Конспект урока литературы 6 класс по рассказу Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на ёлке

Творчеству Федора Михайловича Достоевского присущ традиционный для русской литературы девятнадцатого века интерес к жизни «маленького человека». Их образы с сочув­ствием выписаны во многих его произведениях, начиная с са­мого первого — романа «Бедные люди». Выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский ценил это произведение прежде всего за «гуманную мысль». Он писал: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных па...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Урок литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Боронина Наталия Валерьевна

учитель высшей квалификационной

категории МОУ «СОШ №3

г.Козьмодемьянска»

Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков.

Задачи урока:

  • обучающие - познакомить обучающихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;

  • развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;

  • воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ф.М.Достоевского: Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка


  1. ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

- Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.

- Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?

- Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами Действительно, Рождество - это светлый праздник

Совсем скоро мы встретим Новый год и Рождество, праздники светлые, радостные, семейные. Всегда в России они были очень любимы, как детьми, так и взрослыми. Детей, радовали, конечно, подарки, красавицы-ёлки, веселые зимние каникулы. Взрослых - семейные обеды, возможность собраться всей семьей, встретиться с родственниками и друзьями, посещение которых тоже было традиционным для рождественских праздников.

Это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс.

Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество?

- Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

- Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

- Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу "Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского Рождество

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

Легенда о ёлочке

Учитель

- А как называются праздничные дни в честь Рождества Христова, которые длятся до самого Крещения? (Cвятки.)

- Встречались ли вы с описанием празднования Рождества на страницах произведений русских писателей?

Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой.

Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей … Но порой он сталкивается с тяжелыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды.


  • Куприн А.И. «Чудесный доктор»

  • Андреев Л « Ангелочек»

  • Белов «Даня»

  • Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы - это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

- Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Учитель

Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".

- А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

(Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

- Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

- В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.

Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.

- Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.

10."Христова ёлка".

11.Маленький трупик.

- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

( Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

-Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…

( Знакомство с героем рассказа)

-Развитие действия…

( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

- Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…

( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

- Это кульминация рассказа. А развязка?

( Мальчик умирает.)

- Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение".

- Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя

( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

- Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.

Найдем описание места, где живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?

( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

-Кто еще находится в это время в подвале?

- Почему мама не сможет помочь мальчику?

- Куда отправился мальчик?

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…

( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…").

А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

- Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".

Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

- Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

- Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

- Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

- Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

(Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

-Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)

- Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

- Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.

("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

- Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.

Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

- Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?

( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

-Куда попал мальчик?Почему мальчику стало тепло?

- Кого увидел мальчик на елке у Христа?

(детей и плачущих мам)

- Почему плакали матери?

(они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)

- Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?

(дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)

- Почему дети простили своих матерей?

(потому что они поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)

-А давайте подумаем, сбылось ли в рассказе чудо Рождества?

  • Ответы детей

Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле.

- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

(Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

- Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.

( "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)

- Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте.

(А на утро дворники……..)

А почему умер?

(никто не помог, не проявил милосердия)

- Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?

(Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

Милосердие

Ведь есть же милосердие-

Сердечное усердие.

И есть же сострадание-

Души переживание.

Не за себя,

А за другого,

Всегда любя

В беде больного.

Божественный дар

Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-

К ним взываем в минуты несчастья.

И о них вспоминаем мы вновь и вновь,

Когда сердце ликует от счастья.

Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-

-Как вы помните, рассказ был написан в 1876 г. А мы с вами обратимся к современности и попробуем выяснить, актуален ли рассказ в наши дни?

В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», - говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками", Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор".

«И зачем же я сочинил такую историю?»- спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ?

-Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием.

Список литературы:

1. Дьяконов А. И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III-VI вв. / Ученые записки. 2. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. - Л.: Наука, 1988.
3. Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. - М.: Московский лицей, 1992. - С.20.
4. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. - М.: Просвещение, 1985.



© 2010-2022