С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25.12.15 Литературное чтение, 7 класс

Урок 16

Тема урока: С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев».(Слайд 1)

Цели урока: познакомить учащихся со сказкой С.Я.Маршака; дать понятие драматической сказке; развивать умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; воспитать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, желание творить добро; создание условий на уроке для осознания способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого произведения, актера, художника. (Слайд 2)

Результаты обучения: ученики знают, что замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний - Самуил Яковлевич Маршак (3.11.1887-4.06.1964) - всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.

Узнали, что автор создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев в 1943 году»; она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Познакомились замечательной сказкой, полюбили и сказку, и героев в ней.

Оборудование: Портрет писателя, слайды (с 1 по 9), учебное пособие , иллюстрации к сказке, отрывок из мультфильма, художественное оформление сцен: а) зимнего леса (елочки); б) поляны с подснежниками; в) словарные слова; г) образцы афиш «12 месяцев».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Психологический настрой.

- Итак, ребята, начнем наш урок литературного чтения.

Актуализация опорных знаний. Определение готовности к работе

- Поднимите руки, кому нравится урок чтения? Почему?

- Что любите читать?

- Дополните стишок словечком.

О чем-то скрипит половица

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

По комнате ходят… (сказки)

(Слайд 3)

- Как вы уже догадались, мы опять побываем в гостях у сказки. Они бывают разные. Те, которые сочинил народ, называются народные, а автор - авторские.

- С какой сказкой и сказочными повестями мы познакомились на прошлом уроке?

(ответы детей)

Сообщение темы урока:

- Сегодня мы познакомимся с удивительной литературной сказкой «Двенадцать месяцев» , а написал для нас эту замечательную сказку Самуил Яковлевич Маршак. Выясним, как и почему изменилась жизнь падчерицы, в чем заключается волшебство данной сказки?

Беседа «Кто автор этой сказки? Что мы знаем о нем?»

Разговор о творчестве С. Я. Маршака. Портрет писателя. ( Слайд 4)

- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?

- Что запомнили о нем? (Слушаем сообщения детей, )

(Сообщение ученика с 1 группы)

- Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний - Самуил Яковлевич Маршак- всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.

Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги своим крупным почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма-ответы своим читателям.

Сообщение ученика со 2 группы).

-Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

(Сообщение ученика с 3 группы).

-Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей "каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить".)

(Сообщение ученика с 4 группы).

- В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

Беседа о сказке по вопросам:

-Какие жанры художественной литературы вам известны?

-Что такое драматическое произведение?

Драма - род литературного произведения, построенного в форме диалога без слов автора.

-Что можете сказать о данной сказке? - Что в ней особенного?

- К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?

- Что же такое «пьеса-сказка»?

Пьеса-сказка - это произведение для театрализованного представления.(ответы детей).(Слайд 5)

-Просмотрите отрывок из сказки ( минут)

-Вы должны были уже самостоятельно прочитать текст сказки, и сейчас мы с вами проверим насколько вы были внимательны.

-Но перед этим нам следует провести словарную работу.

Словарная работа.

- Объясните значение слов и выражений, записанных на доске.

Указ - постановление, которое создается людьми, имеющими власть;

Мачеха - неродная мать;

Посох - волшебный предмет;

Прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки;

Твой черед - твоя очередь;

Не гневайся - не ругайся, не злись, не сердись;

Дуйте, что есть мочи - во всю силу;

Проворные руки - умелые, работящие;

Видимо-невидимо - очень много;

Деваться мне некуда - некуда пойти, безвыходное положение.(Слайд 6)

- Братья-месяцы - не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это - бережливые и заботливые хозяева леса и поля... С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

- Скажите, зачем девочка пошла зимой в лес с корзинкой? (ответы детей)

-Ребята, вы хотите помочь падчерице собрать подснежники?

-Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.

На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. Если вы правильно ответите на вопросы и сможете правильно выполнения задания, то сможете срывать подснежник и класть в корзину. Посмотрим, какая группа сможет ответить на большее количество вопросов и помочь падчерице.

Вопросы по сказке:

1. -Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

2.-Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она?

3. -Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

4.- Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

5. -Найдите и прочитайте слова Падчерицы о подснежниках, о метели.

6. - Как вы думаете, если бы в лес пришла Дочка, нашла бы она подснежники?

7. -Выберите одного из героев и расскажите о нем.

8. -Что о Падчерице говорили осенние месяцы, найдите в тексте и прочитайте.

9. -Что о ней говорили летние месяцы, найдите и прочитайте.

10. -Понравилась вам сказка и почему?

- Учащиеся с групп после ответа на каждый вопрос будут «срывать» подснежники с доски и складывать в эту корзинку (корзинка у учителя)

-Хорошо, ребята, теперь нарисуйте сами афиши к сказке и придумайте рекламу к ней.(Дети рисуют на плакатах афиши к сказке.)

Образцы афиш (на магнитной доске)

Рефлексия

-Вы познакомились с романом? (-Нет)-(Если вы согласны поднимите руки, если нет, то топайте ногами)

- Сказка «Двенадцать месяцев» относится к драме.(-Да)

- «Пьеса-сказка» ставится на сцене.(-Да)

-С. Я. Маршак- английский писатель.(-Нет)

- Это произведение учит нас добру. (-Да)

- В этой сказке нету положительных героев. (-Да)

- Жадность, глупость, невежество-это хорошие качества людей. (-Нет)

-Падчерица-родная дочь. (-Нет) (Слайд 7)

-Вам понравился урок?

Итог урока.

- Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников. И помогли падчерице.

Лидеры групп выставляют оценки за работу в группе и комментируют.(Учитель может внести свои изменения).

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.


С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»




(Сообщение ученика с 1 группы)

- Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний - Самуил Яковлевич Маршак- всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.

Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги своим крупным почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма-ответы своим читателям.

Сообщение ученика со 2 группы).

-Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

(Сообщение ученика с 3 группы).

-Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей "каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить".)

(Сообщение ученика с 4 группы).

- В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
























Оценочный лист

Ф. И.

За тестовое задание

За устные ответы на вопросы и вып. упр.

Участие в заполнении постера

За защиту постера

Итоговая оценка










Оценочный лист

Ф. И.

За тестовое задание

За устные ответы на вопросы и вып. упр.

Участие в заполнении постера

За защиту постера

Итоговая оценка










Оценочный лист

Ф. И.

За тестовое задание

За устные ответы на вопросы и вып. упр.

Участие в заполнении постера

За защиту постера

Итоговая оценка


























Оценочный лист

Ф. И.

За домашнее задание

За устные ответы на вопросы учителя

Участие в игре «Нарвем подснежники»

За оформление афиши

Итоговая оценка








Оценочный лист

Ф. И.

За домашнее задание

За устные ответы на вопросы учителя

Участие в игре «Нарвем подснежники»

За оформление афиши

Итоговая оценка








Оценочный лист

Ф. И.

За домашнее задание

За устные ответы на вопросы учителя

Участие в игре «Нарвем подснежники»

За оформление афиши

Итоговая оценка









-Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

-Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она?

-Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

- Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

-Найдите и прочитайте слова Падчерицы о подснежниках, о метели.

- Как вы думаете, если бы в лес пришла Дочка, нашла бы она подснежники?

-Выберите одного из героев и расскажите о нем.

-Что о Падчерице говорили осенние месяцы, найдите в тексте и прочитайте.

-Что о ней говорили летние месяцы, найдите и прочитайте.

-Понравилась вам сказка и почему?


© 2010-2022