Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной поэтам Серебряного века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературно- музыкальной композиции, посвященной поэтам Серебряного века

1 ведущий: Серебряный век,,, Это словосочетание ассоциируется у нас с каким- то ярким, благополучным явлением со своим неповторимым лицом. Эта эпоха, длившаяся от силы четверть века, резко отличалась от того, что

было до и после него. На протяжении короткого Серебряного века в литературу вступило четыре поколения русских поэтов: бальмонтовское (60-70годы 19 века), блоковское (80-ые годы), гумилевское ( около 1886 года) и, наконец, поколение 90-ых, к которому относятся Цветаева, Есенин, Маяковский и др.

Звучит песня в исполнении Е.Камбуровой «Послушайте!»

2 ведущий: Именно в этот период заявили о себе такие литературные течения, как символизм, акмеизм, декадентство, футуризм. Творчество многих поэтов Серебряного века было настолько ярким и многогранным, что не укладывается ни в одно из этих течений и направлений. Как бы то ни было, это самая творческая эпоха в российской истории. А расцветом Серебряного века принято считать именно 1915 год. Бурная, неспокойная обстановка в стране, требовавшая решительных перемен, способствовала пересечению путей искусства и политики. Общество искало пути к новому социальному строю, а писатели и поэты стремились освоить новые художественные формы.

1 ведущий: Как известно, 2015 год - год литературы. И мы нынче отмечаем не только столетие наивысшего подъема литературы Серебряного века, но и юбилеи целого ряда его представителей. Юбилярами являются Блок и Есенин, Иннокентий Анненский и Велимир Хлебников, Андрей Белый и Саша Черный, Иван Бунин и Борис Пастернак. Нам кажется уместным сегодня вспомнить творчество некоторых из них, поговорить о том. что волновало этих поэтов, что двигало их пером, остановиться на отдельных моментах их трагических судеб и , конечно, почитать стихи, любимые стихи поэтов Серебряного века.

Слайд 1 - портрет И.Анненского

2 ведущий: «Последним из царскосельских лебедей» назвал Иннокентия Анненского в своем стихотворении Николай Гумилев, так как Анненский был одно время директором Царскосельского Лицея. Его личность оставалась во многом загадкой для современников. Его сын Валентин Кривич писал: «для меня в отце всегда соединялось несколько совершенно разных людей». Из скудных мемуарных источников известно, что Анненский выглядел как утонченный цветок городской цивилизации, чуть не с младенчества жил среди книг и книгами. Еще в гимназии увлекся древними языками, потом греческой и римской мифологией, Античный мир обладал для него особым очарованием, и он ушел в него с головой. До конца жизни основным источником его материального благосостояния оставалась педагогическая деятельность.

Звучит стихотворение Анненского в исполнении чтеца:

Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

И если мне на сердце тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с ней не надо све

1 ведущий: Точно установить, когда начинается творчество Анненского, в каком порядке были созданы его произведения, невозможно, ведь он не публиковал их в периодике, не датировал, а для сборников группировал по собственной логике. По собственному признанию, писать стихи он начал в 70-ые годы: «Я твердо держался слов моего брата Николая Федоровича: «до 30 лет не печататься!», и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи». Помимо поэзии, Анненский занимался драматургией, литературной критикой. Однако много сделать в искусстве он не успел _ скончался в 1909 году на Царскосельском вокзале от сердечного приступа. Вторая Книга его стихов «Кипарисовый ларец» вышла лишь через год после его смерти.

2 ведущий: Основные мотивы лирики Анненского - мотив жизни и смерти, одиночества, двойничества, весьма скупо представлена тема любви . Критик Маковский сказал об Анненском так: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников, он трагичен, как жертва исторической судьбы». В этом году Анненскому исполнилось бы 160 лет.

Слайд 2 - портрет Блока. Звучит музыка Г.Свиридова на стихи Блока «Песни безвременья»

1 ведущий: Говорить об Александре Блоке много нет смыла - За него все сказали его стихи, так как его творчество в школьной программе представлено достаточно широко. Подчеркнем лишь, что в поэзии Блока нашли отражение желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, показать самоценность чувства лирического героя,, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала. Поэзии Блока свойственна исповедальность. Как записал он в своем дневнике, «стихи - это молитвы, а поэт - апостол, слагающий их в божественном экстазе».

