- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План занятий элективного курсаМир символов в русской литературе
План занятий элективного курсаМир символов в русской литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Резник А.К. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Волгоградская Государственная академия
повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Разработка системы занятий по элективному курсу
Мир символов
в русской литературе
Выполнила:
Резник Алина Константиновна
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №9
Красноармейского района
города Волгограда
Проверила : Т.А.Чернова, методист кафедры филологических дисциплин и
методики их преподавания
Волгоград - 2010
С О Д Е Р Ж А Н И Е
-
Пояснительная записка………………………………………….стр.2
2.Учебно-тематический план……………………………………...стр.4
3.Содержание курса………………………………………………....стр.6
4.Список литературы……………………………………………….стр.11
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, из них 11 теоретических, и 6 практических занятий, которые проводятся почти на каждом занятии в форме анализа фрагментов или полного текста, письменных ответов на вопросы, творческих работ в форме письма или в форме описания, эссе, рассуждения, сочинения - миниатюры, развернутого ответа на проблемный вопрос. Данная программа элективного курса ориентирована на учащихся 10 класса гуманитарного профиля и направлена на обеспечение углубленной подготовки по литературе.
Анализ символики предлагается на материале художественных произведений, значительная часть которых не изучалась на уроках литературы.
В программе курса используются некоторые произведения, с которыми учащиеся знакомы, так как они изучались на уроках. Это роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», но символика как одно из средств художественной выразительности оставалась за рамками анализа этих произведений на уроках.
Предлагаемый курс строится по тематическому принципу: символика пейзажа, цвета, образа, символика вещей, деталей, названий… Это дает возможность учителю привлечь большой идейно и художественно богатый литературный материал, а учащимся - взглянуть на творческий метод автора с интересной, возможно, неожиданной стороны, и что придает работе над текстом особую привлекательность и осмысленность.
Значительная часть времени отведена символизму как творческому методу, занявшему серьезные позиции в русской литературе на рубеже 19-20 веков и в первые два десятилетия 20 столетия.
Цели курса:
- сформулировать представление о символе и символике как особых средствах художественной выразительности, обладающих свойствами многозначности;
- выявить художественные образы, детали и мотивы, имеющие символическое значение и выражающие суть;
- развивать исследовательские навыки работы с текстом;
- углублять уже имеющийся интерес к гуманитарному образованию;
- воспитывать чуткого читателя, владеющего навыками самостоятельной работы с художественным текстом.
Данный курс поможет формированию компетенций:
- ценностно-мировоззренческий - при помощи таких форм деятельности, как семинар, регламентированная дискуссия, урок - диалог;
2
- читательский - чему будут способствовать мини-исследования на уроках, эвристическая беседа, сопоставительный анализ;
- речевой - с помощью устных высказываний, презентаций проектов, письменных творческих работ.
Ожидаемый результат: к концу работы по программе элективного курса учащиеся должны знать традиционные в русской литературе образы и мотивы с символическим значением и понимать их идейную и художественную роль; уметь анализировать художественное произведение в духовном и эстетическом конспекте, находить и понимать индивидуальные символы, присущие творчеству того или иного автора; проводить исследовательское сопоставление, обрабатывать и использовать самостоятельно добытую информацию; владеть основными видами речевой деятельности.
3
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности учителя и учащихся
1.
Введение в тему элективного курса.
Символ как одно из средств художественной выразительности.
1
Вступительное слово учителя о целях и задачах курса, методах и приемах работы, ожидаемых результатах. Работа над терминами «символ» и «символика» по справочной словарной литературе. Конспектирование. Беседа в ходе которой учащиеся приводят примеры символики из прочитанных художественных произведений.
2.
Символика природных стихий (символика пейзажа).
1
Анализ фрагментов или полного текста - художественного текста указанных в разделе «Содержание» произведений. Установление символики в ходе эвристической беседы. Письменный ответ на вопрос учителя. Семинар.
3.
Символика цвета.
1
Анализ текста. Выполнение индивидуальных заданий учителя по карточкам (мини-исследование). Свободная дискуссия по проблемным вопросам. Викторина. Заучивание наизусть.
