План занятий элективного курсаМир символов в русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волгоградская Государственная академия

повышения квалификации и переподготовки

работников образования













Разработка системы занятий по элективному курсу

Мир символов

в русской литературе






Выполнила:

Резник Алина Константиновна

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №9

Красноармейского района

города Волгограда

Проверила : Т.А.Чернова, методист кафедры филологических дисциплин и

методики их преподавания


Волгоград - 2010


С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Пояснительная записка………………………………………….стр.2

2.Учебно-тематический план……………………………………...стр.4

3.Содержание курса………………………………………………....стр.6

4.Список литературы……………………………………………….стр.11










Пояснительная записка


Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, из них 11 теоретических, и 6 практических занятий, которые проводятся почти на каждом занятии в форме анализа фрагментов или полного текста, письменных ответов на вопросы, творческих работ в форме письма или в форме описания, эссе, рассуждения, сочинения - миниатюры, развернутого ответа на проблемный вопрос. Данная программа элективного курса ориентирована на учащихся 10 класса гуманитарного профиля и направлена на обеспечение углубленной подготовки по литературе.

Анализ символики предлагается на материале художественных произведений, значительная часть которых не изучалась на уроках литературы.

В программе курса используются некоторые произведения, с которыми учащиеся знакомы, так как они изучались на уроках. Это роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», но символика как одно из средств художественной выразительности оставалась за рамками анализа этих произведений на уроках.

Предлагаемый курс строится по тематическому принципу: символика пейзажа, цвета, образа, символика вещей, деталей, названий… Это дает возможность учителю привлечь большой идейно и художественно богатый литературный материал, а учащимся - взглянуть на творческий метод автора с интересной, возможно, неожиданной стороны, и что придает работе над текстом особую привлекательность и осмысленность.

Значительная часть времени отведена символизму как творческому методу, занявшему серьезные позиции в русской литературе на рубеже 19-20 веков и в первые два десятилетия 20 столетия.

Цели курса:

- сформулировать представление о символе и символике как особых средствах художественной выразительности, обладающих свойствами многозначности;

- выявить художественные образы, детали и мотивы, имеющие символическое значение и выражающие суть;

- развивать исследовательские навыки работы с текстом;

- углублять уже имеющийся интерес к гуманитарному образованию;

- воспитывать чуткого читателя, владеющего навыками самостоятельной работы с художественным текстом.

Данный курс поможет формированию компетенций:

- ценностно-мировоззренческий - при помощи таких форм деятельности, как семинар, регламентированная дискуссия, урок - диалог;


2

- читательский - чему будут способствовать мини-исследования на уроках, эвристическая беседа, сопоставительный анализ;

- речевой - с помощью устных высказываний, презентаций проектов, письменных творческих работ.

Ожидаемый результат: к концу работы по программе элективного курса учащиеся должны знать традиционные в русской литературе образы и мотивы с символическим значением и понимать их идейную и художественную роль; уметь анализировать художественное произведение в духовном и эстетическом конспекте, находить и понимать индивидуальные символы, присущие творчеству того или иного автора; проводить исследовательское сопоставление, обрабатывать и использовать самостоятельно добытую информацию; владеть основными видами речевой деятельности.































3

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и учащихся

1.

Введение в тему элективного курса.

Символ как одно из средств художественной выразительности.

1

Вступительное слово учителя о целях и задачах курса, методах и приемах работы, ожидаемых результатах. Работа над терминами «символ» и «символика» по справочной словарной литературе. Конспектирование. Беседа в ходе которой учащиеся приводят примеры символики из прочитанных художественных произведений.

2.

Символика природных стихий (символика пейзажа).

1

Анализ фрагментов или полного текста - художественного текста указанных в разделе «Содержание» произведений. Установление символики в ходе эвристической беседы. Письменный ответ на вопрос учителя. Семинар.

3.

Символика цвета.

1

Анализ текста. Выполнение индивидуальных заданий учителя по карточкам (мини-исследование). Свободная дискуссия по проблемным вопросам. Викторина. Заучивание наизусть.

4.

