Активные методы реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения в условиях ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Елена Виталиевна Акимова,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

К.фил.н.

Теоретическая и практическая значимость работы

В наше противоречивое время перед каждым неравнодушным педагогом остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания и умения ему дать в дорогу?» Изменился социальный заказ на ученика: вчера обществу нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Выпускники российской школы по уровню фактических знаний превосходят своих сверстников из других стран. Однако они испытывают трудности при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, когда требуется провести анализ данных или преобразовать информацию, сформулировать вывод, спрогнозировать результат или объяснить последствия своих действий. Наши ученики не научены правильно выбирать и использовать методы получения научного знания (наблюдение, классификация, сравнение, формулирование гипотез и выводов, эксперимент, обобщение, выводы).

Цель данной работы: познакомить педагогов с активными методами обучения, которые направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством реализации системно-деятельностного подхода. Для этого было поставлено несколько задач:

  1. Познакомить педагогов с активными методами обучения (АМО).

  2. Предложить задания для практического применения на уроках русского языка и литературы, которые учитывают возраст и индивидуальные особенности школьников, при этом наблюдается процесс ухода от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

  3. Выявить уровень достижения личностных и метапредметных результатов среди учащихся 5 и 9 классов.

Ещё Френсис Бэкон (английский философ) сравнивал метод с фонарём, которым путник в темноте освещает себе путь. Это сравнение говорит о том, что даже слабый ученик, вооружённый правильным методом, научится применять знания на практике раньше, нежели отличник, вбирающий в себя знания наобум.

Значимость данной работы заключается в том, что предложенные методы обучения помогут педагогу научить школьника выбирать эффективные и понятные для него способы получения знаний, что приведёт к достижению высоких личностных и метапредметных результатов (регулятивных (умение самостоятельно определять цели обучения), коммуникативных (формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение) и познавательных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать) универсальных учебных действий).

Развитие личности учащегося - это подготовка его к жизни по принципу «человек-мир». Надо создавать условия, чтобы ученик «строил себя сам». Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Л.Г. Выготский писал: "В основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика… Научная школа есть непременно "школа действий". Наши действия, движения - суть наши учителя". В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» [1]. По сути дела, Ж. Делор определил глобальные компетенции, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Сегодня учитель развивает, воспитывает и обучает учащихся с помощью различных методов и приёмов. «Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования» [2,12].

Следует помнить, что метод не может быть неправильным. Неправильным может быть его применение. Методы обучения можно разделить на три группы: пассивные, интерактивные и активные. Использование активных методов обучения приводит к ситуации, когда учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и имеют равные права с учителем в выборе способов получения новых знаний (на уроке царит демократия). Активные методы обучения позволяют сделать работу учащихся на уроке продуктивной, творческой, исследовательской (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака). Термин «активные методы обучения» (АМО) появился в науке в 60-е годы ХХ века. Автором является Ю.Н. Емельянов. При использовании АМО деятельность учащихся направлена не на репродукцию знаний, а на преобразование собственного опыта и компетентности. Система АМО опирается на следующие принципы: индивидуализации (система многоуровневой подготовки учеников позволяет избежать уравниловки и даёт каждому возможность максимального раскрытия способностей, можно корректировать объём и время выполнения задания); гибкости (вариативные задания, учитывающие запросы и возможности учащихся); сотрудничества (развитие отношений доверия, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, взаимообучение); самостоятельности (прямое взаимодействие ученика с информацией, ученик сам «фильтрует» знания).

Возможность использования представленного опыта

Ю.Н.Емельянов объединяет активные групповые методы в три основных блока: дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций); игровые: дидактические и творческие игры, игровая психотерапия, контригра; сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). Можно привести несколько примеров использования АМО в разных формах:

1. Проблемное обучение и анализ конкретных ситуаций (учащимся даётся опорная схема или алгоритм применения правила, ученики запоминают алгоритм, применяют его на практике, но сталкиваются с ситуацией, когда алгоритм не действует (имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа) [приложение 1]; учитель даёт готовую оценку ситуации (оценивает поведение литературного героя, а ученики либо соглашаются, либо опровергают мнение учителя, аргументируя собственную позицию) [приложение 2]; перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить (даётся готовая таблица, в которой указываются разные орфограммы с примерами слов. Учащимся нужно не только провести анализ, но и классифицировать или ранжировать слова по одному или нескольким критериям) [приложение 3].

