Техкарта урока по русскому языку 5 кл. Повторение пройденного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТа урока

Предмет русский язык Класс __5

Автор УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова

Учитель: Салчак Айгуль Артуровна

Тема урока: Урок- соревнование. Умники и умницы.

Тип урока: Повторение пройденного

Технология: здоровьесберегающая, технология активного обучения (презентация).

Цели и УУД урока:

- закрепить и привести в систему знания учащихся о разделах русского языка: фонетика, лексика, морфемика, морфология;

- развить коммуникативную речь, мышление;

- воспитать чувство ответственности; любви к русскому языку.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничество.

Регулятивные:

  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

  • объяснять языковые процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Личностные УУД:

  • формирование навыков работы в команде (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению),

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

  • осуществлять контроль и самоконтроль,

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Формы работы:

  1. самостоятельная;

  2. учебный диалог;

  3. командная;

Оборудование:

- ИКТ (проектор, ноутбук и т. д.)

- учебник «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

- карточки с загадками для каждой команды.

- плакат: «Учите русский язык - годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда, и та награда - в нем самом».

Структурные элементы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационный момент

Приветствие. Формирование

положительного и

психологического

настроя на урок

Приветствие учителя.

Подготовка к восприятию нового материала.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

2

Актуализация полученных знаний и пройденного материала.

Проводится лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их).

А) Раздел науки, изучающий лексику (лексикология);

Б) Слова имеющие одинаковые значения, но разные по произношению и написанию (синонимы);

В) Слова с противоположным значением (антонимы);

Г) Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

3

Актуализация изученного:





А). Конкурс «Вопросы - шутки».









Б). Конкурс «Письмо от бабушки- загадушки».









В). Конкурс «Зашифрованная фраза».

Г). Конкурс «Найди правильный ответ».











Д). Конкурс «Найди правило».

Сегодня мы проводим урок- соревнование «Умники и умницы». С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы.

А сказки, прибаутки, песенки - это часть языка.

Изучать русский язык очень интересно и увлекательно. И поэтому я предлагаю устроить конкурс. Все согласны ? (ответы детей)

Тогда давайте составим команды. Команды будут состоять из 10 участников.

А). Конкурс «Вопросы - шутки».

Каждая команда отвечает на три вопроса (каждый вопрос имеет один балл).

Первая команда:

- Какое слово все люди на земле пишут неправильно? (слово «неправильно»).

- О чем идет речь в стихотворении:

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить, что соберешься,

Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)

- В каком слове сорок гласных? (Сорока)

Вторая команда:

- Что стоит в середине земли? (м)

- Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твое имя)

- Как превратить большой дом в маленький ? (нужно добавить суффикс -ик-).

Б). Конкурс «Письмо от бабушки- загадушки».

Вы должны отгадать загадку и сказать, сколько букв и звуков в отгадке.

Например:

Льется речка- мы лежим,

Лед на речке - мы бежим.

(Коньки- 6 букв, 5 звуков)

1 команда

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая- для лета,

Для зимы- другого цвета.

(Заяц- 4 буквы, 5 звуков)

2 команда

Ее в лесу всегда найдем-

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье сером.

(Ель- 3 буквы, 3 звука,

Елка- 4 букв, 5 звуков)

В). Конкурс «Зашифрованная фраза».

Вы выступите в роли разведчиков. Перед вами зашифрованная фраза. Попробуйте разобрать, что здесь написано. Запишите получившееся предложение.

Рыбу не скотина крыше съел.

Правильный ответ: (Рыбу нес кот и на крыше съел)

Г). Конкурс «Найди правильный ответ».

1. Вспомните фонетический разбор. Из каких частей состоит слово.

2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.

3. Член предложения отвечает на вопрос кто? что? И обозначает предмет.

4. Из этого состоит текст.

5. Из этого состоит предложение.

6. Это морфема стоит перед корнем.

7. С их помощью мы пишем слова.

8. Какая морфема находится между корнем и окончанием.

9. Что обозначает имя существительное.

10. Бывает устная и письменная…

11. Часть речи обозначающая действие.

12. Общая часть всех однокоренных слов.

13. С помощью этой морфемы изменяется слово.

14. служебная часть речи, которая пишется раздельно со словами.

15. Член предложения, служит для обозначения действия.

Какое же ключевое слово кроссворда? (существительное). А что же такое существительное? (ответы).

Д). Конкурс «Найди правило».

Сейчас я прочту вам стихотворение, которое однажды прозвучало в одной детской передаче, а вы скажите, о каком правиле написания идет речь.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах.

