Задания по русскому языку для дифференцированного обучения

В данном материале содержатся задания для дифференцируемого подхода в обучении русскому языку. Рассмотрены некоторые темы курса русского языка и предложены варианты заданий по степени сложности для 5-9 классов, что удобно учителю для подготовки к уроку и классу, где учащиеся имеют неодинаковые знания по предмету. Карточки задания помогает учителю составить свой конспект в соответствии с особенностями класса, при этом дает сложные задания более грамотным ученикам и помогает слабым ученикам подтян...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания по русскому языку для дифференцированного обучения.


Гусарова Оксана Михайловна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 имени Н.Л.Мещерякова

Города Зарайска Московской области


Цель работы учителя - обучить каж­дого ученика достичь цели помогает дифференцированный подход к обуче­нию, а решающую роль играет разгра­ничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащих­ся при выполнении упражнений. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя - довести их до уров­ня средних, поэтому работа организу­ется так, чтобы степень самостоятель­ности учащихся возрастала, а помощь учителя снижалась, отдельные же учени­ки нуждаются в заданиях повышенной сложности, которые позволяют макси­мально развить и реализовать учебные возможности каждого.

Приведем примеры заданий для разных групп учащихся. Первое упражнение да­ется для сильных учащихся; второе -для средних; третье - для слабых.

Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (V класс)

1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные сло­на и формы одного и того же слова.

б) Найдите лишнее слово:

гвоздика, гвоздь, пригвоздил;

шестой, шесты, шестнадцать;

подарок, дарит, дарим;

справа, правильный, правильного.

2.Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:

Зимой, раскопав снег, можно найти зеле­ные веточки с листочками и красными ягод­ками. Это брусника. Брусника - вечнозеленое растение .Оно и осенью не сбрасы­вает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

3. К словам земля» снег, дорога, мысль, I красивый, зеленеет подберите одноко-1 репные слова и формы одного и того! же слова

Тема «Буквы з и с на конце приставок»

1. Найдите лишнее слово:

низкий, низвергать, ниспадать;

расчет, растут, раздать;

сжать, здание, здравница;

воззвание, восстание, восток.

2. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове] они стоят.

Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчиты­вать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.

3. Вставьте буквы, графически объясните их написание.

Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, и..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать.

Тема «Буквы ё - о после шипящих (VII класс)

1. а) Составьте текст, используя в нем слова с буквами ё и о после шипящих в разных частях речи

и морфемах.

б) Составьте текст, в котором необхо­димо выбрать правильное написании слов с буквами ё и о

после шипящих.

2. Вставьте пропущенные буквы сгруппируйте слова разными способами.

Береж..т, снеж..к, галч.нок, с мяч..м, реш.нный, беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь,

ж..нглер, чарующ.., ш..рох, освещ..нный, больш ..го, ш,в, овраж..к, плюш..вый, еж..вый, ш..колад,

ноч..вка, ож..г руку, стаж., р. чащ..6а.

3. Вставьте пропущенные буквы, гра­фически объясните написание

Ч..рный, стереж..т, сжеванный, щ..лочь, сильный ож..г, плапь.м, руч..нка, ш.хсе, с товарищ м, свеж..го (хлеба), 6ольш..й, ки-пяч.ное молоко, парм .вый капюш..н, гру­шевый, расч..ска, полуш.. пот.

Тема «Фразеология. Культура речи»

(VI класс)

1. Подберите антонимы к фразеоло­гическим оборотам: давать волю языку (держать язык за зубами); засучив рукава (спустя рукава); повесить нос (воспрянуть духом); за тридевять зе­мель (рукой подать).

2. а) Подберите синонимы к фразео­логическим оборотам: кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой ве­личины; развесить уши.

6) Составьте два простых предложе­ния, употребив в них фразеологические оборони

3. а) Найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говорится о голове или о глазах.

6) Подберите фразеологические обо­роты, в которых встречаются географи­ческие названия; имена собственные.

Тема «Безударные гласные в корнях с чередованием»

1. а) Найдите лишнее слово:

к.снуться, прик.саться, к..согор; р, стет, р..сток, р..сторговать; приложить, сл.. жный, прилагательное; , заг..релый; пш..ретъ; расстилает, м..рить (друзей).

6) Составьте три простых предложе­ния, употребив слова с чередующимися гласными и корне; подчеркнитe грам­матические основы.

2. Составьте тест «Правописание кор­ней с чередованием гласных».

3. Выполните упражнение из учебни­ка.

К урокам диагностики знаний подбираются задания разных уровней с учетом подготовленности ребят, их раз­вития. Задания первого уровня требу-

ют воспроизведения материала; второ­го - направлены на применение зна­ний и умений в новой ситуации; зада­ния третьего уровня рассчитаны на уче­ников, проявляющих самостоятельность.

Тема «Лексика» (VI класс)

I уровень:

1) Распределите слова по группам: в первую группу выпишите заимствованные слова, во вторую - устаревшие.

