- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Задания по русскому языку для дифференцированного обучения
Задания по русскому языку для дифференцированного обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусарова О.М. |
Дата | 18.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Задания по русскому языку для дифференцированного обучения.
Гусарова Оксана Михайловна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 имени Н.Л.Мещерякова
Города Зарайска Московской области
Цель работы учителя - обучить каждого ученика достичь цели помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя - довести их до уровня средних, поэтому работа организуется так, чтобы степень самостоятельности учащихся возрастала, а помощь учителя снижалась, отдельные же ученики нуждаются в заданиях повышенной сложности, которые позволяют максимально развить и реализовать учебные возможности каждого.
Приведем примеры заданий для разных групп учащихся. Первое упражнение дается для сильных учащихся; второе -для средних; третье - для слабых.
Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (V класс)
1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слона и формы одного и того же слова.
б) Найдите лишнее слово:
гвоздика, гвоздь, пригвоздил;
шестой, шесты, шестнадцать;
подарок, дарит, дарим;
справа, правильный, правильного.
2.Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:
Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника - вечнозеленое растение .Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.
3. К словам земля» снег, дорога, мысль, I красивый, зеленеет подберите одноко-1 репные слова и формы одного и того! же слова
Тема «Буквы з и с на конце приставок»
1. Найдите лишнее слово:
низкий, низвергать, ниспадать;
расчет, растут, раздать;
сжать, здание, здравница;
воззвание, восстание, восток.
2. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове] они стоят.
Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.
3. Вставьте буквы, графически объясните их написание.
Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, и..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать.
Тема «Буквы ё - о после шипящих (VII класс)
1. а) Составьте текст, используя в нем слова с буквами ё и о после шипящих в разных частях речи
и морфемах.
б) Составьте текст, в котором необходимо выбрать правильное написании слов с буквами ё и о
после шипящих.
2. Вставьте пропущенные буквы сгруппируйте слова разными способами.
Береж..т, снеж..к, галч.нок, с мяч..м, реш.нный, беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь,
ж..нглер, чарующ.., ш..рох, освещ..нный, больш ..го, ш,в, овраж..к, плюш..вый, еж..вый, ш..колад,
ноч..вка, ож..г руку, стаж., р. чащ..6а.
3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание
Ч..рный, стереж..т, сжеванный, щ..лочь, сильный ож..г, плапь.м, руч..нка, ш.хсе, с товарищ м, свеж..го (хлеба), 6ольш..й, ки-пяч.ное молоко, парм .вый капюш..н, грушевый, расч..ска, полуш.. пот.
Тема «Фразеология. Культура речи»
(VI класс)
1. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам: давать волю языку (держать язык за зубами); засучив рукава (спустя рукава); повесить нос (воспрянуть духом); за тридевять земель (рукой подать).
2. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой величины; развесить уши.
6) Составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические оборони
3. а) Найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говорится о голове или о глазах.
6) Подберите фразеологические обороты, в которых встречаются географические названия; имена собственные.
Тема «Безударные гласные в корнях с чередованием»
1. а) Найдите лишнее слово:
к.снуться, прик.саться, к..согор; р, стет, р..сток, р..сторговать; приложить, сл.. жный, прилагательное; , заг..релый; пш..ретъ; расстилает, м..рить (друзей).
6) Составьте три простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными и корне; подчеркнитe грамматические основы.
2. Составьте тест «Правописание корней с чередованием гласных».
3. Выполните упражнение из учебника.
К урокам диагностики знаний подбираются задания разных уровней с учетом подготовленности ребят, их развития. Задания первого уровня требу-
ют воспроизведения материала; второго - направлены на применение знаний и умений в новой ситуации; задания третьего уровня рассчитаны на учеников, проявляющих самостоятельность.
Тема «Лексика» (VI класс)
I уровень:
1) Распределите слова по группам: в первую группу выпишите заимствованные слова, во вторую - устаревшие.
Император, караван, километр, конка, кольраби, акварель, приказчик, праздник, светлица, роскошь, биография, лапоть, гамма, грузовик.
2) Приведите примеры профессиональных слов. К одному из слов еде лайте словарную помету.
3) Подберите синонимы к словам темнота, страна, пурга и антонимы к словам вспыльчивый, свежий, ночной.
