белоствольных берёз

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слёз…

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выведет к армии маршал,

Не видевший этой войны…

Чтец 2

Война! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах

Война! Твой горький след

И в книгах, что на полках…

И вот уже седьмой десяток лет

Ношу твои осколки

(Н.Старшинов)

слайд

Ведущий(ученик): Да, время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений.

Более 1000 писателей ушли на фронт, и около половины из них не вернулись. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения. . Это Алексей Сурков, Николай Тихонов, Константин Симонов… Под Ленинградом сложил жизнь Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. Под Новороссийском погиб Павел Коган; в боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий и многие другие.

Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Сегодня мы вспомним некоторых из них: Юлию Друнину, Мусу Джалиля, Александра Твардовского, Константина Симонова и конечно же, писателей КБР

Звучит песня « От Москвы до Бреста» (песенка военных корреспондентов)

слайды

Ведущий(ученик): Военными корреспондентами были: Константин Симонов, Алексей Сурков, Александр Твардовский и многие другие.

Александр Твардовский написал свою « Книгу про войну», самую известную, может быть, в 1941-1945 годах. Она принадлежит к тем книгам , которые помогли в победе над фашистами. Главный герой этой книги - Василий Теркин, один из немногих литературных героев, которому в нашей стране поставлен памятник.

Инсценировка отрывка из «Василия Теркина»

(принимают участие 3 мальчика)

Чтец 3:

«Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Василий Теркин:

Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник Жить лет до 90

Чтец 4:

Теркин, Теркин, добрый малый

Что тут смех, а что печаль

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко вдаль

Василий Теркин:

Нет, ребята, я не гордый

Не загадывая вдаль,

Так скажу, зачем мне орден,

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху

Вот закончили б войну.

Вот бы в гости я приехал

На родную сторону.

Буду жив ещё? - Едва ли,

Тут воюй, а не гадай,

Но скажу насчет медали:

Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин,

И понять вы все должны:

Дело самое простое-

Человек пришёл с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет,

Я пришёл, а тут гулянка

Нет гулянки? Ладно нет!

Я в другой колхоз и в третий-

Вся округа на виду:

Где - нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду

И, явившись на вечерку

Хоть не гордый человек

Я б не стал курить махорку

А достал бы я «Казбек»

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

Солдат1 - Как мол, что

Василий Теркин- Бывало всяко.

Солдат 2- Трудно все же?

Василий Теркин- Как когда?

Солдат 1- Много раз ходил в атаку?

Василий Теркин- Да случалось иногда.

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна …

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Нет, ребята, что там орден

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

Звучит песня «Смуглянка»

Ведущий(ученик 4): Говоря о литературе периода ВОВ, мы должны отдать дань внимания и уважения Константину Симонову. Именно его роман»Живые и мертвые» открыл в литературе дорогу знаменитому и великому «поколению лейтенантов» Это первый по-настоящему честный роман о войне, слово правды о русском солдате, который шел в тяжелый неравный бой, шел, часто даже не зная , вернется ли он. А дома его ждали, придавая уверенности в своих силах.

. На фоне музыки читается стихотворение К.Симонова «Жди меня»

Ведущий(учитель): На войне всем тяжело: солдатом и генералам, пехотинцам и саперам, артиллеристам и летчикам . Тяжело ,но ведь все они были мужчинами. Что же приходилось испытывать попавшим на фронт девушкам?

слайды

Ученик 5

«Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей. Опухшие, измученные, ведомые одной страстью - пробиться.»-пишет Юлия Друнина.

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

(Юлия Друнина 1943г)

Ведущий. Ученик 5

Для Ю. Друниной война закончилась 21 ноября 1944года, когда, после тяжёлого ранения, её признали негодной к несению военной службы. Но странная, непонятная для других болезнь - «фронтовая ностальгия» - преследовала её всю жизнь.

Читают стихотворение -Только что пришла с передовой…

Песня «Землянка»

слайды

Ведущий.(учитель)

«…Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Есть жизнь после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь - «жизнь после смерти…» Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать»

Эти слова, обращённые к жене и дочери, были написаны татарским поэтом Мусой Джалилем в канун его отъезда на фронт в начале 1942 года.

Чтец 1. Ученик 6

Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. С 26 июня 1942 г., когда тяжело раненный, оглушённый взрывной волной, политрук Муса Залилов попал в плен к гитлеровцам, до 25 августа 1944 г., когда над головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошёл 791 день. 791 день лицом к лицу со смертью. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху, сорока смертей, был привезен в Берлин. Его приговорят к смертной казни. Он умрет , но у него останется 115 стихов написанных в заточении.

Стихот-ие Не приклоню колен

Палач, перед тобою!….

Ведущий. Ученик 1

В тюрьме Моабит в нечеловеческих условиях фашистской неволи Муса Джалил создал свои лучшие стихи, полные ненависти к врагу, веры в победу, любви к Родине. Эти стихи составили «Моабитскую тетрадь». Одно из самых потрясающих стихотворений цикла вы сейчас услышите.

Чтец. Звучит стихотворение «Варварство» М. Джалиля(с видеоматериалом)

Звучит песня на стихи М. Джалиля «Журавли».

Слайды

Исследовательская работа

Ведущий(Учитель) По военным дорогам прошли тысячи сыновей и дочерей многонациональной Кабардино-Балкарии.