2. Социально-психологический тренинг (учитель не руководит действиями учащихся, а доброжелательно наблюдает за характером общения учащихся при выполнении задания в группе). Данный метод направлен на повышение компетентности в сфере общения (викторина, урок-путешествие, брейн-ринг [приложение 4].

3. Учебное моделирование (учащиеся получают общую информацию и составляют опорную схему или собственный алгоритм применения какого-либо правила) [приложение 5].

4. Семинар-дискуссия (обсуждение какого-либо тезиса, высказывания, умозаключения; обмен мнениями, принятие группового решения) [приложение 6].

5. Круглый стол - это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии [приложение 7].

6. Повышение информационной значимости учебного материала. Бесконтрольный рост информации об окружающем мире, отсутствие критерия, определяющего её объём, требуют от учителя более компактной подачи учебного материала, умения сжимать информацию, укрупнять дидактические единицы, устанавливать связи между изученным и неизвестным материалом. Данный метод основан на принципе интеграции разнопредметных знаний: «Принцип интеграции становится своеобразным императивом, без выполнения которого невозможно полноценное формирование культурной личности» [4, 25]. В процессе интеграции разных предметов, например, русского языка и литературы развиваются интеллектуально-познавательные способности учащихся (умение выдвигать гипотезу, описывать, объяснять явления и события. При этом выявляется «логико-семантический феномен знания» [7].

Активные методы обучения обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как учащиеся получают их самостоятельно, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия» [5], открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Ученик, не окончивший работу в течение одного урока имеет право продолжить её на следующем и получить достойную оценку за эффективное решение проблемы. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Благодаря такой «творческой» незавершённости формируются прочные знания, навыки и умения, достигаются метапредметные и личностные результаты обучения.

Для старшеклассников проблемными будут следующие вопросы: «Можно ли считать повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» исторической?», «Как могла измениться жизнь Евгения Онегина, если бы Татьяна согласилась остаться с ним?», «Можно ли считать Чичикова подлецом, ведь он хотел лишь обрести покой и достаток?».

Направленность рассматриваемых вопросов

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, в том числе предполагает: учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности форм общения для достижения целей образования; обеспечение преемственности начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Известный педагог-психолог А.М. Матюшкин пишет: «Боясь ошибиться, ученик не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого» [6,170]. Очень важно, чтобы ученик почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Стоит отметить, что активные методы обучения противостоят принудительным формам организации учебных занятий (уважение и поощрение ученика, а не принуждение и унижение). Описанные методы позволяют учащемуся «самостоятельно планировать процесс достижения результатов и проводить постоянную самооценку своей деятельности» [3,5].

Механизмы реализации идей

Все представленные в работе методы были апробированы на уроках русского языка и литературы в 5 и 9 классах. В процессе обучения были получены следующие результаты:

  1. Анализ проблемных ситуаций в 5б и 5 г классах выявил, что самостоятельно решить проблему противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа могут 12 учащихся 5 б класса и 16 учащихся 5 г класса, что составило 52,1% и 72,7% соответственно.

  2. Аргументация собственной позиции. Среди учащихся 9-х классов самостоятельно справляются с заданием аргументировать свою точку зрения при оценивании литературного героя 10 учеников 9 в класса и 15 учеников 9 б класса (43,5% и 65,2% соответственно).

  3. Анализ и классификация по нескольким критериям. Проведённое исследование в 5 классах привело к следующим результатам: в 5 б классе овладели умением классифицировать объекты по одному признаку 15 (65,2%) учащихся, по нескольким признакам - 6(26%). 8 учеников требуют дополнительных консультаций. В 5 г классе умением классифицировать по одному признаку овладели 19(86,3%) учащихся, по нескольким - 12 (55%). У троих учащихся данное умение вызывает трудности.