II уровень:
1) Найдите омонимы:
скосил траву ~ скосил глаза; графин из стекла - вода стекла; клуб дыма - новый клуб; печь пироги - русская печь; побелил потолок - потолок картошку; лечу зверей - лечу в Москву.
2) Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска); мягкий (хлеб, характер); сладкое (яблоко, высказывание).
III уровень:
1) Замените словами-синонимами фразеологические обороты: носить на руках, Фома неверующий, водить за нос, в час по чайной ложке.
2) Запишите фразеологические обороты, в которых встречаются числительные или имена собственные.
3) Найдите в произведениях И. Некрасова («Крестьянские дети» ), М. Лермонтова («Бородино»), К. Симонова («Сын артиллериста») фразеологические обороты.
Тема «Имя числительное» (VI класс)
I уровень:
1) Определите, к какой части речи относятся слова двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро,
восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.
2) Напишите словом в указанных падежах: 15, 55, 674, 980, 840 (в Р. п., Тн. п.).
3) Запишите словами:
II уровень:
Составьте словосочетания, используя количественные и порядковые числительные в И. п.: 1930 (год), 200 (центнеров), 645 (граммов), 76 (груш).
III уровень:
1) Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде:
а) Из семьсот пятьдесят вычесть два;
б) По обоим сторонам дороги возвышались горы;
в) Трое подруг ехали в трамвае;
г) Стояли бидоны с девяностыми литрами молока.
Тема « Предлоги» (VII класс)
I уровень:
1) Запишите текст под диктовку.
2) Производные предлоги подчеркните одной чертой, непроизводные- двумя; надпишите, простые или составные эти предлоги.
3) Сделайте морфологический разбор одного из предлогов.
Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Деревья и подлесок стояли в виде зеленой стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.
Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина вдоль зеленой стены. Глазу не проникнуть дальше первого ряда деревьев. Они рас кинули ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.
II уровень:
Выпишите из текста производные предлоги, подберите омонимичные им части речи.
III уровень:
Составьте предложения так, чтобы слова в течение, впереди в одном предложении были самостоятельной частью речи и членом предложения, а во втором - служебной (производным пред логом).
Тема «Сложноподчиненные предложения» (IX класс)
I уровень:
1. Найди те сложноподчиненные предложения (знаки препинания не простая лены):
1) По краям тропинки что вела к лесу росли цветы
2) В ком добра нет в том правды мало.
3) Осенью как водится бывает по номам много падающих звезд.
4) Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сои.
5) Это я придумал соловья чтоб вздох пула милая моя.
6) Мы едем в ту сторону где дороги paсходятся.
2. Найдите и предыдущих предложениях придаточные определительные;
Л. нет Б. 1,6 В. 2,3 Г. Г>, В
3. Найдите предложение, и котором при даточное стоит в середине предложения
А. нет Б. 3 В. 1
4. Найдите среди записанных предложений сложноподчиненные с придаточным места (знаки препинания не проставлены):
1) Это была школа куда меня направили
2) Я знал куда меня направили.
3) Я приехал туда куда меня направили
4) Иди куда влечет тебя свободны it ум
II уровень:
Составьте схемы предложении, определите вид придаточного (знаки препинания не проставлены):
1) Я вошел в тамбур вагона и остался нем чтобы когда поезд тронется посмотрите в последний раз на город.
2) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не приникли после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать землю.
III уровень:
В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?
О В то время как мы готовили материя экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником.
2) Было слышно, как над полем пел жаворонок, и как вдали куковала кукушка.
3) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь что если я спрошу о чем-либо, она опят отвлечется.
4) Прости, что видимся мы редко, что время разделяет нас.
Предлагая задания различных уровней, учитель дает всем учащимся возможность справиться г ними, поверить в свои силы. Но это вовсе не означает, что ученик не имеет права выполнить задание другой группы (другого уровня). Если на первых порах учитель советует ученику, с варианта какого уровня ему следует лучше всего начинать, то в дальнейшем школьник выбирает его самостоятельно, реализуя своё право свободы выбора, сам решает, стоит ему переходить к выполнению заданий следующего уровня или же работать на прежнем.
Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения.