Разработка литературно - драматического сценария Цыганские мотивы по произведению А. М. Горького Макар Чудра

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка литературно - драматического сценария Цыганские мотивы по произведению А.М. Горького Макар ЧудраРазработка литературно - драматического сценария Цыганские мотивы по произведению А.М. Горького Макар ЧудраМАОУ Грачевская СОШ



Казанский район Тюменской области






Разработка литературно - драматического сценария «Цыганские мотивы»


(По произведению А.М. Горького «Макар Чудра»)











с. Грачи, 2015 год


Разработка литературно - драматического сценария «Цыганские мотивы»


( по рассказу «Макар Чудра» А.М. Горького)


Действующие лица:

Ведущий - 1

Ведущий-2

Данило

Радда

Лойко

Барин

Слуга барина

Старая цыганка Мария

Цыганка - гадальщица Земфира

Старый цыган Нур

Старый цыган Дмитро

Молодая цыганка Аза

Молодая цыганка Ольга

Цыган Алеко

Цыган Николай

Старая цыганка

Молодые цыганки

Мужчины цыгане

(Звучит музыка. Перед занавесом выходят ведущие. Они в цыганских костюмах).

Ведущий - 1

Уважаемые зрители, разрешите вам представить спектакль «Макар Чудра», сюжет которого основан по мотивам одноименного рассказа русского писателя Алексея Максимовича Горького. Мы напомним вам отдельные факты из биографии писателя.

В метрической книге, которая велась в одной из нижегородских церквей,

записано, что 16 марта 1868 года родился (по новому стилю 28 марта), а 22 марта крещен младенец Алексей. Родители его: "мещанин Максим Савватиев Пешков и законная жена его Варвара Васильева". Алексей был четвертым ребенком Пешковых (два его брата и сестра умерли в младенчестве).

Ведущий-2 Алексей Пешков стал известен всему миру под именем писателя Максима Горького. Некоторые произведения Горького носили романтический характер, включали переложение сказок, легенд, преданий. В этом видна мечта писателя о большом, свободном от рабства будней человеке, о жизни, достойной его.

Ведущий - 1. У горьковских романтических героев возвышенный нравственный облик, сильные и гордые, благородные характеры, самоотверженные, смелые действия, жажда подвига,

могучие чувства, сильные страсти, умение наслаждаться жизнью и постоять за нее. Они тоскуют по лучшей жизни, ненавидят и презирают стяжательство, жадность и подлость. У них развито чувство человеческого достоинства.

Ведущий-2. Горький поэтизирует сильных и красивых людей, он противопоставляет человеку, духовно примирившемуся с рабским состоянием, человека, внутренне свободного и гордого. Такими предстают перед глазами читателя герои его рассказа «Макар Чудра», напечатанного в 1892 году.

Ведущий - 1. Прошло уже более ста лет, а его сильные и гордые герои вызывают наши восторг и восхищение. Любовь сильных и красивых душой главных героев этого рассказа - Радды и Лойко, волнуют сердца тех, кто способен на большую любовь.

(Звучит тихая цыганская мелодия, на фоне мелодии и рассказа ведущих медленно открывается занавес, у костра сидят цыгане, они поют).

Ведущий-2. Был на свете Забар, молодой цыган, Лойко Забар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что вокруг моря, знало его,- удалой был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток - другой жителей не давал бы богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, а уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня - все равно Забар на нем гарцевать станет! Он никого не боялся, даже самого Сатны!

Ведущий - 1.И все таборы его знали или слыхали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго - поездит да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. Смелый он был человек. Не человек, а сокол!

Ведущий-2. И была в таборе красавица Радда, отец ее Данило был главным в их таборе. Много посушила она сердец молодецких! Вот и сегодня весь табор собрался посмотреть, как к Радде будет свататься очередной жених!

( от костра отделяются две молодые цыганки, они переговариваются между собой)

Первая молодая цыганка: Слушай, Ляля, что опять кто - то к нам в табор приедет, и к Радде свататься будет?

Вторая молодая цыганка: Это богатый барин, он как увидел ее на базаре, так и остолбенел. Смотрел, смотрел на нее, да и говорит Раде: «Поцелуй, кошель денег дам!» А та отвернулась в сторону, да и только!

