Русский язык 6 класс. Несклоняемые имена существительные

Схема конспекта урока Лычагина Людмила Борисовна Предмет                                                 русский язык Класс           6 класс   Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный Тема: «Несклоняемые имена существительные»                  Цели: деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия. образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование умения самостоятельно отбирать материал по предлож...                  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Лычагина Людмила Борисовна

Предмет русский язык Класс 6 класс

Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный

Тема: «Несклоняемые имена существительные»

Цели:

деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование умения самостоятельно отбирать материал по предложенной теме;

развивающая: учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; развивать навыки исследовательской деятельности;

воспитывающая: Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

Задачи:

1) изучить морфологических признаков несклоняемых имён существительных; определять падеж несклоняемых существительных

2) знать особенности морфемной структуры несклоняемых имён существительных;

3) научить выделять несклоняемые имена существительные среди других слов.

1. Организационный момент, включающий:

-Здравствуйте. В вашем журнале я нашла записку. Давайте я прочту её.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

-Как превратить урок в праздник?

Нужно, чтобы было весело, интересно. Значит будем работать дружно и поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Автор учебника обязательнонам нам в этом поможет. Посмотрите в учебник и подскажите, какую тему урока мы сейчас запишем.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Озвучивает тему. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Проверка учителя готовности детей к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на включение в урок.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:


Слайд-презентация:

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах. (А.Фет)

- Сформулируйте для себя учебное задание к этому поэтическому тексту.

(Какое время года описывает С. Аксаков? С помощью какой части он воссоздаёт в стихотворении предметный мир?

Лев Васильевич Успенскийутверждал, что «имя существительное - хлеб языка»? С ним трудно не согласиться., правда, ребята?

- Проведите анализ существительных, использованных А. А. Фетом. По каким морфологическим признакам можно распределить существительные на группы?

2 скл. м.р. : бриллианты, свете, снегах

2 скл. ср.р. : небесах, деревьях.

- Приведите примеры существительных 1 скл., 3 скл., которые можно добавить к этому поэтическому описанию зимы.

- С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке? (Несклоняемые существительные)

- Предлагаю возможность получить «5». Условие одно - за пять правильно выполненных заданий набрать 5 баллов.

1. Какое из указанных слов не является существительным?

1) пятёрка

2) пятак

3) пять

4) пятиклассник

5) пятерня

2. Укажите разносклоняемое существительное.

1) деталь

2) рейд

3) рельс

4) путь

5) договоренность

3. Укажите существительное третьего склонения.

1) брошь

2) намерение

3) медведь

4) дорога

5) хвоя

4. Какое существительное имеет окончание е?

1) в пальт…

2) в ущель…

3) в печал…

4) в арми…

5) в област…

5. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?

1) медведь

2) рейд

3) постель

4) рельс

5) рейка

Учащиеся выполняют взаимопроверку. Выставляют оцеки. Разбор допущенных ошибок.

Постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):

Повторить изученный материал, выяснить, что осталось непонятным. Подготовиться к освоению новой темы.

  • Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Через сотрудничество в учебных действиях закрепить ранее изученный материал. Отрабатывать построение речевого высказывания в устной форме.

Произвести необходимые коррективы.

  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач:

Вспоминают изученный ранее материал, анализируют, исправляют устно ошибки.

Учащиеся быстро находят ответ, большинство заданий при фронтальной работе выполнено верно,задание в индивидуальной работе выполнено верно.

  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока:

Активность урока: прогнозирование своей деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение выделять нравственный аспект поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

  • Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:

Компьютерная поддержка, создание ситуации успеха.

  • Описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог:

Словесный, наглядный, практический, взаимоконтроль.

  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса:

Метод развития мыслительных навыков, объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.

Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

Промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вспоминают изученный ранее материал, анализируют, сравнивают и обобщают, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы.

Организует повторение знаний, проблемную ситуацию, фиксацию новой учебной задачи.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):

Познакомиться с особой группой существительных -НЕсклоняемых; понять, в чем их особенность, научиться их находить в тексте и использовать в нужном падеже.

  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом):

Выполняя тестовое задание под номером 4, вы обратили на странное «поведение» слова пальто. Оно никак не хотело подчиняться условиям выбора буквы е-и, предпочитая букву о. Почему? Что в нём было странным? (оно не хотело склоняться). Проверим: просклоняйте слово пальто по падежам.

Продолжим эксперимент и просклоняем это существительное во множественном числе. В определении этой грамматической категории тоже возникли трудности. (У этих существительных трудно определить падеж, число.)

Фиксация "интеллектуального конфликта".

- падеж?

пальто - число?

- род?

- А теперь сформулируйте тему и цель нашего урока.

Для того чтобы это выяснить, необходимо ознакомиться с теоретическим материалом, подготовленным авторами учебника.

- Откройте учебник на стр.91 и найдите, какие группы существительных относятся к несклоняемым. (слайд )

Продолжим знакомство с несклоняемыми существительными и сделаем несколько самостоятельных открытий.

