Доклад «Формирование самостоятельной деятельности учащихся»

В статье рассказывается о том, как можно посредством новых форм и методов построить уроки по математике, чтобы предоставить учащимся возможность планировать собственную деятельность. При использовании активных форм обучения учитель позволяет, погрузиться учащимся в активный образовательный процесс. Умение самостоятельно работать на уроке является залогом предоставления каждому учащемуся шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития ребенка с самыми разными способностями и направле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование самостоятельной деятельности учащихся

Использование активных форм и методов обучения

Дерипаско Т.А.

КГУ «Меновновская средняя школа»


ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Сегодня, когда темпы научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Согласно определению, самостоятельность это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Целью моей работы становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения.

Моя задача заключается в том, что все уроки по математике построить таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности.

Активными методами обучения - являются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль.

Использование активных форм обучения позволяет погрузить учащихся в активный образовательный процесс

Также полагаю, что активные формы и методы организации обучения позволяют:

1. Сохранить интерес учащихся к математике.

2. Развить навыки самостоятельности.

3. Добиться усвоения учебного материала всеми учащимися.

4. Развивать чувство ответственности за качество знаний

Актуальность рассматриваемой проблемы, как средства повышения качества образования бесспорна, так как умение самостоятельно работать является залогом предоставления каждому учащемуся шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития ребенка с самыми разными способностями и направлениями интересов.

При выборе форм организации обучения важно помнить те недостатки, которые есть в каждой форме, и его достоинства. Так при фронтальной форме работы можно добиться хороших результатов в развитии умения учащихся аргументированно рассуждать, использовать индивидуальный подход, опрашивая на разных ступенях обобщения, прививать умение слушать, спрашивать, находить ошибки. Существенным недостатком фронтальной формы является сложность в организации активной и полезной работы всего класса.

Групповая форма эффективна, т. к. осуществляется активное взаимодействие учащихся, как между собой, так и с учителем, однако имеет свои трудности при разделении класса на группы.

Индивидуальная форма организации обучения дает возможность учителю адаптировать степень сложности, трудности заданий, оказывать помощь с учетом знаний, умений и личностных качеств учащихся. Однако целенаправленная работа в такой форме требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени для изготовления достаточного количества карточек - заданий.

Формы организации необходимо варьировать и использовать в сочетании, что позволит учителю использовать достоинства и в какой-то степени компенсировать недостатки каждой из них.

В своей практике использую групповой контроль, который является разновидностью группового задания. Контроль проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляется заранее.

На уроках использую и групповую познавательная деятельность, такую как общественный смотр знаний. В его организации самым главным является подготовительный период, когда учащиеся разбиваются на группы. Результаты общественного смотра знаний зачитываются перед всем классом. Вместе с индивидуальными оценками сообщаются данные, характеризующие работу групп.

Для эффективного проведения групповых занятий необходимо очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять их качество знаний, давать им методические советы и т. д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку консультантов компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Самостоятельная работа в обучении математике не самоцель. Она необходима для перевода знаний, извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.

Самостоятельная работа как прием обучения может применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя.

Проводя анализ своих уроков, я пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 15 до 80 процентов времени занятия.

Поэтому для управления процессом познания выделяю конкретные задачи:

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;

  • совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;

  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Уверена, что правильная организация учебного труда - самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

Поэтому в своей работе часто использую различные виды самостоятельной работы учащихся.

На своих уроках ориентируюсь не только на группы, но и на каждого ученика в отдельности. Считаю, что такой подход побуждает к работе сильного учащегося и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения применяю тесты с выбором ответа и различные карточки-задания. В таких работах стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При изучении математики дети должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого использую математические диктанты, которые позволяют ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких случаях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов. На первый взгляд, кажется, что выбрать из нескольких ответов правильный гораздо проще, чем выполнить решение по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объемную работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному виду деятельности помогает ученику продуктивнее заниматься на уроке. Использую на уроках и разноуровневые задания. Это очень удобно. Во-первых, предлагая задания разного уровня, каждый обеспечивается достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность, как усвоена тема в группе, на чем стоит заострить внимание по этой теме.

Самостоятельная работа достаточно эффективна как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если она организована в системе уроков. Методы организации самостоятельной работы надо видоизменять с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности.

Рассмотрю некоторые формы самостоятельной деятельности на уроках и способы развития самостоятельности учащихся.