Чтец читает стихотворение Блока:

Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.

2 ведущий: Несколько любопытных фактов: В период с 1917 по 1920 год Блок входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов; был членом Театрально-литературной комиссии, сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса; входил в редколлегию издательства «Всемирная литература»; был председателем Петроградского Союза поэтов.

1 ведущий:. Как представитель молодого поколения, он воспринял от старшего поколения поэтику намеков, оттенков и понятие символического образа, а о поэта и философа Владимира Соловьева - идеалистическое отношение к действительности, идеи о порочности мира и его спасительнице - Вечной Женственности, в основе которой лежал образ жены, облеченной в Солнце. Эти идеи нашли воплощение в «Стихах о Прекрасной Даме». Послушаем же стихи Блока.

Звучит стихотворение в исполнении чтеца:

Вечереющий день, догорая,
Отступает в ночные края.
Посещает меня, возрастая,
Неотступная Тайна моя.

Неужели и страстная дума,
Бесконечно земная волна,
Затерявшись средь здешнего шума,
Не исчерпает жизни до дна?

Неужели в холодные сферы
С неразгаданной тайной земли
Отошли и печали без меры,
И любовные сны отошли?

Умирают мои угнетенья,
Утоляются горести дня,
Только Ты одинокою тенью
Посети на закате меня.

Слайд 3- портрет Велимира Хлебникова.

2 ведущий: Велимиру (Виктору) Хлебникову в этом году бы исполнилось 130 лет. Но жизненный путь одного из самых ярких поэтов 20 века был недолгим - он прожил всего 37 лет, 17 из которых посвятил поэзии. Творчество Хлебникова тесно связано с футуризмом. Основной целью его стало создание метаязыка Вселенной. Он стремился к созданию словообраза, который отражал бы предмет в живом сочетании форм и красок. При помощи разных суффиксов и префиксов он стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянскую речь. Он пытался, не разрывая круга корней, свободно плавить слова. В трактовке природы звука проявился планетарный характер мышления поэта. Звук для него - вспышка, свет.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

1 ведущий: У Хлебникова не было дома, не было службы, не было денег. Он жил у друзей, знакомых и просто случайных людей, но везде работал как одержимый. Его можно было застигнуть пишущим стихи в самых необычных местах - в магазине на оберточной бумаге, в книжной лавке на обложке любой книги, в постели, на краешке подушки. Порой он совершенно забывал свои стихи; бывало, при нем прочтут стихи, он похвалит их и спросит, кто это написал. Уникальность Хлебникова в том, что он был ,как никто, свободен и независим. Творения, оставленные этим «тихим пророком, известны во всем мире. Вспомним их и мы.

Звучат стихи Хлебникова:

Россия забыла напитки,

В них вечности было вино,

И в первом разобранном свитке

Восчла роковое письмо.

Ты свитку внимала немливо,

Как взрослым внимает дитя,

И подлая тайная сила

Тебе наблюдала хотя.

Слайд 5 - портрет Андрея Белого.

2 ведущий: Андрей Белый - литературный псевдоним Бориса Бугаева. Как и Блок, родился и воспитываллся в профессорской семье. Его отец, декан физико - математического факультета Московского университета. Как и Блок, Белый относится к младосимволистам. Как и у Блока, одной главных тем творчества Белого была Россия.

Чтец читает стихотворение «Родина»

Те же росы, откосы, туманы,

Над бурьянами рдяный восход,

Холодеющий шелест поляны,

Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле - неволя;

И суровый свинцовый наш край

Нам бросает с холодного поля -

Посылает нам крик: "Умирай -

Как и все умирают..." Не дышишь,

Смертоносных не слышишь угроз: -

Безысходные возгласы слышишь

И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;

Те же стаи несытых смертей

Над откосами косами косят,

Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой -

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

1 ведущий: В годы, когда символисты пользовались наибольшим успехом, Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по течению - Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа «Огненный ангел» (1907). Треугольник Белый - Блок - Любовь Менделеева замысловато преломился в романе «Петербург» (1913).