Ученик- наше село Урожайное проводило на фронт 277 человек, 193 из них погибли. Среди наших односельчан были и рядовые и офицеры- командиры Красной Армии. Это командиры стрелковых рот капитан Султан и Залимхан Бесланеевы, командир артиллерийской батареи капитан Хангери Догужаев, командир стрелковой роты старший лейтенант Михаил Болотоков,политрукист. Лейтенант Хажби Кушхов и ст. лейтенант Натриб Хагов. Политруком 2-ой роты партизанского отряда громил фашистов на территории Белорусии и Украины. Хубан Сохов , награжденный за храбрость медалями «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны». 11 человек награждены за самоотверженный труд в ВОВ.

Учитель : Пока мы помним, живы те, от кого остались лишь пожелтевшие фотографии , да треугольники - письма.

Рассказ учащегося о своем прадедушки Хагове Натрибе и цитирует его письмо с фронта жене и сыну, дотируемое 23 января 1943 года (опубликованное в книке «Письма огненных лет»)

Стихотворение Ахмата Созаева «Школьное сочинение»

слайды

Ведущий(учитель): В годы ВОВ большинство писателей КБР ушли на фронт. Так, деятельность Алима Кешокова во фронтовой печати составила значительно веху в его творческой биографии. В 1941-1942 гг редактировал телевизионную газету «За Родину». А в жестокие дни обороны Сталинграда со своим земляком, Кайсыном Кулиевым рука об руку сотрудничают в редакции газеты «Сын Отечества». «Мы в дыму войны,- вспоминал К. Кулиев, -шли вместе через заснеженные волжские и донские степи, были среди освободителей Донбасса, лежали в воронках перекопа переходили через Сиваш, сражались в Крыму»

Читают стихотворение А. Кешоков «Перед атакой»

Друг мой, на заре начнется бой

Я хочу говорить с тобой

Мы должны дойти и мы дойдем.

До высот ,что заняты врагом

Пусть за всех за вас, мои друзья,

В том бою погибну только я,

Лучше пусть одна рыдает мать,

Чтоб другим не довелось рыдать

Доблестью душа окрылена,

И дорога славы лишь одна.

Завтра- в путь к победе, а пока

Закурить бы : дайка огонька

Ведущий ученик2: «Когда мы с Алимом делили кусок хлеба и щепотку солдатской махорки, делились своими думами и стихами. Сквозь дым боев одинаково мерещились нам горы и отцовские дворики с желтеющим подсолнухом. Мы были молоды. Горячо мечтали о книгах, которые мы думали писать после войны»-писал Кайсын Кулиев.

Читают стихотворение К. Кулиева

Я на войне увидел тьму смертей.

Дым городов, свалившиеся своды,

Протянутые руки у детей-

Большое горе моего народа.

«Закрой глаза!- твердил себе порой

Чтоб отдохнуть, чтоб позабыть об этом

Но так нельзя. Прости , читатель мой!

Невидящий не может быть поэтом.»

Ведущий ученик3: Многие из писателей и поэтов нашей республики погибли на полях сражений, не успев раскрыть свое дарование. Погиб Али Шогенцуков, поэт, чьему творчеству кабардинская литература обязана своим становлением.

Читают стихотворение А.Шогнцукова

От грома пушек вздрагивают скалы

И долу клонятся верхушки рощ…

Кавказцы! И для нас пора настала

Явить и мужество свое и мощь!

Погибнет враг,- мы в том клянемся честью!

Мир подвиг наш запомнит на века!

Нам путь победы ,славы и возмездья

Предначертала Родины судьба!

Песня «Фронтовики»

Ведущий (учитель): Война и поэзия. Казалось бы , нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда гремят пушки , музы молчат», в годы испытаний музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов.

Читают стих-ие М. Сергеева «Фронтовые поэты»

Фронтовые поэты

С напором свинцового шквала

Ваши жизни судьба,

Ваши жизни война рифмовала

И едва затихало сраженье-

Атака не вечно же длится,-

Как оно оживало

На ваших горящих страницах.

Звучит песня «День Победы»с видео материалом










Самоанализ внеклассного мероприятия

« Литературно- музыкальной композиции посвященной 70-летию годовщины, со дня Победы в Великой Отечественной войне. «Война! Твой страшный след…»

Данное мероприятие называется «Война! Твой страшный след…». Оно проводилось в 8 классе МОУ СОШ СП Урожайное.

Это мероприятие посвящается великой дате -70-летию годовщины, со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Целью данного урока я поставила:

-донести до каждого ребенка всю правду о войне,

-воспитание патриотизма, сострадание к чужому горю, интереса к истории своей Родины,

-познакомить учащихся с поэзией и трудной судьбой поэтов-фронтовиков.

При подготовке к мероприятию учитывались возрастные особенности детей, их интеллектуальный багаж. Все ребята работали с энтузиазмом, искали факты, заучивали стихи и песни, готовили видеоматериалы .

Я считаю, что поставленные цели достигнуты в целом. Думаю, что каждый ученик навсегда запомнит эти даты, события. Сердца ребят не остались равнодушны к тяготам , бедам войны. Тем более , они сами видят каждый день, что творится на Украине сейчас. Дети поняли, что война- это смерть, это путь в никуда. Что такое допускать нельзя.












© 2010-2022