- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-обобщение Имя Существительное
Урок-обобщение Имя Существительное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баграмова М.Ц. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Октябрьская школа- гимназия»
Урок- повторение в 5 классе
Тема: В гости к Существительному
Учитель: Баграмова М.Ц.
Октябрьское,
2016г.
Цели:
-обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в начальной школе;
-развивать орфографическую зоркость учащихся, логическое мышление, творческие способности;
-прививать интерес к изучению языка.
Имя существительное- хлеб языка.
Л. Успенский
ХОД УРОКА
I.Загадка о берёзе.
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья,
первое- больным на здоровье, (берёзовый веник)
второе- людям колодец, (берёзовый сок)
третье- от тьмы свет, а (лучина, дрова)
четвёртое- дряхлым пеленанье. (береста)
(Учитель показывает на картинке берёзу, берёзовый лист).
-Какими частями речи являются выделенные слова? (Именами существительными)
-По каким признакам вы определили это? (-обозначают предмет; -имеют род; -относятся к склонениям; -изменяются по падежам.)
Учитель: давайте познакомимся с текстом «Передышка» (текст прилагается).
-Слова какой части речи преобладают в тексте?. Назовите их.
-Почему текст называется «Передышка»?. В прямом или переносном значении употребляется это слово? (Передышка- непродолжительный перерыв, чтобы отдышаться, перевести дух). К какой части речи относится это слово? По каким признакам вы это определили? Почему слово «Передышка» в тексте пишется с большой буквы? (т.к. собственное имя существительное).
-Имя существительное бывает нарицательное и собственное, одушевлённое и неодушевлённое).
(Устно! Примеры из текста)
Каждое из имён существительных относится к одному из склонений.
II.Работа с мультимедийной доской
Склонение И.С.
Устно по вариантам просклонять
Сущ-е
I склонения
II склонения
III склонения
И
Зима
Ветер
Осень
Р
Зимы
Ветра
Осени
Д
Зиме
Ветру
Осени
В
Зиму
Ветер
Осень
Т
Зимой
Ветром
Осенью
П
(о) зиме
(о) ветре
(об) осени
Вывод Д.П.-е П-е Р;Д;П-и
Сверить с доской и записать в тетрадь
III.Игра. Превратите нарицательные существительные в собственные.
Птица орёл- город Орёл
Цветок роза- девочка Роза
Воздушный шарик- собака Шарик
Коренной москвич- машина «Москвич»
Вкусный изюм- город Изюм
IV. «Соберём предложение»
1.Взять из предложения Летят на юг птицы. сказуемое и записать с приставкой по
2.Взять из предложения Дерево стоит у дороги. подлежащее, употребив его в Р.п. с предлогом С.
3.Взять из предложения Деревья стоят все золотые. определение (какие?)
4.Листья опадают с деревьев- взять подлежащее.
Полетят с дерева золотые листья.
I.С дерева- с чего?, имя сущ-е,
Н.ф.- дерево.
II.П.п.- нариц., неодуш.,ср.р.,II скл.
Н.п.- ед.ч., Р.п.
III.Полетят (с чего?) с дерева.
V.Игра «По щучьему велению»
-По щучьему велению, по моему хотению.
Объясните орфограмму: буквы «и», «е» в окончании И.с.
-от деревни- 1 скл.,Р.п.,
-на половине- 1 скл.,П.п.,
-от солнца- 2 скл.,Р.п.,
-под берёзкой- 1 скл.,Т.п.,
-с дерева- 2 скл.,Р.п.,
-на берёзу- 1 скл.,В.п.
-безударные гласные в корне слова: осенью- осенний; ветерок- ветер; зима- зимы.
-ого, -оло, -ере: деревни, дорога, половина.
VI.Кто внимательнее. Игра.
Назвать И.с. в единственном и множественном числе
Единственное число
Множественное число
Деревня, лес
Жители, ветви
Поле, солнце, берёза
Листья, стаи, птицы
VII.Презентация учащегося.
VIII.Подведение итогов урока
-Чему вы научились на уроке?
-Где могут пригодится полученные знания?
«Передышка»
От деревни до леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день, а солнце печёт. На половине пути стоит большая берёза. Кругом всё блестит от солнца, а под густой берёзкой прохладно. Вот и прозвали жители берёзку «передышкой».
Ранней весной только появится солнышко, а Передышка уже зазеленела.
Осенью Передышка становится жёлтой. Подует ветерок, и полетят с дерева золотые листья. Целые стаи перелётных птиц садились на берёзу передохнуть.
Наступает зима. Снег засыпает всё. Среди белого поля виднеется только берёзка. Её ветви покрылись инеем. Утром встаёт солнце, и берёза кажется розовой, будто её нарисовали тонкой кистью на синем фоне неба. (100 слов)
(По М.Пришвину)