  4. Социально-психологический тренинг на уроке литературы в 9 б классе позволил выяснить уровень развития коммуникативной компетенции учащихся, их навыки работы в команде. При проведении брейн-ринга участники показали следующие результаты:

1) постановка цели капитаном перед участниками, планирование и распределение задании- 100%;

2) определение оптимального соотношения цели и средств - справились 2 команды из трёх;

3) выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения (на высоком уровне справилась одна команда)

  1. Учебное моделирование (составление алгоритма). При использовании метода учебного моделирования на уроке русского языка в 5 б классе в начале учебного года из 23 учащихся 11 человек(48%) выполнили работу полностью, не справились 4 человека, остальные 8 учащихся выполнили задание с помощью учителя. Уровень выполнения аналогичного задания в январе показал, что 17 учащихся (74%) могут самостоятельно провести работу. Это на 6 человек (26%) больше, чем в начале года.



Обобщение результатов

Итогом данной работы стало решение поставленных задач:

  1. В работе представлены активные методы обучения, позволяющие реализовывать системно-деятельностный подход в обучении.

  2. Педагогам предложены образцы заданий с использованием активных методов обучения.

  3. Определены уровни овладения учащимися личностными и метапредметными результатами.

Список литературы


  1. Делор Жак. Образование: скрытое сокровище. Социальная сеть работников образования. nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika

  2. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
    методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
    в современной общеобразовательной школе. - М., 1998. 90 с. С. 12.

  3. Иванов Д.А. Ключевые компетенции и портрет современного учителя. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 56 с. С.5.

  4. Игнатова В.А. Реальный гуманизм и практика экологического образования. Материалы межрегионального научно-практического семинара. Тюмень, 2011. 200 с. С.25.

  5. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер,2006.- 1096 с.

  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: «Педагогика», 1992. С. 170-186.

  7. Петрова Н.В. Метод логико-смыслвого моделирования впроцессе обучения информационным технологиям. econf.rae.ru/article/7678





















Приложение 1

Анализ проблемных ситуаций (5 класс)

Противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа

Тема «Буквы З и С на конце приставок»

Алгоритм

  1. Провести морфемный анализ слова, выделить приставку на -з/-с.

  2. Подчеркнуть двумя чертами букву, которая стоит сразу после приставки.

  3. Определить, какой звук, глухой или звонкий, обозначает данная буква.

Если в слове приставка стоит перед глухим согласным, то пишем С.

Если в слове приставка стоит перед звонким согласным, пишем З.

  1. Написать слово, обозначить приставку, подчеркнуть буквы З или С на конце приставки.

Задание 1. Объясните выбор гласной на конце приставки в словах: расписание, разбудить, испортить, раздать, сдать, сделать.

Примерное объяснение: приставки «з» в русском языке нет. Начальная буква з возможна только в составе корня: звон, здание, здесь, здоровье.

Задание 2. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы на конце приставок. В случае затруднений обращайтесь к алгоритму: бе..сильный, ни..провергнуть, ра..сказать, ..говориться, ди..гармония, ди..квалификация, ди..комфорт, ди..ассоциация, ди..артрия (нарушение произношения).Примерное объяснение: правописание приставки диз- (-дис) не зависит от последующего согласного. Пишется приставка диз-, если корень начинается с гласного , и дис-, если корень начинается с согласного.

Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи в газете. Считаете ли вы, что в списке фамилий новорожденных допущены ошибки? Объясните своё предположение.

В городском ЗАГСе примерно раз в три месяца проводят Торжественную регистрацию младенцев. Данное событие приурочивают к всеобщим праздникам, например, ко Дню детей и Дню России. В этот день на свет появились пять младенцев: Бессмертная Кристина, Безсчетнов Иван, Безмолвный Кирилл. Примерное объяснение: написание некоторых фамилия не поддаётся регламентации в соответствии с правилом учебника (исторически фамилия имеет значение « без счёта, множественный, пришлый».



Приложение 2

Аргументация собственной позиции

Оценивание литературного героя

Тема «В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени»

Задание: прочитайте характеристики, данные В.Г.Белинским главному герою романа - Печорину.

Печорин:

«Его страсти - бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения - острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!»

А) Деятельная натура:

«Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли».

Б) Рефлексия, раздвоение личности:

«В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры... - противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».

В) Кризисное состояние духа:

«Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею... Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии».

Г) Эгоизм:

«Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви».

Д) Сравнение с Онегиным:

«Печорин Лермонтова... Это Онегин нашего времени. Со стороны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным, но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».