Барин бросил к ее ногам кошель, а она его будто невзначай пнула ногой в грязь, да и все тут! Барин аж с лица сменился, не ожидал такого!

Первая молодая цыганка: Молодец Радда! Какая она смелая! Я не знаю, смогла бы так или нет! (смотрит в сторону) Ой, глянь, вот и барин появился. Ой, что сейчас будет, идем, посмотрим. (Уходят к цыганам)

(Появляется богато одетый барин со слугой, с ним сталкивается лицом к лицу старая цыганка Мария с детьми, она идет с базара. Барин останавливает цыганку.)

Барин: Здравствуй, почтенная, как зовут тебя?

Старая цыганка Мария: Приветствую тебя, богатый человек! Зачем тебе мое имя, я не девка молодая, чтобы со мной знакомиться!

Барин: Сам вижу, что не молодка, а умудренная жизненным опытом женщина! Скажи все - таки свое имя, дело есть у меня к тебе! Поговорить надо! Прошу тебя!

Старая цыганка Мария: Ну, если дело, тогда поговорим, коли просишь, не всегда богатые люди обращаются с просьбами к нам, цыганам. Марией меня зовут, говори, какое у тебя ко мне дело?

Барин: Ты, Мария, как я вижу из этого табора, где молодая красавица - цыганка Радда?

Старая цыганка Мария: Да, это наш табор. Вот с детьми на базар ходила, хотела, что - нибудь купить, да сегодня день был неудачным, мало было охотников погадать на свою судьбу, да и дети почти ничего танцами не заработали. Хочешь, мы тебе сейчас потанцуем, а ты нам денег дашь. Неудобно, мне старой цыганке Марии в табор без денег приходить.

Барин: Подожди, Мария, танцевать будете позже, расскажи мне о Радде, все знать о ней хочу!

Старая цыганка Мария: Нет, барин, сначала мы у тебя деньги заработаем, а потом уже и рассказ мой будет! А ну- ка, дети, покажите барину, как вы танцевать можете, а он нам за это денег заплатит.

(Танец детей)

Барин: Благодарствую, тебя Мария, вот возьми (дает деньги цыганке, та прячет их под юбкой). И все - таки расскажи мне о Радде, я весь в нетерпении!

Старая цыганка Мария: Расскажу, расскажу, успеешь, барин! Все расскажу! Вот только сейчас для тебя спою или спляшу,или давай погадаю, ты мне заплатишь хорошо, и я все тебе расскажу!

Барин: Да не надо мне твоих песен и плясок, гаданья тоже не надо, ты мне лучше о Радде все расскажи.

Старая цыганка Мария: Хорошо, плати, рассказывать буду. (Барин дает деньги цыганке). Радда - цыганка не простая, она барона дочь, зовут его Данило. Как придешь в табор, к нему обращайся. Он самый главный у нас в таборе, он все решает. Хотя он так любит свою дочь, что порою она только сама себе подвластна. Смелая и гордая как орлица! Смотри, нелегко тебе будет, я тебя предупредила! А за то, что ты детям и мне денег дал, то большое тебе спасибо! Прощай, барин! (уходит вместе с детьми в табор)

Барин: (Цыганке)И тебе спасибо! (Остановился в раздумье) Что - то какая - то тяжесть у меня на душе, сердце рвется в табор, чтобы снова увидеть ее, мою красавицу, и в тоже время сомнение меня гложет, а даст ли она согласие быть со мной? Все сделаю для нее, выполню любое ее желание, согласен на любой каприз, лишь бы только она рядом со мной была. Такая девушка должна не в таборе жить, а во дворце, не цыганские наряды носить, а парчовые платья с дорогими каменьями. Не в цыганской разбитой кибитке колесить по пыльным дорогам, а разъезжать на тройке вороных коней по моему имению, хозяйкой быть моих владений! (Решительно)Так, хватит рассуждать, надо принимать решение: иду в табор, и как мне цыганка сказала, обращусь к ее отцу с просьбой отдать мне дочь в жены! ((Он подходит к цыганам..)

