- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложение с придаточными изъяснительными (9 класс)
Урок по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложение с придаточными изъяснительными (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Азизова Г.М. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку . 9 класс. Проверила______________
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Цели: 1) формировать представление о придаточных изъяснительных, обучить конструированию СПП с придаточными изъяснительными .
2) развивать навыки постановки знаков препинания в СПП с придаточными изъяснительными ; тренировать учащихся находить в тексте и использовать в речи данный вид предложений.
3) воспитывать интерес к научно-техническому прогрессу, интерес к изучению компьютеров. Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, частично- поисковый.
Оборудование: учебное пособие, интерактивная доска, слайды к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, подготовьтесь к уроку.
Психологический настрой.
Посмотрели друг на друга улыбнулись и пожелаем друг -другу хорошего настроения, успехов на уроке.
II.Опрос домашнего задания.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
Мы. закончили изучение СПП с придаточными обстоятельственными.
Сейчас я раздам листы, ответьте на контрольные вопросы.
-
На какие группы делятся СПП по значению
-
На какой вопрос отвечает придаточные условные и какими союзами прикрепляются к главному предложению.
-
На какие вопросы отвечает придаточные цели.
-
На какие вопросы отвечают придаточные причины и какими союзами прикрепляются к главному предложению?
-
На какие вопросы отвечают придаточные места и какими союзными словами связываются с главным предложением?
-
Что вы знаете о СПП с придаточными образа действия?
III. Объяснение новой темы.
Сегодня мы будем изучать СПП с придаточными изъяснительными.
Ребята, запишите число, классная работа и тему урока. (Слово изъяснительное означает пояснить, уточнить).
Слайд № 1.
Прочитаем предложения
1.Хорошее воспитание- это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о себе и очень невысокого о своем собеседнике. ( Марк Твен)
[-.,],( что…). СПП с придаточным изъяснительным.
-
Мыслители долго спорили о том, нужно ли начинать воспитание с колыбели.
[- = о том],(...). СПП с придаточным изъяснительным.
( Н Пирогов)
Как мы заметили, придаточные изъяснительные относятся к тем словам в главном предложении, которые требуют пояснения ( изъяснения). Такими словами в главном предложении обычно бывают глаголы. А также…
Слайд № 2
В роли контактных слов выступают слова со значением речи, мысли, чувства.
- глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть и др.
- прилагательные: рад, доволен, уверен, убежден, и др.
- наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, ясно, понятно и др.
- существительные: вопрос, мысль, разговор, известие и др.
Опорная схема. Слайд № 3
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главному предложению союзами:
[ гл. ], ( союзы: что, как, как будто
Союзные слова: что, как, куда, где, зачем)
( Чем отличаются союзы и союзные слова?)
( союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются членами предложения).
В уйгурском языке отсутствуют придаточные изъяснительные предложения, а значение изъяснения ( пояснения) передаётся простыми предложениями с развёрнутыми второстепенными членами.
Например: 1. Ему послышалось, что птица поёт.(Ч.)- Униңға қуш сайриғандәк болуп аңланди.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай (Посл.)- Өзгидә яқтурмайдиғиниңни өзәңму қилма.
III. Закрепление.
Работа по тексту.
Образцовое чтение текста учителем записан на диске и подключён к интерактивной доске. Во время озвучивания текста на интерактивной доске появляются иллюстрации к тексту.
Компьютеры, роботы, и люди.
А)Словарная работа
Социолог- обществовед, специалист социологии( социология илиминиң мутәхәсиси)
Какие слова вам не понятны?
В) Работа по содержанию текста
1) С чего начался современный этап научно-технической революции?
2) кто в современной жизни пользуется компьютерами?
3) Какими оказались программисты в результате исследований?
4) Что могут делать роботы?
5) О чём надо всегда помнить?
Письменное задание к тексту.
Расскажите о том, что вы знаете о компьютерах. Ответы запишите в тетради и составьте схемы к предложениям.
Учащиеся записывают предложения и схемы.
-
Что известно всем?
Всем известно, что современный этап научно-технической революции начался с создания компьютеров.
[=],( -=). СПП с придаточным изъяснительным.
2. К какому выводу пришли учёные?
Учёные пришли к выводу о том, что создание персонального компьютера имеет такое же огромное значение, как изобретение книги.
[- =], (- =).СПП с придаточным изъяснительным.
3. Что узнали социологи?
4. как программисты отзываются о компьютерах?
Физкульт минутка ,к нам в гости пришел герой из мультяшки ,сделаем небольшую разминку.
Творческое задание:
Составьте предложения по схемам!
-
[ ], ( что…).
-
[ ], ( ли…).
-
[ ], ( кого…).
IV. Подведение итогов .
Итак, сегодня мы изучали какую тему?
-
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы….
-
Придаточные изъяснительные относятся к контактному слову в главном предложении, которое обозначает…
-
К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи ….
-
Придаточные изъяснительные могут занимать … позицию по отношению к главному.
V .Домашнее задание:
-
Стр 132 упр 168.
Спишите, отделяя запятыми главные предложения от придаточных.
Подчеркните придаточные изъяснительные и определите их место в предложении.