- Докажите или опровергните высказывание В.Г.Белинского о Печорине: «Печорин выше Онегина по идее»? Сформулируйте тезис, в качестве доказательства используйте примеры данной «идеи» из текста романа. Сделайте вывод.

Приложение 3

Анализ и классификация по нескольким критериям

Орфограммы

Буквы а-о в корне -лаг- - -лож-

Буквы а-о в корне -раст- - -рос

Буквы ё-о после шипящих в корне

Безударные проверяемые гласные в корне

Предл..гать

Подр..стёт

Ж..лтый

Сд..вать

Предпол..жение

Выр..щенный

Ш..рстка

Пол..скать

Насл..ждается

Взр..стить

Щ..лка

Пол..скать

Изл..гает

Отр..сль

Крыж..вник

Пос..деть

Пол..жение

Ож..г

Предл..жение

Задание: ответьте на вопросы и сделайте необходимые исправления и дополнения в таблицу. Объясните свой выбор.

  1. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм?

  2. Какие слова находятся в «чужой» колонке?

  3. Почему в последней колонке слово пол..скать написано два раза?

  4. В какой колонке во всех словах надо вставить одну и ту же букву?

  5. Укажите слово , в котором после шипящей можно написать и О и Ё.

  6. Дополните таблицу следующими примерами: ш..в, обж..ра, кош..лка, р..стовщик, прил..гательное, ул..жение, пол..г, пом..рить.

Задание: ответьте на вопросы и сделайте необходимые исправления и дополнения в таблицу.

  1. Не все слова распределены правильно.

  2. Слово наслаждаться имеет проверяемую безударную гласную в корне (сладкий). Слово предложение относится к чередованию в корне -лаг- - -лож-.

  3. В последней колонке слово пол..скать написано два раза, так как это два слова с разным лексическим значением: поласкать (ласка) и полоскать (полощет).

  4. Во второй колонке во всех словах надо вставить одну и ту же букву А.

  5. Слово «ож..г». Разное написание введено для одинаково звучащих образований от глагола жечь: ожог (сущ.) и ожёг (гл.). Например, сильный ожог и прожёг куртку. Слово жжёнка пишется с ё, так как ё находится в суффиксе, а не в корне.

  6. Шов (исключение), обжора (О не чередуется с Е), кошёлка-кошель (О чередуется с Е), ростовщик (исключение), прилагательное, уложение, полог (исключение), помирить (мир) и померить (примерка).

Приложение 4

Социально-психологический тренинг

БРЕЙН-РИНГ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Цель: выяснить уровень развития коммуникативной компетенции учащихся, их навыки работы в команде. Участники: 2 команды. Проверяемые умения: самостоятельная организация учебной деятельности в группе (постановка цели капитаном перед участниками, планирование и распределение задании, определение оптимального соотношения цели и средств, оценивание своих учебных достижений, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Вопросы

Ответы

Баллы

1.Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова?

1814-1841

2

2.Какими европейскими языками владел поэт?

Французским, немецким

2

3.Назовите учебные заведения, в в которых учился М.Ю.Лермонтов?

Московский благородный пансион; Московский университет; Петербургская школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

3

4.Кому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть Поэта»? В каком году?

А.С.Пушкину, в 1837

2

5.Назовите адресатов любовной лирики Лермонтова?

Е.Сушкова; Н.Иванова; В.Лопухина.

3

  1. 6.В каком стихотворении, следуя пушкинской традиции, поэт обращается к «вечной» библейской тематике? В каком году оно написано?

«Пророк», 1841

2

7. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

1)вызвать интерес читателя

2)раскрыть характер постепенно - от внешнего к внутреннему

3

8.Назовите фактический порядок следования повестей в романе «Герой нашего времени»

1. «Бэла». 2. «Максим Максимыч». 3. «Тамань». 4. «Княжна Мери». 5 «Фаталист».

2

9.Как звали Печорина?

Григорий Александрович

1

10.На каком музыкальном инструменте любил играть М.Ю.Лермонтов?

На скрипке

2

11. В каком стихотворении поэт пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье!»? Кому оно посвящено?

«Дума», декабристам

3

12.Кто из лермонтовских героев дрался с барсом?

