- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы 6 класс по рассказу Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на ёлке
Конспект урока литературы 6 класс по рассказу Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на ёлке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боронина Н.В. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
10
Урок литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Боронина Наталия Валерьевна
учитель высшей квалификационной
категории МОУ «СОШ №3
г.Козьмодемьянска»
Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков.
Задачи урока:
-
обучающие - познакомить обучающихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
-
развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;
-
воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ф.М.Достоевского: Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка
-
ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.
- Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?
- Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами Действительно, Рождество - это светлый праздник
Совсем скоро мы встретим Новый год и Рождество, праздники светлые, радостные, семейные. Всегда в России они были очень любимы, как детьми, так и взрослыми. Детей, радовали, конечно, подарки, красавицы-ёлки, веселые зимние каникулы. Взрослых - семейные обеды, возможность собраться всей семьей, встретиться с родственниками и друзьями, посещение которых тоже было традиционным для рождественских праздников.
Это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс.
Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество?
- Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…
- Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.
Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.
Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.
Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
- Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу "Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского Рождество
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Легенда о ёлочке
Учитель
- А как называются праздничные дни в честь Рождества Христова, которые длятся до самого Крещения? (Cвятки.)
- Встречались ли вы с описанием празднования Рождества на страницах произведений русских писателей?
Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой.
Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей … Но порой он сталкивается с тяжелыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды.
-
Куприн А.И. «Чудесный доктор»
-
Андреев Л « Ангелочек»
-
Белов «Даня»
-
Гоголь «Ночь перед Рождеством»).
Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы - это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.
Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.
СЛОВО ОБ АВТОРЕ.
- Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.
Учитель
Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"
- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
Запишем определение.
Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
- А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
(Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)
- Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
- В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.
Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.
- Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.
1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова ёлка".
11.Маленький трупик.
- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
( Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)
-Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…
( Знакомство с героем рассказа)
-Развитие действия…
( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)
- Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…
( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)
- Это кульминация рассказа. А развязка?
( Мальчик умирает.)
- Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение".
- Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя
( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
- Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)
- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.
Найдем описание места, где живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)
-Кто еще находится в это время в подвале?
- Почему мама не сможет помочь мальчику?
- Куда отправился мальчик?
- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…
( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…").
А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?
(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)
- Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".
Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.
Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.
- Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.
Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).
- Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)
- Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".
- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)
- Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
(Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)
-Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".
- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)
- Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
- Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.
("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)
- Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.
Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".
- Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?
( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)
-Куда попал мальчик?Почему мальчику стало тепло?
- Кого увидел мальчик на елке у Христа?
(детей и плачущих мам)
- Почему плакали матери?
(они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)
- Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?
(дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)
- Почему дети простили своих матерей?
(потому что они поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)
-А давайте подумаем, сбылось ли в рассказе чудо Рождества?
-
Ответы детей
Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле.
- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.
-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
(Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)
- Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.
( "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)
- Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.
- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте.
(А на утро дворники……..)
А почему умер?
(никто не помог, не проявил милосердия)
- Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?
(Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.
Милосердие
Ведь есть же милосердие-
Сердечное усердие.
И есть же сострадание-
Души переживание.
Не за себя,
А за другого,
Всегда любя
В беде больного.
Божественный дар
Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-
К ним взываем в минуты несчастья.
И о них вспоминаем мы вновь и вновь,
Когда сердце ликует от счастья.
Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-
-Как вы помните, рассказ был написан в 1876 г. А мы с вами обратимся к современности и попробуем выяснить, актуален ли рассказ в наши дни?
В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», - говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками", Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор".
«И зачем же я сочинил такую историю?»- спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ?
-Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием.
Список литературы:
1. Дьяконов А. И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III-VI вв. / Ученые записки. 2. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. - Л.: Наука, 1988.
3. Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. - М.: Московский лицей, 1992. - С.20.
4. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. - М.: Просвещение, 1985.