Добрый вечер, друзья! Я пришел к отцу Рады, кто ее отец? С отцом хочу говорить об его дочери.

(Цыгане смотрят на барина и молчат)

Слуга: Вы что не слышите, что вам мой барин говорит? Почему молчите? А ну отвечать!

(из толпы цыган вышла Рада, она подошла к барину, посмотрела на него в упор, презрительно хмыкнула)

Рада: Слушай, барин, ты пришел к вольным людям, и непрестало тебе с нами так разговаривать. Мы не твои крестьяне! (слуге) А ты что как безмозглая собака барину подвываешь? Смотри , как бы голос не потерял, верно, братья - цыгане?!

(Цыгане одобрительно восклицают: «Верно, Рада! Верно! Ай да девка, как барина и его слугу отбрила. Смелая и гордая! Молодец!»)

Барин: Кто ее отец? Я с отцом хочу говорить?

(к нему подходит Данило)

Данило: Я - ее отец, зовут меня Данило. Зачем пришел, почему так разговариваешь недобро с нами, мы люди вольные и ничем тебе не обязаны.

Барин: Продай дочь, что хочешь, возьми.

Данило: Это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я ничем не торгую!

Барин: Слушай Данило, перед богом и вами совесть моя чиста. Отдайте девку в жены мне: все поделю с вами, богат я сильно!

Старая цыганка: А что, Данило! Может возьмем с барина плату, за твою красавицу Радду, да с барином и породнимся! (смеется) Только старый пастух разве сможет зануздать молодую и горячую кобылицу?! Что - то я сомневаюсь! Как вы думаете, ромалэ, хватит ли у такого барина денег, чтобы оплатить за нашу волю?

(цыгане смеются)

Барин: Отдай, Данило дочь, уж больно она мне по сердцу пришлась. Как увидел, так и не смог выбросить ее из головы. Не обижу, любить буду. Отдай свою девку мне в жены!

Данило: А ну - ка, дочь, говори!

Радда: Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?

Данило: (смеется) Славно, дочка! Слышал, господарь? Не идет дело! Голубок, ищите податливей, и а вы, ромалэ, идем все отсюда, завтра снимемся с этого места и отправимся в путь. Нам свобода дороже жизни!

Барин: Да что ж вы за люди такие? Что вам еще надо? (уходит)

Слуга: Да за что ж вы барина - то обидели! Он же вам деньги давал! А вы? Эх вы - ы-ы, бестолковые!

Старый Цыган Нур: Слушай, парень иди своей дорогой, пока мы добрые, догоняй своего барина. А то, смотри, как бы он ничего над собой не наделал!

(Слуга уходит)

Старая цыганка: Ну, Радда, порадовала ты нас, посмеялись досыта цыгане над барином. Эко что придумал, дочку у отца за деньги купить! Креста на нем нет! Совсем этот барин с ума сошел, вот как ты ему в душу запала!

Ну что ж, ромалэ, повеселимся сегодня, а завтра снова в путь.

(звучит цыганская мелодия, танец у костра, появляется Лойко Забар, в руках у него кнут, он только что сошел с лошади. Все цыгане его радостно приветствуют.).


Данило: Эге, Забар, да это ты?

Лойко: Здравствуйте, браты! Вот и я к вам!

Данило: Просим гостя! (обнимается с Лойко)

Лойко: А что у вас здесь такое было, навстречу мне какой - то бешенный барин на коне попался, едет и кричит, что есть силы ругается!

Старая цыганка: А это очередной жених к Радде свататься приезжал, так она его так отбрила, что он убежал отсюда, не помня самого себя, жаль, конечно, беднягу, но что поделаешь, если не любит она его!

Старый Цыган Нур: Не в любви дело, а дело в том, что нам воля дороже денег! Радда молодец, правильно поступила!

Гадальщица Земфира: (она сидела у кибитки, бросила гаданье подошла к Лойко)Здравствуй, Лойко! Рада тебя видеть, моего старого друга, давай присоединяйся к нам, повеселимся от души!

(Земфира и Лойко приветствуют друг дуга.Танец у костра продолжается. Танец исполняет Радда, затем к ней присоединяется Лойко, начинается разговор между ними, все цыгане окружают их и наблюдают за разговором).