4.
Символика художественного образа
1
Сопоставительный анализ. Беседа с обращением к тексту. Решение проблемных задач во время работы по группам. Творческая работа в форме письма. Тестирование.
5.
Символика вещей и художественных деталей
1
Сопоставительный анализ. Аналитическая беседа с обращением к тексту художественного произведения. Урок-практикум. Письменная творческая работа в форме описания.
6.
Символика заглавия.
1
Сопоставительный анализ предлагаемых учителем названий художественных произведений. Урок-диалог.
7.
Традиционные символы и образы.
2
Сопоставительный анализ. Урок-практикум (интерпретация поэтических текстов и художественной прозы). Письменная творческая работа в форме эссе. Зачет в форме тестирования.
8.
Символизм как литературное направление. Особенности русского символизма.
1
Лекция с элементами беседы. Тезисный план лекции учителя. Работа со словарной справочной литературой. Развернутый ответ (монолог) на вопрос учителя. Письменная творческая работа в форме рассуждения.
9.
Особенности русского символизма. В.Я. Брюсов.
1
Урок-лекция. Запись текста в форме тезисного плана. Выразительное чтение наизусть. Свободная дискуссия.
10.
Д. Мережковский и Зинаида Гиппиус.
1
Литературная гостиная. Символизм по-петербургски. В салоне Зинаиды Гиппиус.
11.
Федор Сологуб.
1
Урок-исследование. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям учителя. Сочинение-миниатюра.
12.
Вячеслав Иванов как теоретик и практик русского символизма.
1
Читательская конференция. Доклады учащихся. Защита рефератов.
13.
А. Блок. Традиционные символы в творчестве А. Блока.
Символика в цикле «Стихи о прекрасной даме».
Символика поэмы «Двенадцать».
2
Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Интерпретация поэтических текстов. Мини-исследование. Регламентированная дискуссия. Развернутый ответ на проблемный вопрос. Проектная деятельность. Защита рефератов. Письменная творческая работа обобщающего характера.
14.
Многозначность символов в русской литературе.
1
Аналитическая беседа с обращением к художественному тексту. Урок-практикум. Проектная деятельность.
15.
Итоговая творческая работа. Защита проекта.
1
Содержание
Введение в тему элективного курса.
-
Символ как условный знак. История семантики термина и его лексического значения в Древней Греции до современного понимания как сути явления или образа.
Общепринятые и индивидуальные символы. Связь поэтического мира автора и литературного направления с символом. Символ как средство художественной выразительности. Знак и символ. Роль символа в создании художественного образа. Символ как одно из средств раскрытия образного содержания произведения искусства.
Символика природных стихий (символика пейзажа).
-
Образ метели в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Символичность образа бушующих природных стихий как предсказание еще более грозных событий в жизни героев и Отечества.
Образ метели в одноименной повести А.С. Пушкина как символ вмешательства высших сил в судьбы людей.
Поэма А. Блока «Двенадцать». Образ снежной бури как символ общественных потрясений, охватывающих всю планету. Метель как символ мирового хаоса в стихотворении Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь».
Образ засыпанного снегом Города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» как символ смерти.
Роль пейзажной символики в раскрытии смысла художественного образа и идеи литературного произведения.
Символика цвета.
-
Примеры использования цвета как средств художественной выразительности. И.Ф. Анненский. Стихотворение «Петербург». «Желтый пар петербургской зимы», «желтый снег, облипающий плиты…» Нева «буро-желтого цвета». Цвет как символ мрачного города, несущего в себе «сознанье проклятой ошибки».
Образ желтого Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского. Идея сумасшествия, возникающая на основе цветового смысла: желтый дом.
Серый цвет как символ будничного, мещанского существования: серый забор в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой», серый газон в стихотворении Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай».
Романтика цвета в стихотворении Н.С. Гумилева «Капитаны» (зеленые зыби, золото кружев розоватых брабантских манжет, червонного золота , красные розы).
Цветовые образы в стихотворениях С.А. Есенина (белая береза, роща золотая, голубая да веселая страна, низкий дом с голубыми ставнями,
6
девушка в белом, и «в голубом», с белых яблонь дым…). Их символичность в описании внутреннего мира лирического героя.