Император, караван, километр, конка, коль­раби, акварель, приказчик, праздник, свет­лица, роскошь, биография, лапоть, гамма, гру­зовик.

2) Приведите примеры профессио­нальных слов. К одному из слов еде лайте словарную помету.

3) Подберите синонимы к словам тем­нота, страна, пурга и антонимы к сло­вам вспыльчивый, свежий, ночной.

II уровень:

1) Найдите омонимы:

скосил траву ~ скосил глаза; графин из стекла - вода стекла; клуб дыма - новый клуб; печь пироги - русская печь; побелил потолок - потолок картошку; лечу зверей - лечу в Москву.

2) Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска); мягкий (хлеб, характер); сладкое (яб­локо, высказывание).

III уровень:

1) Замените словами-синонимами фразеологические обороты: носить на руках, Фома неверующий, водить за нос, в час по чайной ложке.

2) Запишите фразеологические обо­роты, в которых встречаются числитель­ные или имена собственные.

3) Найдите в произведениях И. Не­красова («Крестьянские дети» ), М. Лер­монтова («Бородино»), К. Симонова («Сын артиллериста») фразеологиче­ские обороты.

Тема «Имя числительное» (VI класс)

I уровень:

1) Определите, к какой части речи от­носятся слова двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро,

восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.

2) Напишите словом в указанных па­дежах: 15, 55, 674, 980, 840 (в Р. п., Тн. п.).

3) Запишите словами:

II уровень:

Составьте словосочетания, используя количественные и порядковые числительные в И. п.: 1930 (год), 200 (цент­неров), 645 (граммов), 76 (груш).

III уровень:

1) Найдите ошибки. Запишите пред­ложения в исправленном виде:

а) Из семьсот пятьдесят вычесть два;

б) По обоим сторонам дороги возвыша­лись горы;

в) Трое подруг ехали в трамвае;

г) Стояли бидоны с девяностыми литра­ми молока.

Тема « Предлоги» (VII класс)

I уровень:

1) Запишите текст под диктовку.

2) Производные предлоги подчеркни­те одной чертой, непроизводные- двумя; надпишите, простые или составные эти предлоги.

3) Сделайте морфологический разбор одного из предлогов.

Это был обычный лес. Мимо него по бле­стящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Деревья и подлесок стоя­ли в виде зеленой стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.

Сколько раз в течение последних меся­цев приходилось мне проезжать мимо это­го леса! Быстро мчится машина вдоль зе­леной стены. Глазу не проникнуть дальше первого ряда деревьев. Они рас кинули вет­ви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.

II уровень:

Выпишите из текста производные предлоги, подберите омонимичные им части речи.

III уровень:

Составьте предложения так, чтобы сло­ва в течение, впереди в одном предло­жении были самостоятельной частью речи и членом предложения, а во вто­ром - служебной (производным пред логом).

Тема «Сложноподчиненные предложения» (IX класс)

I уровень:

1. Найди те сложноподчиненные пред­ложения (знаки препинания не простая лены):

1) По краям тропинки что вела к лесу росли цветы

2) В ком добра нет в том правды мало.

3) Осенью как водится бывает по номам много падающих звезд.

4) Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неяс­ные как сои.

5) Это я придумал соловья чтоб вздох пула милая моя.

6) Мы едем в ту сторону где дороги paсходятся.

2. Найдите и предыдущих предложениях придаточные определительные;

Л. нет Б. 1,6 В. 2,3 Г. Г>, В

3. Найдите предложение, и котором при даточное стоит в середине предложения

А. нет Б. 3 В. 1

4. Найдите среди записанных предложений сложноподчиненные с придаточным места (знаки препинания не проставлены):

1) Это была школа куда меня направили

2) Я знал куда меня направили.

3) Я приехал туда куда меня направили

4) Иди куда влечет тебя свободны it ум

II уровень:

Составьте схемы предложении, определите вид придаточного (знаки препинания не проставлены):

1) Я вошел в тамбур вагона и остался нем чтобы когда поезд тронется посмотрите в последний раз на город.

2) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не приникли после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать землю.

III уровень:

В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?

О В то время как мы готовили материя экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником.

2) Было слышно, как над полем пел жаворонок, и как вдали куковала кукушка.

3) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь что если я спрошу о чем-либо, она опят отвлечется.

4) Прости, что видимся мы редко, что вре­мя разделяет нас.

Предлагая задания различных уровней, учитель дает всем учащимся возможность справиться г ними, поверить в свои силы. Но это вовсе не означает, что ученик не имеет права выполнить задание другой группы (другого уровня). Если на пер­вых порах учитель советует ученику, с варианта какого уровня ему следует лучше всего начинать, то в дальнейшем школьник выбирает его самостоятельно, реализуя своё право свободы выбора, сам решает, стоит ему переходить к выполне­нию заданий следующего уровня или же работать на прежнем.

Дифференцированный подход к уча­щимся позволяет каждому ученику рабо­тать в своем оптимальном темпе, даёт воз­можность справиться с заданиями, фор­мирует положительные мотивы учения.





© 2010-2022