Лойко: А может быть, Радда меня полюбишь и за меня замуж пойдешь?

Радда: Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь, да в лужу носом, усы запачкаешь, смотри!

Лойко: Упасть не упаду и лица не замараю, а тебя смогу одолеть! Я - не барин общипанный - я - вольный цыган!

Радда:Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая!

Данило: Может быть, ты, Рада, кнута хочешь? (грозит дочери кнутом)

Лойко: (Останавливает Данило).Стой, Данило! Горячему коню - стальные удила! Отдай мне дочку в жены!

Данило: Вот сказал речь! Да возьми, коли хочешь!

Лойко: Добро! Ну, девушка, послушай меня немного да не кичись. Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца, так как ты. И нет такого коня в округе, которого я бы не смог оседлать, и нет такой девки в цыганском таборе, с которой я бы не мог договориться! Обращаюсь к тебе, Радда: никто не тронул моего сердца, так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу! Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно было. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить, так как я хочу! (Протягивает Радде свою руку) Ну, прими же мою руку! Беру тебя в жены, Рада!

( В это время старая цыганка подает незаметно в руки Радды кнут, Радда взмахивает кнутом, кнут обвивается вокруг ног Лойко, он падает от неожиданности. Женщины засмеялись, мужчины опустили головы и отвернулись. Лойко встает и быстро уходит).

Старая цыганка: Ай- я-яй! Еще один жених ничего не добился, а жаль, хороший цыган, а как на глазах у всех опозорился! Не ожидала даже я, прожившая долгую жизнь и повидавшая много такого, чего вы не видели, даже я и то не смогла смотреть на то, как ты его, Радда, с ног сбила! Ах, ром, ром, как опозорился! Не смог зануздать степную кобылицу! Смелая ты девка, Радда!

Первая молодая цыганка: (подбегает к Радде, обнимает ее) Радда, какая ты у нас смелая!

Вторая молодая цыганка: (подбегает к Радде, обнимает ее) Радда, ты даже не представляешь, что когда я это все увидела, так у меня даже сердце чуть из груди не выпрыгнуло! Это так все получилось быстро и неожиданно, что я даже не успела понять, как это все случилось, почему Лойко на землю упал. Потом только поняла, что ты его кнутом с ног сбила.

Первая молодая цыганка: (смеется) А еще говорят все цыгане, что он смелый и удачливый, что он любого коня украдет, а на самом деле оказался таким несчастным и не таким уж смелым и ловким.

Данило: Цыц, дурехи! Разгалделись, как сороки, кто посмел смелого цыгана назвать несмелым? Вы еще никогда не рисковали своей жизнью столько, сколько Лойко Забар! Еще ни один цыган среди нас не украл столько коней, сколько Лойко Забар! И еще ни один цыган не смог так приручить к себе лошадь, как Лойко Забар!

Старый Цыган Нур: Да, Данило, ты прав. С лошадьми он управляется как Бог! Помнится, был такой случай, что поймали его, в тюрьму даже заточили, потом повели на площадь, чтобы повесить. А когда его жандармы на площадь привели, священник стал над ним читать молитву, а Лойко начал насвистывать цыганскую мелодию, и тут на площадь выскочил его конь, Лойко успел с помоста вскочить на коня, а жандармы от неожиданности даже руки своей к пистолям не протянули, такое для них удивление было. А когда все опомнились и начали стрелять, то Лойко у же давно в степь ускакал. Вот как может настоящий цыган управляться с конем! А вы тут на смех его подняли! Это от любви он немного растерялся, но поверьте мне, старому цыгану Нуру, что он обязательно снова сильным будет и докажет всем нам, в том числе и тебе, Радда, что это такой цыган, какого во всей округе не сыскать!

