Статья в журнал Педагогический поиск

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья в журнал «Педагогический поиск»

Подколзина Л. В.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Учитель, кто ты? Акробат? Певец?

Артист, садовник, штукатур, художник?

Для сотен тысяч маленьких сердец -

Маг и волшебник, щит и друг надежный.

И у него нет права уставать,

Беспомощным и слабым быть нет права.

И он зовет с собою вас опять

Туда, где честь и долг, любовь и слава…

«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, всех выше должно стоять образование нравственное»- сказал В.Г.Белинский.

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.

«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.

Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

Замечательно сказал Н.М. Карамзин :"Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но… всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим". Много позже другой талантливый русский писатель А.И. Куприн утверждал: "Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью".

Такая необходимость сегодня является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был " строго воспрещен". Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.

"Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродиться русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей", - отмечал главный редактор журнала " Роман газета 21 век" В. Ганичев. С ним невозможно не согласиться.

В последнее десятилетие произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные.

Проявления духовного кризиса в обществе возвращают понимание того, что "образование без воспитания - дело ложное" [И.Ильин].

В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.

Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.

Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.

Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов.

Я провела в школе анкетирование «Общечеловеческие ценности» среди учителей, обучающихся и их родителей.

Вот такая получилась ступень духовно-нравственного восхождения:

Статья в журнал Педагогический поиск

Мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним - единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно - нравственное воспитание, основа которого - многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

Замечательно, что главная цель образования в школе - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

Вот фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаю карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность нечестность

Правдивость лживость

Искренность неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и

различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их

значениях?

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,

необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.

Богатому жадность не дает покоя.

После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

В 11 классе по изучению темы авторская позиция и проблемы текста подбираю такие тексты, связанные с культурой речи, богатством нашего языка. Приведу пример работы класса с текстом И.А.Ильина о богатстве русского языка.

- Чтение текста учителем или учеником.

Активное слушание и выполнение задания:

- Отметьте в тексте предложения или словосочетания, которые, по вашему мнению, являются отражением авторской позиции.
- Обсудите в группе. Предложите свой вариант выполнения задания.

Проверка: группы зачитывают свой вариант выполнения задания.

Дар России - наш дивный язык. В нем - вся наша Россия. В нем богатство и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить. В нем - вся поющая русская душа. В нем эхо мира.

Это язык острой мысли. Это язык самобытного национального характера.

Русский народ призван достигнуть высоты, на которую зовет его - его язык.

Горе нам, если мы не умеем беречь и растить его. Не жалеть его - значит не любить родину.

Это утверждения автора текста.

- Какие из них являются, по вашему мнению, истинными? ложными?
- К чему призывает и к кому взывает автор?

Мы, русские люди, носители языка, должны беречь его, делать все возможное для его развития и сохранения. В этом проявление нашего патриотизма.

- Как вы понимаете, что значить - беречь?

Запишите, обсудите в группе, представьте классу свои предложения, как нам, носителям русского языка, беречь его.

Ответы обучающихся:

-Изучать язык.
- Правильно говорить.
- Соблюдать культуру речи.
- Не нарушать литературные нормы.
- Исправлять свои ошибки и ошибки окружающих.
- Пропагандировать язык, его богатство и красоту.
- Поддерживать статус русского языка как языка народа.
- Поддерживать статус русского языка как мирового языка.

Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно - православный идеал. Русская литература - основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла - если ее правильно выстроить.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро.

Например, силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д.

- Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!

- Тоска по Родине в плену.

- Сила русского духа, вера, духовная красота.

Но не все при этом бывает легко и просто. Хочется поделиться одним примером из опыта работы. Нынешние мои семиклассники, когда были в 6 классе и читали рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», искренне говорили о том, что главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить.

В 10 классе, изучая тему «О, как убийственно мы любим…» по творчеству Ф.И.Тютчева, ребята на вопрос «Как по Тютчеву проявляется убийственный характер любви?» говорили: «Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, есть смерть. У Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье - "вещи несовместимые", может потому, что любовь Тютчева - это любовь-страдание, любовь-страсть». В результате этого в презентации появился вот такой слайд:

Статья в журнал Педагогический поиск

Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу -

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А может, они меня учат.

Словесник в школе - главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка и литературы, то эффект от таких занятий значительно повысится. И эти предметы не только сыграют большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажут огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.












Литература

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12




© 2010-2022