Викторина по русскому языку для Недели наук гуманитарного цикла Занимательный русский язык (7-8 классы)

Вашему вниманию предлагается викторина по русскому языку для Недели наук гуманитарного цикла в 7-8 классах. Она состоит из двух частей( первая -  презентация названия и эмблемы команд-участниц; вторая -  викторина) и включает в себя десять вопросов по основным разделам лингвистики: 1. Вопросы №1-7;11 - лексика, этимология. 2. Вопрос №8 - синтаксис. 3. Вопрос №9 - словообразование. 4. Вопрос №10 - морфология (имя существительное). Такая форма внеклассной работы предполагает развитие у школьников ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Викторина по русскому языку

для Недели наук гуманитарного цикла

«Занимательный русский язык»

Цели: воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предмету всех учащихся класса.

Такая форма внеклассной работы предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка.

Описание.

Викторина состоит из двух частей.

1. Презентация названия и эмблемы команд-участниц.

Название и эмблема должны соответствовать теме викторины «Русский язык»

Команда должна обосновать свой выбор.

2. Викторина.

Каждой команде предлагается выбрать цвет из шести предложенных. Все вопросы команда будет получать на листах данного цвета, на доске будут вывешиваться результаты команд поэтапно на листах цвета команды.

Состоит из 10 вопросов по разделам:

  • вопросы № 1-7; 11 - лексика, этимология;

  • вопросы № 8 - синтаксис;

  • вопросы № 9 - словообразование;

  • вопрос № 10 - морфология (имя существительное).

Система оценивания викторины:

1 часть

по пятибалльной системе:

  • «1» - участвовали не все члены команды, презентация была прочитана;

  • «2» - участвовали все, но презентация была прочитана;

  • «3» - участвовали не все члены команды. Творческий подход;

  • «4» - участвовали все, творческий подход, но плохо подготовлено;

«5» - участвовали все, творческий подход, замечаний к выступлению нет.

2 часть

  • За каждый верный ответ команда получает «1» балл.

  • Максимальное количество баллов «15».

Вопросы ко 2 части викторины:

1. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

2. Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означает выражения птичий базар и птичий рынок?

3. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили? (ответ может быть творческим).

4. В книге К.И. Чуковского «От Двух до пяти» говориться: « Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собака съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

5. Каково значение и употребление выражения шаром покати?

6. Напишите слово, значения, которых дано ниже:

1) Место на реке, где её можно перейти;

2) отверстие вулкана;

3) наука о небесных светилах;

4) место, где скрещиваются улицы;

5) речь, произнесённая одним актёром;

6) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ;

7) девушка, вступающая в брак (буквально «неизвестная, незнакомая»);

8) скорбь, глубокая печаль (первоначально «то, что жжёт, мучает»);

9) тот, кто нарушает правила вежливости, приличия (в этом слове этимологический корень -вид-, -вис-, -вед-, -веж-, -вежд-, -вес-, -вещ-);

10) унизительное положение (первоначально «зрелище»);

11) пища, еда (в этом слове этимологический корень -в-, -ед-, -ес-, -я-, -яд- со значением «пища, продукты питания, питаться, кормить, кормиться».

7. Сколько слов здесь записано? Как такие слова называются омонимы, омофоны, омографы?

Атлас, орган, кругом, жаркое, падаль, обмер, парить, хлопок.

Что общего у слов и чем они отличаются?

8. Определите варианты прочтения фраз:

В эту ночь холодную печь растопили.

На утёс одинокий орёл садится.

9. Шарады

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же - в дневнике я и в журнале.

В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффиксы в «собрании» встретите вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдёте,

в целом - по мне на уроке пойдёте.

10. Есть ли в русском языке существительные, у которых нет числа?

11. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?

Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?

Ответы:

1) Смерть. Не жалеть жизни. В старославянском: живот-жизнь.

2) Место, где собираются птицы различных видов, место, где продают птиц.

3) Смотреть - направлять взгляд; видеть - замечать что-либо; смотреть не значит видеть.

4) Хорошо знает, то о чём говорит, большой опыт

5) Ничего нет, пусто.

6) 1-брод;

2-кратер;

3-астрономия;

4-монолог;

5-невеста;

7-печаль;

8- невежда;

9-позор;

10-яства.

7) оценка, расписание.

9) 16 слов, омографы.

10) заимствованные, обозначающие вещества: кофе, какао.

11) кисть, катать.

Вопрос №1

ШАРАДЫ:

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» приставки мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же - в дневнике я и в журнале.

В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффиксы в «собрании» встретить вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдёте,

в целом - по мне на уроки пойдёте.

Вопрос №2

Напишите слова, значения которых дано ниже:

1) Место на реке, где её можно перейти.2) отверстие вулкана. 3) наука о небесных светилах. 4) место, где скрещиваются улицы; 5) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ. 6) девушка, вступающая в брак (буквально «неизвестная, незнакомая»). 7) скорбь, глубокая печаль (первоначально «зрелище»). 10) пища, еда ( в этом слове этимологический корень-в-, -ед-, -ес-, -я-, -яд- со значением «пища, продукты питания, питаться, кормить, кормится».

Вопрос №3

Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?

Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?

Вопрос №4

Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичийбазариптичийрынок?

Вопрос №5

Сколько слов здесь записано? Что общего у слов и чем они отличаются?

Какие из этих слов называются омонимами, омофонами и омографами?

Атлас, орган, кругом, жаркие, падать, обмер, парить, хлопок.

Вопрос №6

У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили? (ответ может быть творческим).

Вопрос №7

Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

Вопрос №8

Определите варианты прочтения фраз:

1) В эту ночь холодную печь растопили.

2) На утёс одинокий орёл садится.

Вопрос №9

В книге К.И. Чуковского «От Двух до пяти» говориться: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть мальчик напрасно испугался? Докажите.

Вопрос №10

Каково значение и употребление выражения шаром покати?

Ответы:

1) Вопрос № 1 оценка, расписание

2) Вопрос №2: 1)брод 2)кратер 3)астрономия 4)монолог 5)невеста 7)печаль 8)невежда 9)позор 10)яства

3) Вопрос №3 кисть, катать

4)Вопрос №4 Место, где собираются птицы различных видов, место, где продают птиц

5) Вопрос №5 16 слов, омографы

6) Вопрос №6Смотреть - направлять взгляд; видеть - замечать что-либо; смотреть не значит видеть.

7) Вопрос №7 Смерть. Не жалеть жизни. В старославянскомживот-жизнь.

8) Вопрос №8 1)5; 2)4

9) Вопрос №9 Хорошо знает то, о чём говорит, большой опыт.

10) Вопрос №10 Ничего нет, пусто.

© 2010-2022