Молодая цыганка Аза: ( Выходит из толпы и подходит к старому цыгану Нуру) Верно говоришь, дядько Нур! Я тоже видела, как он прошлой осенью на базар на коне въехал, так все, кто был на базаре, на него так глядели, так глядели! Мужчины - с завистью, а женщины - с восхищением. А когда он гарцевать на коне начал, так все, особенно богатые барышни, аж взвизгивали от восторга! Да, каждая из женщин многое бы отдала, если бы Лойко полюбил ее. А он никого не любил: ни богатых женщин и ни бедных, ни красивых и ни безобразных, ни веселых и ни грустных. И никому и никогда не предлагал своей руки и своего сердца. А сегодня перед всем табором тебе, Радда, руку подал, жаль, что ты его руки не приняла. Гордая ты, да и он гордый; ты - красивая, но и он не урод; надо бы вам породниться, наш табор сильнее бы был, если такого удалого цыгана мы бы в свою семью приняли.

Радда: (подходит к Азе) А ты мне советы не давай, Аза! Я сама разберусь, какого цыгана пригласить к нам в табор! Я - вольная птица, и мне рано садиться в клетку, пусть даже если эта клетка будет золотая.

Старый цыган Дмитро: Вольной птицей, Радда, ты будешь всегда, потому что от рождения мы - цыгане, вольные люди: и мужчины, и женщины. Но доброго цыгана как спутника жизни не всегда найти можно! А Лойко как раз из таких цыган, правильно говорят тебе братья ромалэ, что таких как он, во всей округе не сыскать! Зря не слушаешь ты наших советов, смотри, как бы не было беды с такими шутками, какие ты над парнем сотворила, все может обернуться для тебя, да и для всего табора, недобро! Чувствую я, что черные дни наступают!

Цыган Алеко: Да, что ты , дядько Дмитро, нам черные дни пророчишь. Молодые они, поспорят, поспорят между собой, да и помирятся. Сядут на коней, выедут в степь, устроят погоню друг за другом, тот, кто сдастся первым, тот и побежден. Конь, раздольная степь да вольный ветер их помирят! Вот и будет конец всем спорам, потом цыганскую свадьбу играть будем. Ох! И повеселимся! (обращается к рядом стоящему молодому цыгану Николаю).

Цыган Николай: Я вполне согласен с тобой, Алеко! Нас, молодых, может помирить только любовь, обвенчает нас темная ночь, веселая песня под гитару и задорная цыганская пляска. Что делить нам? Мы не какие - то богатые баре, мы - вольные цыгане, а воли для нас на всех хватит. Верно, я говорю?

Молодая цыганка Ольга: (подходит к молодым парням) Я тоже согласна с вами! Ничего страшного не произошло, ну подшутили над Забаром, пусть знает, что не всегда его верх получается! Надо когда - то и проигрывать! Есть и среди наших цыган не менее смелые и храбрые, чем он, в том числе и наша Радда. (Обращается к подруге Азе)Да, я тоже видела, Аза, как на него женщины смотрят, не скрывая желания побыть рядом с ним. Но и он не Бог! Он такой же цыган, как все мы, он сейчас подумает, что мы это сделали не со зла, а шутки ради, и придет к нам. Наш табор тоже не из последних, и если его пригласили к нашему костру, то гордиться надо. А если дело дойдет у Радды с Лойко до свадьбы, то я первая на ней от души танцевать буду!

(Цыгане не поддерживают молодых парней, общее молчание, выходит из толпы старая цыганка Мария, она подходит к мужчинам и обращается к Алеко и Николаю).

Старая цыганка Мария: Да, молоды вы еще Алеко и Николай и ты Ольга, чтобы советы нам, старым цыганам, давать, молоко еще на губах не обсохло, усы еще не выросли. Все вам, молодым, петь да танцевать! А вот я вижу, что до цыганской свадьбы еще далеко, и старики это понимают. Нехорошие дни наступают в нашем таборе. Ох, нехорошие! Поверьте моему слову!

Данило: Да ни за что обидели такого парня! ( обращается к цыганам) Чего смотрите, ромалэ, пора всем отдыхать, завтра будем собираться в путь!

(цыгане расходятся)


(Музыка - печальная цыганская песня, появляются ведущие)

Ведущий - 1. Грустную песню запели цыгане, завтра они снова отправятся в путь. Новые дороги, новые места, новые встречи, новые истории в их свободной и вольной жизни. Теплая летняя ночь опустилась на землю. Уснул табор перед дальней дорогой. Только не спится двум сильным людям - Лойко Забару и Радде.

Ведущий -2. Это не только сильные и красивые люди, но это еще и два влюбленных человека; настолько гордых и независимых, что никто из них не хочет покориться друг другу. И так, светлая летняя ночь, месяц серебром всю степь залил, далеко все видно. Лойко вышел в степь, тяжело у него на душе, никак не может удалой цыган упокоить свое сердце.

Картина 2

(Звучит грустная песня, ведущие уходят.)

Выходит на авансцену цыганка - гадальщица Земфира)

Цыганка - гадальщица Земфира: Плохо у меня на душе от того, что в таборе такое произошло. Доброго цыгана обидели. Ох, не хорошо, не хорошо это! Надо погадать мне, что ожидает наш табор. Карты не обманут, они всегда мне говорили правду. А что сегодня они мне скажут? (раскладывает карты, и как - бы говорит сама с собою). Красивая девка Радда, да и Лойко ей под стать, но вся беда в том, что не уступят они друг другу. А карты говорят, что большая любовь идет рядом с ними - это хорошо. А что на будущее? (вынимает из колоды карту и от ужаса закрывает лицо руками) Боже, это - Смерть! (смешивает карты) Нет, нет, это что - то я не так разложила карты, такого не должно быть! Надо сбросить всю черноту с карт. (Обводит карты рукой, гладит их, делает магические круги). Посмотрим, что они мне сейчас скажут…(вынимает из колоды карту и резко переворачивает ее). Нет, нет, нет… (Складывает карты в колоду и прячет их в подол юбки) Нельзя притягивать темные силы. Лучше я станцую, чтобы задобрить вас. (Танцует, затем в изнеможении садится на землю).

(Появляется Лойко. Он подходит к гадалке).

Лойко: Это ты Земфира, тебе тоже не спится? А я иду по степи, смотрю, кто - то сидит, думаю, дай подойду: если это человек мне знакомый, то от души побеседую с ним, а если незнакомый, то посижу рядом и просто помолчу. Плохо одному… хорошо, когда рядом живая душа, даже если она и молчит.

Цыганка - гадальщица Земфира: Ну и как ты решил, будешь со мной говорить или молчать будешь? Если молчать, то тогда уж лучше я пойду, пора ложиться спать, а то весь табор спит, одни мы с тобой, наверное, не спим. (хочет подняться, но Лойко ее останавливает)

Лойко: Не спеши Земфира… Я знаю, что ты гадальщица хорошая, каких нет в округе. Все наперед знаешь, судьбу любого человека как книгу читаешь… Скажи, что меня ожидает? Тревожно у меня на душе…

Цыганка - гадальщица Земфира: (хочет уйти от разговора) А что гадать тебе? Когда все знают, что добрый цыган ты, смелый, красивый и как все цыгане гордый и любишь свободу, и не хочешь ее потерять. Вот и все тебе мое гадание. (хочет опять подняться, но Лойко ее снова останавливает)

Лойко: Не хитри, Земфира. Не уходи от ответа. Я же вижу, что ты мне чего - то не договариваешь. Сделай для меня расклад карт, хотя бы один раз… Или погадай по руке… (протягивает Земфире руку)Прошу тебя, ты же меня знаешь: я редко обращаюсь с просьбами… А сегодня особенная ночь, и завтра, чувствую, будет особенный день, и мне надо принять решение…

Цыганка - гадальщица Земфира: (отводит в строну руку Лойко и смотрит ему в глаза) Послушай, меня, ром: тому, кто принял уже свое решение, советы цыганки - гадалки бесполезны. А ты, как я вижу, уже принял решение. По глазам твоим вижу…Запомни Лойко: Любовь и Смерть всегда рядом ходят! А вот кто из них завтра победит, от тебя все будет зависеть… Пошла я, а то старый Нур меня, наверное, потерял. Он у нас за каждым цыганом в таборе присматривает, уму - разуму наставляет. Так что не хочу быть плохой цыганкой, пойду. Но сегодня не только мы с тобой одни не спим, есть еще один человек, у кого неспокойная душа… Я думаю, что это Радда. Скоро встретитесь вы с ней, мешать не буду. (уходит)

(Лойко садится на камень, задумался. К нему тихо подходит Радда, она смотрит на Лойко, он ее не замечает. Радда кладет ему руку на плечо. Лойко вздрагивает, поднял голову, вскочил и выхватил нож. В ответ на действия Лойки, Радда выхватывает пистоль и приставляет его ко лбу Лойко).

Радда: Брось! Голову разобью! (заткнула за пояс пистоль) Слушай! Я не убить тебя пришла, а мириться, бросай нож!

(Лойко бросает нож)

Лойко: Что ты хочешь от меня?

Радда: Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю! Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я этого. Но что толку? Они и так не больно - то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, мало, Лойко. Никогда и никого я не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю - то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, и тебе без меня. Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. Слышишь?

Лойко: Слышу! Весело сердцу слушать твою речь. Ну - ка скажи еще!

Радда: А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь. Так не теряй же даром времени - впереди тебя ждут мои поцелуи да ласки…крепко целовать я тебя буду, Лойко! Под поцелуй мой забудешь ты свою удалую жизнь… и живые песни твои, что так радуют молодцов - цыган, не зазвучат по степям больше; петь ты будешь любовные, нежные песни мне, Радде… Так не теряй даром времени, - сказала я это, значит, ты завтра покоришься мне как старшему товарищу юнаку. Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою - и тогда я буду твоей женой.

Лойко: Складно ты говоришь, Радда! А как у нас с тобою получится, завтрашний день покажет!

Радда: Ну, так прощай, до завтра, а завтра ты сделаешь, что я велела тебе, слышишь, Лойко?

Лойко:Слышу! Сделаю!

(Радда уходит. Лойко сел, обхватил голову руками. Посидел, подумал, поднялся и как бы сам с собою говорит).

Замаяла ты меня, красавица Радда. Быстро ты все решила за себя и меня. Ничего у меня не спросила, сама решила меня как коня зануздать, а получится ли у тебя это? Болит моя головушка, ой, как болит! Я тоже люблю волю! Посмотрим, что из твоей затеи, Радда, получится. Настанет утро, и новый день все решит. ( Музыка. Лойко стремительно уходит).

( Выходят ведущие)

Ведущий-1.Вот так прошла ночь у двух гордых, сильных и смелых, любящих людей. Любовь пронзила их сердца. Они полюбили друг друга, но они еще и любят свободу. Каждый из них встал перед выбором: вольная воля или любовь? Кто кому сможет подчиниться? Кто кому уступит?

Ведущий-2. На этот вопрос ответит новый день. Старый цыган Нур, на ранней заре свой табор. Солнце осветило кибитки, лошади, почуяв дорогу, словно люди, переговаривались между собой игривым ржанием, нетерпеливо перебирая ногами, топтали землю копытами. Весь табор в последний раз на этом месте собрался у костра, женщины пели, а мужчины говорили о предстоящей дальней дороге.

Картина 3

( Звучит цыганская напевная песня. Открывается занавес. Цыгане сидят у костра. На переднем плане сидят старый цыган Нур и Данило).

Старый цыган Нур: Данило, видел ли ты Лойко с утра в таборе?

Данило: Нет, Нур, не видел. Как вчера он ушел в степь из табора, так и не пришел до сих пор. Наверное, снами кочевать не пойдет. Пора сниматься с этого места и отправляться в путь, пока солнце не поднялось высоко, да не разморило наших цыган. По утренней прохладе пойдем; Лойко ждать не будем.

Старый цыган Нур: А может быть, подождем; может быть, еще придет он в табор?

Данило: Нет, не придет он в табор. Сильно обиделся он на Радду, да и на нас всех. Это же какую обиду нанесла ему Радда, да еще и на глазах у всех цыган. Чертова девка, а не дочь! Эй, ромалэ, пора отправляться в путь!

Старый цыган Нур: Мужчины, костры тушите, коней в кибитки запрягайте! Женщины, детей всех соберите! Барон сказал, что ждать никого не будем! Уходим! Уходим!

(Музыка. Все цыгане поднимаются, идет сбор в дорогу).

Старый цыган Дмитро: Остановитесь, смотрите к нам Лойко пришел!