Символика художественного образа

1

Сопоставительный анализ. Беседа с обращением к тексту. Решение проблемных задач во время работы по группам. Творческая работа в форме письма. Тестирование.

5.

Символика вещей и художественных деталей

1

Сопоставительный анализ. Аналитическая беседа с обращением к тексту художественного произведения. Урок-практикум. Письменная творческая работа в форме описания.

6.

Символика заглавия.

1

Сопоставительный анализ предлагаемых учителем названий художественных произведений. Урок-диалог.

7.

Традиционные символы и образы.

2

Сопоставительный анализ. Урок-практикум (интерпретация поэтических текстов и художественной прозы). Письменная творческая работа в форме эссе. Зачет в форме тестирования.

8.

Символизм как литературное направление. Особенности русского символизма.

1

Лекция с элементами беседы. Тезисный план лекции учителя. Работа со словарной справочной литературой. Развернутый ответ (монолог) на вопрос учителя. Письменная творческая работа в форме рассуждения.

9.

Особенности русского символизма. В.Я. Брюсов.

1

Урок-лекция. Запись текста в форме тезисного плана. Выразительное чтение наизусть. Свободная дискуссия.

10.

Д. Мережковский и Зинаида Гиппиус.

1

Литературная гостиная. Символизм по-петербургски. В салоне Зинаиды Гиппиус.

11.

Федор Сологуб.

1

Урок-исследование. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям учителя. Сочинение-миниатюра.

12.

Вячеслав Иванов как теоретик и практик русского символизма.

1

Читательская конференция. Доклады учащихся. Защита рефератов.

13.

А. Блок. Традиционные символы в творчестве А. Блока.

Символика в цикле «Стихи о прекрасной даме».

Символика поэмы «Двенадцать».

2

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Интерпретация поэтических текстов. Мини-исследование. Регламентированная дискуссия. Развернутый ответ на проблемный вопрос. Проектная деятельность. Защита рефератов. Письменная творческая работа обобщающего характера.

14.

Многозначность символов в русской литературе.

1

Аналитическая беседа с обращением к художественному тексту. Урок-практикум. Проектная деятельность.

15.

Итоговая творческая работа. Защита проекта.

1


Содержание


Введение в тему элективного курса.

  1. Символ как условный знак. История семантики термина и его лексического значения в Древней Греции до современного понимания как сути явления или образа.

Общепринятые и индивидуальные символы. Связь поэтического мира автора и литературного направления с символом. Символ как средство художественной выразительности. Знак и символ. Роль символа в создании художественного образа. Символ как одно из средств раскрытия образного содержания произведения искусства.

Символика природных стихий (символика пейзажа).

  1. Образ метели в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Символичность образа бушующих природных стихий как предсказание еще более грозных событий в жизни героев и Отечества.

Образ метели в одноименной повести А.С. Пушкина как символ вмешательства высших сил в судьбы людей.

Поэма А. Блока «Двенадцать». Образ снежной бури как символ общественных потрясений, охватывающих всю планету. Метель как символ мирового хаоса в стихотворении Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь».

Образ засыпанного снегом Города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» как символ смерти.

Роль пейзажной символики в раскрытии смысла художественного образа и идеи литературного произведения.

Символика цвета.

  1. Примеры использования цвета как средств художественной выразительности. И.Ф. Анненский. Стихотворение «Петербург». «Желтый пар петербургской зимы», «желтый снег, облипающий плиты…» Нева «буро-желтого цвета». Цвет как символ мрачного города, несущего в себе «сознанье проклятой ошибки».

Образ желтого Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского. Идея сумасшествия, возникающая на основе цветового смысла: желтый дом.

Серый цвет как символ будничного, мещанского существования: серый забор в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой», серый газон в стихотворении Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай».

Романтика цвета в стихотворении Н.С. Гумилева «Капитаны» (зеленые зыби, золото кружев розоватых брабантских манжет, червонного золота , красные розы).

Цветовые образы в стихотворениях С.А. Есенина (белая береза, роща золотая, голубая да веселая страна, низкий дом с голубыми ставнями,

6

девушка в белом, и «в голубом», с белых яблонь дым…). Их символичность в описании внутреннего мира лирического героя.

