- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Уроки доброты (урок литературы по повести С. Хаблиева Ворожея)
Уроки доброты (урок литературы по повести С. Хаблиева Ворожея)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кусаева Е.М. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
<<Уроки человечности>>
Урок литературы по повести С.Хаблиева <<Ворожея>> в 9 классе (национально-региональный компонент)
Цель:
1.Анализ идейного содержания повести;
2.Проблематика произведения;
3.Худ. своеобразие повести.
Оборудование: репродукции картин Коста Хетагурова <<Портрет Т.Тхостовой>>, Рембрандта <<Портрет старой женщины>>, фотография памятника братьям Газдановым. 1.Слово учителя. Наш век часто называют беспощадным, жестоким. И для этого есть немало оснований. Но самой большой опасностью современные писатели считают бездуховность, равнодушие к окружающим тебя людям. Поэтому для каждого из нас существует риск пройти мимо людей, которые могли бы дать столько душевного тепла, что согрело бы не одно охладевшее сердце. О таком человеке повесть С.Хаблиева <<Ворожея>>.
2. Сегодня мы попытаемся понять какие проблемы волнуют автора, какие пути решения предлагает и, главное, выразить каков ваш собственный взгляд на происходящее.
3.-Итак, произведение прочитано. Определите его жанр, обоснуйте ответ.
-Какие элементы композиции придают национальный колорит повести, делая ее неповторимой? (описание обычаев, похорон, гадания и т.д.)
-Какую смысловую роль играет пейзаж в начале повести, какие худ. средства использует для достижения цели (метафоры, эпитеты, служат для выражения мыслей о душевном холоде, пустоте, равнодушии).
4. -Анализируя идейное содержание повести, обратимся к образу главной героини - Ханшиат. Какие средства создания худ. образа использует автор? (портрет, речь, поступки, отношение окружающих, автора)
-Найдите элементы портрета героини. Чем отличается портрет женщины от привычных нам изображений лит.героев? Почему? (отсутствие конкретных деталей создает обобщенный образ женщины - матери, солдатки, крестьянки. Писателю интересен внутренний мир).
-Обратимся к репродукциям. Почему живописцам разных эпох интересны старые люди?
-Соответствуют ли изображенные на картинах образу нашей героини? В чем-да? В чем-нет?
-Одной из важнейших составляющих художественного образа является речь. Проанализируйте речь героини (речь простая, лишенная поучений, назиданий. Главное - слова, а не поступки).
-Какие поступки Ханшиат являются главными в понимании идейного содержания повести? <<Яблоки пленным>>, <<Гадания>>, <<Ночь на кладбище>> (краткий пересказ эпизода)
-Вспоминается рассказ Ф.Глинки <<Последнее уничтожение на Бородинском поле>>.
-Что объединяет двух женщин? (обе женщины способны деятельно сострадать, сопереживать, дарить людям надежду и добро бескорыстно).
-Все ли окружающие одинаково воспринимают Ханшиат? Что это за люди?
-Как воспринимает ее автор? Почему выбирает взгляд ребенка? (чистый, незамутненный, память и впечатления детства остаются на всю жизнь)
-Эту традицию автор продолжает от русской классической литературы: Маша и Кутузов (<<Война и мир>>), сон Илюши (<<Обломов>>), Максим Горький (<<Детство>>).
5. -Какие уроки преподала мальчику Ханшиат? (уроки доброты, сострадания, бескорыстия).
-О чем заставила задуматься героя смерть Ханшиат? (текст эпиграфа)
-Какие проблемы поднимает писатель в повести? Ответить помогает финал (эпизод <<Похороны Ханшиат>>).
-Почему автор называет Ханшиат <<редкостной, несравненной>>? Как называют ее люди? Согласны ли вы с такой оценкой? Почему?
-Кратко перескажите эпизод с иностранными туристами. Какова его роль в раскрытии идейного замысла повести? (Жить, оставляя о себе добрую память..)
Д/З сочинение <<Почему я советую прочитать повесть С.Хаблиева <<Ворожея>>?