Рабочая программа элективного курса Особенности написания сочинения-рассуждения как вида подготовки к ОГЭ

Актуальность работы  на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данная программа  поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе.    Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса

«Особенности написания сочинения-рассуждения как вида подготовки к ОГЭ»

Актуальность

Актуальность работы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Данная программа поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая

Новизна программы

-в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;

- в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

- в акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;

- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написания собственного текста;

- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой, как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков лингвистического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельными занятиями и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 8-9 классах.

Цели данной программы:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

Теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

- совершенствование коммуникативных умений;

-овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательно читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Главной идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической компетенции. Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в предыдущих классах.

Теоретической основой данного курса являются:

-лингвистический, стилистический анализ текста;

-система языковых понятий и функционирование;

-различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-научность, связь теории и практики;

-преемственность;

-наглядность;

-систематичность и последовательность;

-прочность полученных знаний;

-активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

-овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

-способен работать над разнообразной информацией;

-может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

-способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Содержание

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей. При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.






Тематическое планирование.

Перечень разделов

Всего часов

Формы контроля

1

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения»

1

Коллективная работа.

2

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.

1

Коллективная работа

3

Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием

1

Творческая работа

4-5

Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии

2

Творческая работа

6

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

1

Коллективная и самостоятельная работа

7

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии

1

Коллективная и творческая работа.

8-9

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

2

Творческая работа

10

Рецензирование и редактирование творческих работ.

1

Коллективная работа

11

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

1

Коллективная работа

12

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

1

Творческая работа

13

Обучающее сочинение по тексту научного стиля

1

Творческая работа

14

Рецензирование и редактирование творческих работ

1

Коллективная работа

15

Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса

1

Творческая работа

16

Обучающее сочинение по тексту разг. стиля

1

Творческая работа

17

Функциональные особенности официально- делового стиля

1

Коллективная работа

Литература

Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.

Григорьева Н.А. практикум - справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.

Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.

Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.



© 2010-2022