- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Особенности написания сочинения-рассуждения как вида подготовки к ОГЭ
Рабочая программа элективного курса Особенности написания сочинения-рассуждения как вида подготовки к ОГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усманова Л.Х. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса
«Особенности написания сочинения-рассуждения как вида подготовки к ОГЭ»
Актуальность
Актуальность работы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Данная программа поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая
Новизна программы
-в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
- в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написания собственного текста;
- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой, как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков лингвистического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельными занятиями и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.
Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 8-9 классах.
Цели данной программы:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;
- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
-овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательно читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Главной идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической компетенции. Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в предыдущих классах.
Теоретической основой данного курса являются:
-лингвистический, стилистический анализ текста;
-система языковых понятий и функционирование;
-различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-научность, связь теории и практики;
-преемственность;
-наглядность;
-систематичность и последовательность;
-прочность полученных знаний;
-активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
-технологии исследовательской деятельности учащихся;
-технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
-овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
-способен работать над разнообразной информацией;
-может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
-способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.
Содержание
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей. При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Тематическое планирование.
№
Перечень разделов
Всего часов
Формы контроля
1
Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения»
1
Коллективная работа.
2
Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.
1
Коллективная работа
3
Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием
1
Творческая работа
4-5
Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии
2
Творческая работа
6
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
1
Коллективная и самостоятельная работа
7
Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии
1
Коллективная и творческая работа.
8-9
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
2
Творческая работа
10
Рецензирование и редактирование творческих работ.
1
Коллективная работа
11
Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.
1
Коллективная работа
12
Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.
1
Творческая работа
13
Обучающее сочинение по тексту научного стиля
1
Творческая работа
14
Рецензирование и редактирование творческих работ
1
Коллективная работа
15
Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса
1
Творческая работа
16
Обучающее сочинение по тексту разг. стиля
1
Творческая работа
17
Функциональные особенности официально- делового стиля
1
Коллективная работа
Литература
Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.
Григорьева Н.А. практикум - справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.