Самостоятельные работы по образцу - это один из видов обучающих самостоятельных работ, которые проверяю немедленно и не ставлю за них плохих оценок. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Самостоятельные работы по образцу представляют собой первую ступень формирования умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на овладение школьниками основными умениями и навыками, способами работы. Например, я показываю образец решения уравнения 2х2-5х-9=0 с помощью формулы корней квадратного уравнения, после чего учащимся предлагаю решить уравнения: 3хa+7х-12<0; 5х2-х-14=0 и т.д.

Другой вид самостоятельных работ, тренировочные. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например, самостоятельная работа по карточкам - заданиям с выборочной формой ответа по теме.

Карточки-задания с выборочной формой ответа способствуют выработке у учащихся устойчивых навыков в усвоении различных математических понятий, их свойств, правил, действий и т.д. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. Разрешаю пользоваться и учебниками, и записями в тетради, таблицами и т.п.

К работам такого типа я отношу самостоятельную работу по индивидуальным карточкам, которую организую следующим образом. После изучения темы отвожу два урока для самостоятельной работы по карточкам. Они составляются в нескольких вариантах по системе нарастающей трудности.

Например, по теме «Действия над рациональными дробями», карточки составляются следующим образом:

  1. сложение;

  2. вычитание;

  3. умножение;

  4. деление;

  5. сложение и вычитание с умножением;

  6. сложение и вычитание с делением;

  7. возведение в степень;

  8. совместные действия с дробями;

  9. нахождение числового значения алгебраического выражения.

В связи с развитием учебной самостоятельности учащихся возникает проблема привития школьникам навыка самоконтроля. Умение самостоятельно контролировать свою учебную деятельность складывается из умений контролировать результаты решения отдельных задач в целом и основных этапов решения, планировать учебные действия, предвидеть трудности и намечать пути их преодоления. Для того чтобы привить учащимся привычку контролировать получаемые ими результаты решения задач, вначале знакомлю со специальными приёмами проверки результатов. Выполняя преобразования многочленов, имеет смысл проверить результат выполнением обратного действия. Например, правильность разложения многочлена на множители методом вынесения общего множителя за скобки или методом группировки проверить раскрытием скобок. Также раскрытием скобок можно проверить результат выделения двучлена в квадратном трехчлене. Если при изучении темы «Квадратные уравнения» первые сведения о теореме Виета сообщить сразу после вывода общей формулы корней, то этот удобный способ проверки решения можно включить в алгоритм решения и закрепить его через постановку заданий:

  1. С помощью теоремы Виета проверьте, являются ли корнями квадратного уравнения 2х2-3х+1=0 числа 0,5 и 1.

  2. Перечислите возможные способы проверки решения квадратного уравнения 2x2 -3x-2=0

Для привития учащимся самоконтроля важно, что бы и сама их критическая деятельность получала оценку. Поэтому, во время уроков всегда даю возможность дополнить ответы одноклассников, поощряю рецензирование. Иногда исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной работы, полезно провести в классе, обсудив ход решения аналогичных задач, т.е. по сути дела, прогнозируя возможные ошибки. Проделав это, могу попросить школьников ещё раз вернуться к своим тетрадям и найти ошибки. Тут же намечается и соответствующая индивидуальная работа.

Во всех видах деятельности ученика проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. Поэтому, считаю, что дидактическая игра и самостоятельная работа - самые совместимые средства организации обучения.

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля, за усвоением их использую на уроках дидактические игры.

Игры можно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо - в работе среднего звена.

Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяю учебные кроссворды. Например, криптограммы. Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали и наоборот.

Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое средство, с помощью которого организуется деятельность ученика как на уроке и при выполнении домашнего задания.

В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно составить криптограмму

Каждая игра помогает решить определенные задачи: дать знание, сформировать умение, развить функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.

Эффективность любой самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных знаний, когда он еще не успел послать ошибочную информацию на хранение в память.

Проводя уроки математики с использованием различных видов самостоятельной работы учащихся, мною в течение учебного года проводилось исследование роста познавательного интереса учащихся.

Школьникам предлагалась анкета, проанализировав которую, я смогла сделать следующие выводы: мониторинг показал значительный рост самостоятельности, умения анализировать, систематизировать, обобщать информацию, активной жизненной позиции, способности проводить самоанализ, давать самооценку своей деятельности.

Обобщая выше изложенное, можно сказать, что самостоятельная работа стимулирует процесс обучения, направлена на развитие функциональной грамотности школьников, способствует развитию логического мышления учащихся и улучшению качества математической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998.

2.Выплов Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся // Математика. №24, 2004.

3.Ведерникова Т. Н. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики // Математика в школе. № 3. 2002.

11.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

12.Гиршович B.C. «Виды самостоятельных работ» журнал «Математика в школе» № 3, 1998.


© 2010-2022