Символичность цветовой антитезы (черный вечер, белый снег) в поэме А. Блока «Двенадцать».
Символика художественного образа.
-
Символические художественные образы в русской литературе. Н.В. Гоголь. Художественный образ, данный автором в конце 1 части поэмы «Мертвые души». «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?!» Тройка как символ мощи и славы России («Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»).
Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка»: здесь тройка - символ недостижимости счастья («Не нагнать тебе бешеной тройки…»). Стихотворение Некрасова - иллюстрация к понятию многозначности символов в русской литературе.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Парус - символ одинокой души, затерянной на бесконечных просторах мира. Образ умирающей лампады как символ угасающей жизни в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» («Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - слова Базарова, обращенные к Одинцовой в минуты его кончины).
Символика вещей и художественных деталей.
-
Значение вещи и художественной детали для понимания смысла образа. Символичность вещи и художественной детали в русской литературе. А.П. Чехов «Человек в футляре». Проявление «футлярности» через ряд вещей: калоши, зонтик, наглухо застегнутое пальто; гроб как идеал жизненной философии Беликова.
Вещь как символ миропонимания в романе М.А. Булгакова «Белая Гвардия». Изящный сервиз в доме Турбиных, подаваемый на стол ежедневно, - воспринимается как символ образа жизни в семье, которая живет вовсе не для вещей… В доме Турбиных даже тяжелые шторы, отгораживающие семью от разрухи и хаоса, воспринимаются как символ покоя, уюта и благополучия.
Символика заглавия.
-
Символичность заглавий в русской литературе. Л.Н. Толстой «После бала». Символичность названия рассказа.
Символичность названия романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», смысл которой кроется в кажущемся противоречии между понятием «гвардия» и его определением «белая». Это название - символ убежденности автора, символ его веры.
7
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Название поэмы как символ омертвения душ в дворянской России середины 19 века.
Традиционные символы и образы.
-
Традиционные символы: роза, крест, свеча, весна, солнце.
Солнце как символ счастья в стихотворении А.С. Пушкина «Вакхическая песня». Буря как символ революции в «Песне о Буревестнике» М. Горького. Крест как символ тяжелой ноши или трудной судьбы в стихотворении А. Блока «Россия» («Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу…»), крест - символ тяжелой обязанности в стихотворении Б. Пастернака «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе, свеча горела…»). Свеча как символ Божественного провидения, соединяющего жизненные пути и души в поэме Е.А. Евтушенко «Братская ГЭС» («Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…»). Роза как символ красоты и весна как символ обновления души в русской литературе.
Символизм как литературное направление.
Особенности русского символизма.
-
Индивидуальное содержание символов в поэзии русских символистов: передача в нем не сути, а собственного представления о мире. Поиски нового миросозерцания через символы. Мистическое и реалистическое в символах.
У истоков русского символизма. В.Я. Брюсов.
-
Содержание мистических символов и реалистическая основа в стихотворении «Тень несозданных созданий», «Ночью». «Шедевры» и символы.
Д. Мережковский и Зинаида Гиппиус.
-
Символы в книге стихов Д. Мережковского «Символы». Космическое и мистическое содержание символики. Расширение художественной впечатлительности символики на основе общения со сверхъестественным миром. Зинаида Гиппиус. Поиск слов, образов и символов в стихотворении «Смотрю на море жадными очами…» Прозрачность символов в стихотворениях «Тройное» и «Любовь одна…»
Федор Сологуб. (Ф.К. Тетерников).
-
Основа символики в творчестве - ощущение жизни, отравленной ожиданием смерти, погружение в потемки человеческого духа («Мы - плененные звери…», «Чертовы качели»). Космическая символика в стихотворении «Звезда Маир». Символистическое стихотворение «Я ухо приложил к земле…»
8
Вячеслав Иванов как теоретик и практик русского символизма.
-
Один из столпов русского символизма, его теоретик и практик. литературные среды в Башне (квартире В. Иванова в Петербурге, по улице Таврической, 38, и с выходом на крышу). Соединение философии, религии и литературы в сборнике статей «По звездам». Символизм как «всенародное искусство» в публицистике Вячеслава Иванова. Заря как символ будущего в стихотворении «Поэты духа». Религиозная символика в стихотворении «Таежник».