Поисковая деятельность учащихся и решение учебной проблемы.

- Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков?

- Как вы думаете, много ли таких слов?

- Какие группы несклоняемых существительных выделяют языковеды? (Классификация материала)


  1. Русские и иноязычные фамилии, названия географических мест.

- У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия? (Бондарь Даша, Швенк Даша, Шваб Лада)

- Есть ли в Алтайском крае несклоняемые названия географических мест? (село Завьялово, Залесово, Баево, Краснощёково).


  1. Существительные иноязычного происхождения с конечным гласным о, е, и, у, ю.

- Учитель использует презентацию по теме «Зоопарк»: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе.

Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим (слайд).

А) Младший брат большой лошадки,

Обожаю сахар сладкий,

Если хочешь, прокачу,

Словно ветер я лечу.

Б) Кто-то в сумке носит спички,

Кто-то - нужные вещички,

Кто-то - телефон, игру,

А детишек - ...

В) Говорливей не найду

Попугая ….

Г) Эта птичка-невеличка

Не у нас в лесах живёт.

А в Америке с цветочка

Каждый день нектарчик пьёт.

Д) Любит сладкое примат -

Человека младший брат.

От бананов до безе

Обожает ...

(Ученики отгадывают загадки, записывают отгадки на доске).

- Молодцы, угадали и записали грамотно. Запомните правописание этих существительных.

- А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило?

- Это несклоняемые существительные. А к какой группе мы отнесём названные слова?

Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

(Возможные примеры: Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

- Что помогает определить падеж несклоняемых имен существительных? (вопрос от сказуемого).

3. Ещё одна группа включает в себя такие загадочные слова, как СМИ, РФ, ВДВ, ДТП, МГУ - сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) - это аббревиатуры. Они заканчиваются как на гласные, так и на согласные и тоже не склоняются (автор учебника не включил аббревиатуры на согласный).

Рефлексия. ( Рисование солнышка носом).

-Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, попросим Дашу Швенк или Швенку? Нарисовать на доске мелом солнышко. Вы можете высказать Даше Шваб свои пожелания. (Чтобы солнце улыбалось, нарисуй глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам).


  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу:

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов; целеполагание, выдвижение гипотез, умение слушать и вступать в диалог.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Анализируют, предполагают, аргументируют свою точку зрения. Выполняют задание, отвечают на вопросы. Выявляют место и причину затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действия.

Добиться осмысления по нахождению известных правил на основе приобретенных знаний: вместе с учениками определяет цель урока.


  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Постановку конкретной учебной цели перед учащимися какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока:

Выяснить, насколько ученики понимают материал. Развитие умения анализировать и оценивать результаты работы.

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

Развивать умение применять новые знания.

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог:

Выполняют задание по группам, вставляют пропущенные слова, объясняют свой выбор действия. Выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с тестом.


  1. Индивидуальная работа по карточкам:

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _-------- . Мне купили новое зимнее _--------. У ----------- меховой воротник. К -------- пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ----------_. Я доволен своим ----------._______________.

  1. Групповая работа:

Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры. (Работают две группы по четыре человека).

Какао, кофе, домино, алоэ, радио, кино, такси, метро, купе, пальто, кашне, кафе, трюмо, манто, какаду, драже, пари, интервью, рагу, жюри…

  1. Упр. 223. Составить словосочетания с глаголом, используя сложносокращённые слова в Род. п., Дат. п., Тв.п.

Контроль за выполнением самостоятельной работы учащихся. Оказание помощи слабым ученикам. Поощрение и благодарность ученикам

Проверка уровня знаний, полученных по теме.

1.Найти третье « лишнее»

а) какао, пальто, повидло

б) бра, трава, халва

в) интервью, ручью, тишью

2.Какую букву нужно вставить?

а)по ради…

б)без пальт…

в)на пианин…

г) о кин…

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ объектов и синтез, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости); ориентация в межличностных отношениях, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Умение находить и исправлять ошибки, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. Качественное выполнение заданий в тетради, вопросы по излагаемому материала, желание находитьв тексте несклоняемые существительные, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал:

При неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, помощь соседа, пересказ текста учебника с выделением в нём ключевых слов.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Определение уровня знаний: учащиеся выполняют задания. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Оценивают свою деятельность на уроке.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. Подводит итог урока. Просит оценить свою работу на уроке.

5. Задание на дом, включающее:

Постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания):

В ходе выполнения домашнего задания ученики должны повторить материал параграфа 39, запомнить группы несклоняемых существительных.

1. Базовый уровень - упр. 222 или упр.220 (дополнить список названий книг из своей библиотеки).

3. Продвинутый уровень - придумать небольшой рассказ или сказку о несклоняемых существительных (или с использованием этих существительных)

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом:

Умение выделять главные мысли материала параграфа, обосновывать свое мнение при разборе практических заданий, уметь делать выводы, знать изученный материал.

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:

Правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Подведение итогов. Учитель благодарит учащихся за урок, объявляет оценки, дифференццированное домашнее задание.




© 2010-2022