2 ведущий: Стилистическая манера Белого предельно индивидуализирована - это ритмическая, узорчатая проза с многочисленными сказовыми элементами. По словам критика Шкловского, «Андрей Белый - интереснейший писатель нашего времени. Вся современная русская проза носит на себе его следы» Писатель умер 8 января 1934 года от инсульта после солнечного удара, случившегося с ним. Он предсказал свою судьбу в стихотворении «Пепел» (1907):

Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.

Один из крупнейших потов того же времени Осип Мандельштам написал на смерть Белого стихи, начинающиеся так: «Голубые глаза и горячая лобная кость - Мировая манила тебя молодящая злость…»

Слайд 6 - портрет Саши Черного

1 ведущий: Саша Чёрный (Алексадр Гликберг) родился в Одессе, в семье провизора, агента торговой фирмы. В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета - «чёрный». Так и появился псевдоним.

Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим, попрошайничал. Об его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К.К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе.

2 ведущий: В 1905 году переезжает в Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах . В основном его стихи предназначались детям, как вот это:

Два утенка подцепили дождевого червяка,
Растянули, как резинку, - трах! и стало два куска...

Желтый вправо, черный влево вверх тормашками летит.
А ворона смотрит с ветки и вороне говорит:

"Невозможные манеры! посмотрите-ка, Софи...
Воспитала мама-утка... Фи, какая жадность! Фи!"

Из окна вдруг тетя Даша корку выбросила в сад.
Вмиг сцепились две вороны - только перышки летят.

А утята страшно рады:"Посмотрите-ка, Софи...

Кто воспитывал? Барбоска? Фи! и очень даже фи!

Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного».

Саша Черный Обучался в Гейдельбергском университете Германии. После революции эмигрировал, жил в Литве, Берлине, Риме, Париже

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, построил свой дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.

1 ведущий :Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Могила поэта была утеряна вследствие того, что за неё некому было платить. Жена Саши Чёрного, Мария Ивановна, скончалась в 1961 году. Детей у поэта не было. Зато остались стихи, которые сейчас прозвучат:

Мы сжились с богами и сказками,

Мы верим в красивые сны,

Мы мир разукрасили красками

И душу нашли у волны,

И ветру мы дали страдание,

И звездам немой разговор,

Всё лучшее наше создание

Еще с незапамятных пор.

Аскеты, слепцы ли, безбожники -

Мы ищем иных берегов,

Мы все фантазеры художники

И верим в гармонию слов.

В них нежность тоски обаятельна,

В них первого творчества дрожь...

Но если отвлечься сознательно

И вспомнить, что всё это ложь,

Что наша действительность хилая -

Сырая, безглазая мгла,

Где мечется глупость бескрылая

В хаосе сторукого зла,

Что боги и яркие сказки

И миф воскресенья Христа -

Тончайшие, светлые краски,

Где прячется наша мечта, -

Тогда б мы увидели ясно,

Что дальше немыслимо жить...

Так будем же смело и страстно

Прекрасные сказки творить

Слайд 7 - портрет Есенина. Звучит песня на слова Есенина: «Отговорила роща золотая…»

2 ведущий: Сергей Есенин - пожалуй, самый известный и самый любимый поэт из сегодняшних юбиляров. Он родился 120 лет назад, 3 октября 1895 года. С первых поэтических сборников («Радуница», «Сельский часослов») выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

Чтец читает стихотворение:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за коcогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1 ведущий: После приезда Есенина в Петербург М,Горький писал Ромену Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

2 ведущий: Творчество Есенина предстаёт сложным и противоречивым. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. «Моя лирика, - говорил позже Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож

1 ведущий:Последний год жизни был невероятно плодотворным. Есенин готовил к выходу полное собрание своих сочинений. «В России почти все поэты умирали, не увидев полного собрания своих сочинений. А я вот - увижу»- был уверен он. К концу ноября все три тома уже сданы в набор. Но 28 декабря Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». По официальной версии - самоубийство. Сейчас предоставим слово любителям поэзии Есенина, они прочитают стихи, над которыми не властно время.

2 ведущий: Сегодня мы попытались вспомнить творчество отдельных представителей Серебряного века, каждый из которых мог бы украсить своим творчеством любую литературу. Так случилось, что они - достояние русской литературы, её гордость. И очень приятно, что вы помните и знаете их творчество.

.



© 2010-2022