(Появляется Лойко Забар. Все цыгане перешептываются между собой. Возгласы: «Лойко пришел!», «Лойко пришел!», «Смотри, как за ночь его перевернуло, мрачный какой!», «Интересно, что сейчас будет?». Лойко останавливается посреди табора и обращается к цыганам).

Лойко: Послушай меня, Данило, прикажи всем остановиться, да меня послушать.

(Данило дает знак цыганам остановиться. Все цыгане становятся вокруг Лойко. Радда стоит в центре и насмешливо смотрит на Лойко. Она ждет, что он скажет).

Данило: Ну, говори, Лойко, что ты хочешь сказать людям. Ромалы тебя слушают.

Лойко: (Обращается к цыганам) Вот какое дело, товарищи: смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда в нем живет только - и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так как она велела, чтобы все видели, как ее красота покорила удалого Лойку Забара, который до нее играл с девушками как кречет с утками. А потом она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так уже мне песен петь вам не захочется, и воле моей я не пожалею! Так ли, Радда? ( смотрит на Радду. Радда кивнула головой и показывает рукой себе на ноги. Мужчины - цыгане опустили головы, женщины смотрят с любопытством).

Радда: Ну!

Лойко: Эге, не торопись, успеешь, надоест еще. (Засмеялся). Так вот и все дело, товарищи! Что остается? А остается попробовать, такое ли у Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же, - простите меня, братцы! ( Лойко стремительно подходит к Радде и ударяет в ее грудь ножом).

Радда: (Вырвала нож из груди, бросила его в сторону, зажала рану прядью волос, улыбаясь, говорит Лойко). Прощай, Лойко, я знала, что ты так сделаешь. (Падает).

Лойко:Эх! Да поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! ( Опускается перед Раддой на колени и замирает у нее ног).

(Музыка. Цыгане снимают шапки, наклонили, женщины плачут. Данило поднимает нож, брошенный в сторону Раддой, долго смотрит на него, подходит к Забару и вонзает нож в его спину. Забар поднимает голову и на последнем дыхании).

Вот так! Прощайте, ромалэ!

(Звучит печальная цыганская песня, цыгане с печальным видом застыли вокруг Лойки и Радды. Занавес.)

(Музыка. Выходят ведущие).

Ведущий -1. Вот так закончилась история любви двух красивых цыган Лойко и Радды. Двух любящих и непокоренных сердец. История любви, рассказанная русским писателем Алексеем Максимовичем Горьким.

Ведущий -2. Романтические герои Горького вызывают восторг и восхищение у многих поколений читателей. По мотивам романтических рассказов Горького снят фильм «Табор уходит в небо великим советским режиссером Эмилем Лотяну, в этом фильме звучит музыка, написанная молдавским композитором Евгением Догой. Главную роль в этом фильме, роль цыганки Радды, сыграла актриса Светлана Тома.

Ведущий -1.Красивое название фильма «Табор уходит в небо» - это символическое определение жизни цыган; вечных странников -вольных людей, любящих свободу. А когда табор останавливается на ночлег, в степи у костра звучат песни и пляски. Старые цыганки рассказывают молодым о любви Лойко и Радды. Слушая рассказ о такой необыкновенной любви, вглядываясь во тьму степи и в огненно - красное пламя костра, им представляется царственно - красивая фигура Р адды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы, сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно - красными звездочками.

Ведущий -2. А рядом с Раддой видится им удалой молодец Лойко Забар. Его лицо завесили пряди густых черных кудрей, а из - под них капали чистые, холодные и крупные слезы. Далеко по степи раздается цыганская песня под звуки скрипки, верной спутницы цыганского счастья.

(Звучит мелодия цыганских песен, открывается занавес, на сцене «застывшая» картина табора).

Ведущий -1. Мы прощаемся с героями рассказа Максима Горького «Макар Чудра» и расстаемся с вами до новой встречи с героями русской литературы.

Ведущий -2.Спектакль подготовлен школьной театральной студией «Алые паруса». До новых встреч. ( Музыка, занавес).

Пояснение: Во время спектакля фоном служила музыка композитора Е. Доги.






© 2010-2022