Символичность цветовой антитезы (черный вечер, белый снег) в поэме А. Блока «Двенадцать».

Символика художественного образа.

  1. Символические художественные образы в русской литературе. Н.В. Гоголь. Художественный образ, данный автором в конце 1 части поэмы «Мертвые души». «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?!» Тройка как символ мощи и славы России («Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»).

Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка»: здесь тройка - символ недостижимости счастья («Не нагнать тебе бешеной тройки…»). Стихотворение Некрасова - иллюстрация к понятию многозначности символов в русской литературе.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Парус - символ одинокой души, затерянной на бесконечных просторах мира. Образ умирающей лампады как символ угасающей жизни в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» («Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - слова Базарова, обращенные к Одинцовой в минуты его кончины).

Символика вещей и художественных деталей.

  1. Значение вещи и художественной детали для понимания смысла образа. Символичность вещи и художественной детали в русской литературе. А.П. Чехов «Человек в футляре». Проявление «футлярности» через ряд вещей: калоши, зонтик, наглухо застегнутое пальто; гроб как идеал жизненной философии Беликова.

Вещь как символ миропонимания в романе М.А. Булгакова «Белая Гвардия». Изящный сервиз в доме Турбиных, подаваемый на стол ежедневно, - воспринимается как символ образа жизни в семье, которая живет вовсе не для вещей… В доме Турбиных даже тяжелые шторы, отгораживающие семью от разрухи и хаоса, воспринимаются как символ покоя, уюта и благополучия.

Символика заглавия.

  1. Символичность заглавий в русской литературе. Л.Н. Толстой «После бала». Символичность названия рассказа.

Символичность названия романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», смысл которой кроется в кажущемся противоречии между понятием «гвардия» и его определением «белая». Это название - символ убежденности автора, символ его веры.

7

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Название поэмы как символ омертвения душ в дворянской России середины 19 века.

Традиционные символы и образы.

  1. Традиционные символы: роза, крест, свеча, весна, солнце.

Солнце как символ счастья в стихотворении А.С. Пушкина «Вакхическая песня». Буря как символ революции в «Песне о Буревестнике» М. Горького. Крест как символ тяжелой ноши или трудной судьбы в стихотворении А. Блока «Россия» («Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу…»), крест - символ тяжелой обязанности в стихотворении Б. Пастернака «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе, свеча горела…»). Свеча как символ Божественного провидения, соединяющего жизненные пути и души в поэме Е.А. Евтушенко «Братская ГЭС» («Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…»). Роза как символ красоты и весна как символ обновления души в русской литературе.

Символизм как литературное направление.

Особенности русского символизма.

  1. Индивидуальное содержание символов в поэзии русских символистов: передача в нем не сути, а собственного представления о мире. Поиски нового миросозерцания через символы. Мистическое и реалистическое в символах.

У истоков русского символизма. В.Я. Брюсов.

  1. Содержание мистических символов и реалистическая основа в стихотворении «Тень несозданных созданий», «Ночью». «Шедевры» и символы.

Д. Мережковский и Зинаида Гиппиус.

  1. Символы в книге стихов Д. Мережковского «Символы». Космическое и мистическое содержание символики. Расширение художественной впечатлительности символики на основе общения со сверхъестественным миром. Зинаида Гиппиус. Поиск слов, образов и символов в стихотворении «Смотрю на море жадными очами…» Прозрачность символов в стихотворениях «Тройное» и «Любовь одна…»

Федор Сологуб. (Ф.К. Тетерников).

  1. Основа символики в творчестве - ощущение жизни, отравленной ожиданием смерти, погружение в потемки человеческого духа («Мы - плененные звери…», «Чертовы качели»). Космическая символика в стихотворении «Звезда Маир». Символистическое стихотворение «Я ухо приложил к земле…»

8

Вячеслав Иванов как теоретик и практик русского символизма.

  1. Один из столпов русского символизма, его теоретик и практик. литературные среды в Башне (квартире В. Иванова в Петербурге, по улице Таврической, 38, и с выходом на крышу). Соединение философии, религии и литературы в сборнике статей «По звездам». Символизм как «всенародное искусство» в публицистике Вячеслава Иванова. Заря как символ будущего в стихотворении «Поэты духа». Религиозная символика в стихотворении «Таежник».

