Русский язык. 5 класс. Однородные члены предложения и обобщающие слова и знаки препинания при них

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания при них. »

5 «В» класс.

Учитель: Володёнок О.Е.

Основные элементы содержания урока (или характеристика деятельности учащихся):

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа по алгоритму, с/р по учебнику, работа с д/м, работа с учебником, проектирование д/з, комментирование выставленных оценок.

УУД:

Предм.: научиться находить в предложении однородные члены и правильно применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Научиться находить в предложении обобщающее слово, применять правило на постановку знаков препинания при обобщающих словах.

Комм.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Рег.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Позн.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обобщающими словами.

Личн.: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе










Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Языковая разминка. Опрос по теоретическому материалу.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?

- Каковы условия постановки запятой между однородными членами
предложения?

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

III. Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова.

Дуб, береза, дерево, липа.

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Я вам сейчас прочитаю шутку - рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.


IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

- Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Какова же будет тема нашего урока?

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах, знаки препинания при них».

V. Актуализация изученного. Развитие умений - применение нового знания.

- Что нужно сделать? Найти однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставить знаки препинания, обозначить графически однородные члены предложения. (первое - устно, два последних - письменно)

Но чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.

Совместная выработка и запись алгоритма.

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:

1. Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла!

2. Наша работа на уроках важная, нужная и полезная.

VI. Физкультминутка. (Фрагмент видеоурока «Панда»)

VII. Систематизация полученных знаний. Просмотр фрагмента видеоурока.

VIII. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.

- Какая была тема урока?

- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)

- Всё ли получилось?

- Было ли трудно?

IX. Домашнее задание.



© 2010-2022