А. Блок.
-
Традиционные индивидуальные символы в творчестве А. Блока. Блок как символ последней вспышки дворянской культуры, осветившей Серебряный век русской поэзии. Цикл «Стихи о прекрасной Даме». Образ Прекрасной Дамы как символ Вечной Женственности, Гармонии, Софии Мудрости. Связь символизма Блока с философским и эстетическим ученьем В. Соловьева.
Неразгаданность темы революции и темы Родины в творчестве Блока, символически связанная с представлениями о «духе музыке», о стихии, сокрушившей мир (статьи «Народ и интеллигенция», «Интеллигенция и революция»: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию…») Сложная символика, полифонизм и особенности авторского присутствия в поэме «Двенадцать». Символическое содержание образа Христа, предполагающее возможность разных трактовок: красногвардейцы преследуют Христа? (М. Волошин); символ святости революции? Божественное провидение уходит от революции…?
Традиционные символы в стихотворении «Незнакомка», в пьесах «Балаганчик», «Роза и Крест». Городские символы в изображении Петербурга: Медный всадник, кони Клодта на Аничковом мосту, Петропавловский шпиль, Сенатская площадь. Блоковская «блуждающая пристальность» (Б. Пастернак) и ее проявления в петербургских стихах. Символы Петербурга - шум и треск ломающихся льдин, запах моря в переулках, фабричные гудки.
Творчество символиста Блока как особая страница в русской литературе.
Многозначность символов в русской литературе.
-
Многозначность символов в русской литературе, в которой нет ничего раз и навсегда данного. Один и тот же символ может говорить о разном. В стихотворении Пушкина «Вакхическая песня» солнце -
9
символ радости и счастья («Да здравствует солнце…») и символ разума и познания мира («Так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума…»). Солнце - символ истины в творчестве Зинаиды Гиппиус.
Серый цвет (серый забор) воспринимается как символ скучного однообразного мещанского существования (А.П. Чехов «Дама с собачкой»), и в этом же рассказе серые глаза и любимое серое платье героини рассказа кажется символом тишины и душевного уюта. В стихотворении В. Маяковского «О дряни» птичка («огомелая канареица») - символ мещанства, у Пушкина («Птичка») образ крылатого создания выступает как символ воли.
Итоговая творческая работа.
-
«Мир символов…» (авторов и произведения автор проекта выбирает сам, защита проекта проводится в форме демонстрации презентации , соответствующей содержанию реферата по выбранной теме с последующим обсуждением достоинств и недостатков проекта).
10
Список литературы
Для обучающихся:
-
«Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник». Москва. Дрофа. 2000.
-
«Русские писатели 20 века. Большой учебный справочник». Москва. Дрофа. 2000.
-
Энциклопедия для детей «Аванта +». Литература 20 века. Москва. Аванта. 2000.
-
Ю.В. Манн «В поисках живой души». Москва. 1984.
-
Хрестоматия по литературе для средней школы. Издательство Астраханского педагогического института. 1994.
-
Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся под редакцией Л.И. Тимофеева, С.В. Тараева. Москва. Просвещение. 1985.
Для учителя:
-
ВГИПК РО Журнал «Учебный год». Элективные курсы. Приложение. Выпуск 1 №12, 2005.
-
Романовская «Метод проектов в конспекте профильного обучения. Современные подходы». Москва. Дрофа. 2002.
-
Н.Л. Лейдерман «Русская литературная классика 20 века». СПб. 1996.
-
Н. Богомолов «Символизм». Москва. 2000.
-
«Блок в воспоминаниях современников» в 2 т. Москва. 1980.
-
«Петербург в русской поэзии 18 - начала 19 веков».
-
«Краткий словарь по эстетике». Книга для учителя. Москва. Просвещение. 1983.
-
Ю.М. Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь». Москва. Просвещение. 1988.
-
«З.Г. и Д. Мережковский в воспоминаниях современников». Москва. 1990.
11