А. Блок.

  1. Традиционные индивидуальные символы в творчестве А. Блока. Блок как символ последней вспышки дворянской культуры, осветившей Серебряный век русской поэзии. Цикл «Стихи о прекрасной Даме». Образ Прекрасной Дамы как символ Вечной Женственности, Гармонии, Софии Мудрости. Связь символизма Блока с философским и эстетическим ученьем В. Соловьева.

Неразгаданность темы революции и темы Родины в творчестве Блока, символически связанная с представлениями о «духе музыке», о стихии, сокрушившей мир (статьи «Народ и интеллигенция», «Интеллигенция и революция»: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию…») Сложная символика, полифонизм и особенности авторского присутствия в поэме «Двенадцать». Символическое содержание образа Христа, предполагающее возможность разных трактовок: красногвардейцы преследуют Христа? (М. Волошин); символ святости революции? Божественное провидение уходит от революции…?

Традиционные символы в стихотворении «Незнакомка», в пьесах «Балаганчик», «Роза и Крест». Городские символы в изображении Петербурга: Медный всадник, кони Клодта на Аничковом мосту, Петропавловский шпиль, Сенатская площадь. Блоковская «блуждающая пристальность» (Б. Пастернак) и ее проявления в петербургских стихах. Символы Петербурга - шум и треск ломающихся льдин, запах моря в переулках, фабричные гудки.

Творчество символиста Блока как особая страница в русской литературе.

Многозначность символов в русской литературе.

  1. Многозначность символов в русской литературе, в которой нет ничего раз и навсегда данного. Один и тот же символ может говорить о разном. В стихотворении Пушкина «Вакхическая песня» солнце -

9

символ радости и счастья («Да здравствует солнце…») и символ разума и познания мира («Так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума…»). Солнце - символ истины в творчестве Зинаиды Гиппиус.

Серый цвет (серый забор) воспринимается как символ скучного однообразного мещанского существования (А.П. Чехов «Дама с собачкой»), и в этом же рассказе серые глаза и любимое серое платье героини рассказа кажется символом тишины и душевного уюта. В стихотворении В. Маяковского «О дряни» птичка («огомелая канареица») - символ мещанства, у Пушкина («Птичка») образ крылатого создания выступает как символ воли.

Итоговая творческая работа.

  1. «Мир символов…» (авторов и произведения автор проекта выбирает сам, защита проекта проводится в форме демонстрации презентации , соответствующей содержанию реферата по выбранной теме с последующим обсуждением достоинств и недостатков проекта).



























10

Список литературы


Для обучающихся:


  1. «Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник». Москва. Дрофа. 2000.

  2. «Русские писатели 20 века. Большой учебный справочник». Москва. Дрофа. 2000.

  3. Энциклопедия для детей «Аванта +». Литература 20 века. Москва. Аванта. 2000.

  4. Ю.В. Манн «В поисках живой души». Москва. 1984.

  5. Хрестоматия по литературе для средней школы. Издательство Астраханского педагогического института. 1994.

  6. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся под редакцией Л.И. Тимофеева, С.В. Тараева. Москва. Просвещение. 1985.

Для учителя:


  1. ВГИПК РО Журнал «Учебный год». Элективные курсы. Приложение. Выпуск 1 №12, 2005.

  2. Романовская «Метод проектов в конспекте профильного обучения. Современные подходы». Москва. Дрофа. 2002.

  3. Н.Л. Лейдерман «Русская литературная классика 20 века». СПб. 1996.

  4. Н. Богомолов «Символизм». Москва. 2000.

  5. «Блок в воспоминаниях современников» в 2 т. Москва. 1980.

  6. «Петербург в русской поэзии 18 - начала 19 веков».

  7. «Краткий словарь по эстетике». Книга для учителя. Москва. Просвещение. 1983.

  8. Ю.М. Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь». Москва. Просвещение. 1988.

  9. «З.Г. и Д. Мережковский в воспоминаниях современников». Москва. 1990.



11

© 2010-2022