Мцыри

2

13.Кто первым стрелял на дуэли: Грушницкий или Печорин?

Грушницкий

2

14.Из какого стихотворения эти строки: «Куска лишь хлеба он просил…»

«Нищий»

2

15.Определите выразительное средство речи: «Земля тряслась, как наши груди»…

сравнение

2

16.Что такое фабула?

События, развивающиеся в хронологическом порядке

2

17.Соответствует ли развитие событий в романе фабуле?

Нет

2

18.Кто из критиков, рассуждая об образе Печорина, заметил: «Это Онегин нашего времени. Несходство их между собою меньше расстояния между Онегою и Печорою»

В.Г.Белинский

1

Максимальное количество - 38 баллов

38

Приложение 5

Учебное моделирование

(составление алгоритма)

Задание: прочитайте параграф 97, орфограмму 17 «Буквы Е и И в окончаниях имён существительных». Составьте алгоритм применения орфографического правила при выполнении практического задания.

  1. Поставьте имя существительное в форму именительного падежа ед. числа.

  2. Убедитесь, что это существительное не оканчивается на -ий,-ие,-ия.

  3. Определите склонение имени существительного.

  4. Определите падеж имени существительного в тексте.

  5. Если это существительное 1-го склонения в дательном или предложном падежах или существительное 2-го склонения в предложном падеже, пишите букву -Е.

  6. Если это существительное 1-го склонения в родительном падеже или существительное 3-го склонения в родительном, дательном или предложном падежах, пишите букву -И (-Ы).

  7. Приведите собственные примеры на данную орфограмму : поётся в песне (1-е, предл.п.); в романсе (2-е, предл.п.); сила воли (1-е, род.п.).

Задание: выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы.

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Скл.

Слово - ключ

Оконч.

в тетрад ..
(где? в чём?) П.П.
в альбом…
из чашк..
в бан..
в океан…
у дорог..
по улиц..

тетрадь

Ж.р.

3 скл

Степь - в степи



Приложение 6

Семинар-дискуссия (ОГЭ, 9 класс)

Действия учащихся: обсуждение тезиса, высказывания, умозаключения; обмен мнениями, принятие группового решения.

Группа 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Группа 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.В.Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности».

Аргументируя свой ответ, приведите двапримера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Группа 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: "... Он (язык) беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно".

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Заполните таблицу примерами, сделайте вывод.

Схема рассуждения

Аргументы из текста

+

_

Тезис

Аргумент 1

Аргумент 2

Вывод


Приложение 7

Круглый стол по теме «И мы сохраним тебя, русская речь…»

Цель: формирование умений решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии, повышение уровня языковой и читательской культуры.

Организаторы: учителя-предметники, библиотекари.

Участники: учащиеся старших классов, родители.

Актуальность: проблема сохранения русского языка, его чистоты, разнообразия, богатства стала актуальной в последнее время. Она касается, прежде всего, носителей русского языка, но особое чувство ответственности испытывают люди, связанные с книгой, чтением, родной речью и словом.

Перечень вопросов для обсуждения:

1

Какая, по Вашему мнению, наибольшая проблема в современном употреблении русского языка?

1) засилье иноязычных слов

2) сленг, жаргон

3) сквернословие

4) косноязычие

5) слова-паразиты («типа», «как бы», «это самое», «ну», «собственно»)

6) Схематичный язык Интернета, компьютерный "олбанский" язык («чо», «скоко» «я тя лю», «кода», «превед»)

2

Определите причины проблем русского языка:

  1. низкий уровень чтения

  2. недостаточный уровень семейного воспитания

  3. недостаточное количество часов на изучение языка в школе

  4. Зависимость от Интернета, СМИ

  5. Стремление языка «к упрощению и экономии выразительных средств»

Вы

воды

Язык подстраивается под условия интернет и СМС -коммуникации. Всемирная глобализация, к сожалению, зачастую приводит к пренебрежению русским языком и засилью иностранных слов. Реформирование норм русского языка, предполагающее его упрощение, опосредовано влияет на культуру речи. Идет естественный процесс, современный ритм жизни, занятость заставляет выражать свои мысли кратко, четко и еще каждое новое поколение вносит свои слова в лексикон русского языка

15


© 2010-2022