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал-

Где «и», а где же «ы».

Слушают речь учителя о значении русского языка. Делятся на две команды, которые будут состоять из 10 участников.



Учащиеся отвечают и делают выводы о том, что русский язык изучать интересно и увлекательно. Он (русский язык) как маленький ребенок, не стоит на одном месте, а развивается (с появлением новых предметов, появляются и новые слова, понятия).

Команды, состоящие из десяти учащихся в ходе заданной работы, сообща и анализируя свои предположения, выявляют верный ответ.











Выразительно читают данный пример, затем мысленно определяют количество букв и звуков в слове «коньки».

Первая команда - каждый участник (про себя выразительно читает четверостишие) записывает в тетрадь данную загадку и определяет количество букв и звуков в отгадке (в слове «заяц»).

Верный ответ озвучивают.



Вторая команда - каждый участник (про себя выразительно читает четверостишие) записывает в тетрадь данную загадку и определяет количество букв и звуков в отгадке (в слове «заяц»).

Верный ответ озвучивают.



Каждая команда с доски списывают зашифрованную фразу и получившееся предложение записывают.

Команды отвечают на 15 вопросов и тем самым разгадывают кроссворд. Главным словом является «существительное».

Слог.

Ударение.

Подлежащее

Предложение

Слово

Приставка

Буквы

Суффикс

Предмет

Речь

Глагол

Корень

Окончание

Предлог

Сказуемое

Существительное.

Ребята отвечают, что имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Им. падежа кто? что?

Ответы учащихся: (Правило написания букв «ы-и» после «ц»).

4

Физминутка

Просит приготовиться к физкультминутке.

Лебеди

Лебеди летят, (1)

Крыльями шумят. (2)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (3)

Прямо и гордо

Умеют держаться.(4)

И очень бесшумно (5)

На место садятся. (6)

Выполняют упражнения:

1.(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку)).

2.(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны)

3.(Повороты головы)

4.(Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.)

5. Руки вниз- потянуться вверх.

6. Сесть на место, туловище держать прямо.

Е). Следующий конкурс называется «Прилагательные- синонимы, антонимы».







Ж). «Отгадай слово».



З) . Последний наш конкурс «Блиц - турнир».

Е). Следующий конкурс называется «Прилагательные- синонимы, антонимы».

Сначала послушайте сказку…

Однажды на светлой лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка и Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых они никак не могут отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное,- вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово «прямая»- чуть не плакала Дорога.

- А я всегда интересная,- безнадежно говорила Сказка.

- А я только звонкая,- сказала Песня.

- Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе.- Может быть, ребята нам помогут?

На что обиделись Небо, Дорога, Сказка, Песня?

Задание: запишите эти словосочетания. Подберите к ним другие прилагательные - синонимы и антонимы.

Ж). «Отгадай слово».

Вспомните, пожалуйста, из каких морфем состоит слово.

А теперь вам нужно будет назвать слово, в котором будет приставка из слова «подсмотреть», корень из слова «снежинка», суффикс из слова «лесник» и окончание из слова «ученики»… (Подснежники)

З) . Последний наш конкурс «Блиц - турнир».

За каждый правильный ответ 1 балл.

- сколько звуков в слове лью (3)

- антоним к слову «временный» (постоянный)

- часть слова без окончания (основа)

- синоним к слову «отважный» (храбрый)

- есть ли удвоенная согласная в слове «искусство» (да).

Ответы учащихся:

(слушают чтение учителя, находят в сказке существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня и подбирают к ним имена прилагательные- антонимы).

Безоблачное небо- пасмурное

голубое небо- синее

прямая дорога- кривая

интересная сказка - неинтересная

звонкая песня- тихая





Вспоминают, что такое морфема, затем из данных слов выбирая нужные морфемы отгадывают необходимое слово «подснежники».

На этом конкурсе команды быстро и четко отвечают на заданные вопросы и зарабатывают по одному баллу за каждый верный ответ.

5

Итог урока. Рефлексия

Вот и закончилось наше соревнование. И как ни грустно, но пора нам расставаться. Нам остается поблагодарить всех за дружное участие и за прекрасное знание русского языка.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы о том, что знали и узнали…(нового)

6

Выставление оценок

Победившая команда в награду получает оценку «отлично».

Анализирование и комментирование полученных в процессе урока оценок.

7

Домашнее задание

Выполнить:

фонетический разбор слов: вьюга, рожь.

Записывают в дневник домашнее задание.







© 2010-2022