Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Наблюдения показали, что чаще всего при написании лингвистического сочинения девятиклассник испытывает трудности  в  истолковании предложенного тезиса и подборе аргументов.  Причины: незнание назначения разделов науки о языке и функций языковых единиц.             О каких бы ошибках мы ни говорили (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, речевых…), в центре внимания – слово. Работа пошаговая, рассчитанная, в первую очередь, на слабого ученика. В основе материала - методика обучения девятиклассников написанию лингвистического сочинения. Особое внимание уделено этапам, вызывающим трудности у выпускников. Предложенный материал рассматривается на примере орфографии и пунктуации и помогает учащимся ориентироваться в их содержании как разделов науки о языке, определять функции единиц языка.  Несмотря на то, что орфография и пунктуация не рассматриваются самостоятельно, а изучаются совместно с другими разделами (орфография – на протяжении вс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской семинар учителей русского языка и литературы (г. Ноябрьск)

Мастер-класс. Учитель Швецова Елена Анатольевна (МАОУСОШ №2УИИЯ)

Тема: «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».

Добрый день, уважаемы коллеги!

Наблюдения показали, что чаще всего при написании сочинения девятиклассник испытывает трудности в истолковании предложенного тезиса и подборе аргументов.

Причины: незнание назначения разделов науки о языке и функций языковых единиц.

О каких бы ошибках мы ни говорили (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, речевых…), в центре внимания - слово. Работа пошаговая, рассчитанная, в первую очередь, на слабого ученика.

1 шаг: установка «К слову надо относиться с уважением».

2 шаг: выбор раздела науки о языке (например, «Орфография» и «Пунктуация»).

Несмотря на то, что орфография и пунктуация не рассматриваются самостоятельно, а изучаются совместно с другими разделами (орфография - на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии, а пунктуация - с синтаксисом), уместно будет поговорить о них отдельно при подготовке к написанию сочинения, потому что в этих разделах, на мой взгляд, девятиклассники немного ориентируются и способны вспомнить то или иное правило.

3 шаг: выясняем, что собой представляет раздел «Орфография»?

Как скажут дети? (учащиеся не всегда дают объяснение на теоретическом уровне, поэтому учитель должен корректировать ответы).

Это правила написания слов.

Как скажет учитель?

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке.

4 шаг: выясняем, что собой представляет раздел «Пунктуация»?

Как скажут дети?

Это знаки препинания.

Как скажет учитель?

Пунктуация - собрание правил постановки знаков препинания. Расстановка знаков препинания в тексте. Это знаки препинания.

5 шаг: возвращаемся к установке.

- Что значит уважение к слову с позиции орфографии и пунктуации?

1. Соблюдение правил орфографии и пунктуации, знание орфограмм.

- К чему может привести несоблюдение данных правил в предложении или тексте? (Обратимся к практике).

6 шаг: практическая работа.

Мать получила от сына письмо. Не медля ни минуты, она помчалась спасать ребенка. Однако мальчик страшно удивился волнению матери и заявил, что она не умеет читать, и наотрез отказался ехать домой.

Задание: помогите матери понять сына как надо: для этого проверьте обоснованность употребления на письме частиц НИ и НЕ и заодно расставьте знаки препинания.

Дорогая мамочка!

Ты спрашиваешь как мне тут живется. Скажу откровенно нельзя ни восхититься живописностью здешней природы ни похвалить персонал лагеря. Что касается развлечений тоже могу сообщить. В плане мероприятий числилось много экскурсий и всюду где нам не удалось побывать и где без сомнения так интересно хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много-много раз и всё что не увидели за это время рассмотреть подробнее.

Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену то знай не могу не возражать против твоего решения не мечтать о другом месте отдыха потому что все кто ни побывал в этом лагере скажу прямо несчастные люди.

Твой сын Алеша

- Что получилось?

Дорогая мамочка!

Ты спрашиваешь, как мне тут живется. Скажу откровенно: нельзя не восхититься живописностью здешней природы, не похвалить персонал лагеря. Что касается развлечений, тоже могу сообщить. В плане мероприятий числилось много экскурсий, и всюду, где нам ни удалось побывать и где, без сомнения, так интересно, хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много-много раз и всё, что ни увидели за это время, рассмотреть подробнее.

Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену, то знай: не могу ни возражать против твоего решения, ни мечтать о другом месте отдыха, потому что все, кто не побывал в этом лагере, скажу прямо, несчастные люди. Твой сын Алеша

Возвращаемся к вопросу:

- К чему может привести несоблюдение данных правил в предложении или тексте?

Как скажут дети?

Текст непонятный. Всё наоборот.

Как скажет учитель?

К неправильному выражению мыслей и чувств, к смысловой путанице, к непониманию собеседников.

В процессе работы составляется таблица:

Неуважение к слову все равно что «обращаться с языком кое-как»

С позиции орфографии и пунктуации

Что значит?

Результат

Несоблюдение правил орфографии и пунктуации в предложении или тексте.

1. Неправильное выражение мыслей и чувств

2. Смысловая путаница

3. Непонимание собеседников.

Вывод: орфография и пунктуация в тексте играют важную роль, то есть выполняют определенную функцию.

7 шаг: определяем функцию орфографии:

Как скажут дети?

Делает текст понятным.

Как скажет учитель?

Соблюдение орфографических правил не создает путаницу мыслей.

8 шаг: определяем функцию пунктуации:

Как скажут дети?

Разделяют предложения на части.

Как скажет учитель?

Указывают на смысловое и синтаксическое членение речи.

Смысловое. Знаки препинания выполняют смысловую роль, указывают на смысловое членение речи и выражают различные добавочные смысловые оттенки.

Синтаксическое. Знаки препинания отражают синтаксический строй языка, речи, выделяя отдельные предложения и их части.

В процессе работы составляется таблица:

Уважение к слову с позиции орфографии и пунктуации

Соблюдение правил орфографии и пунктуации, знание орфограмм

Орфография

Пунктуация

Понятие

Функции

Понятие

Функции

Орфография -

Раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке.

Соблюдение орфографических правил не создает путаницу мыслей.

Пунктуация - собрание правил постановки знаков препинания. Расстановка знаков препинания в тексте. Это знаки препинания.

Указывают на смысловое членение речи, интонационное, синтаксическое.

Смысловое. Знаки препинания выполняют смысловую роль, указывают на смысловое членение речи и выражают различные добавочные смысловые оттенки.

Синтаксическое. Знаки препинания отражают синтаксический строй языка, речи, выделяя отдельные предложения и их части.


9 шаг: практическая работа

Задание:

1. Прочтите высказывание А.Н.Толстого: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».

- Соблюдает ли человек правила орфографии и пунктуации, если обращается «с языком кое-как»?

2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя А.Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».

В основе объяснения тезиса - разделы: «Орфография» и «Пунктуация».

В случае затруднений воспользуйтесь таблицами и вопросами к учителю.

(1)Дорогая мамочка!

(2)Ты спрашиваешь, как мне тут живется. (3)Скажу откровенно: нельзя не восхититься живописностью здешней природы, не похвалить персонал лагеря. (4)Что касается развлечений, тоже могу сообщить. (5)В плане мероприятий числилось много экскурсий, и всюду, где нам ни удалось побывать и где, без сомнения, так интересно, хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много-много раз и всё, что ни увидели за это время, рассмотреть подробнее.

(6)Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену, то знай: не могу ни возражать против твоего решения, ни мечтать о другом месте отдыха, потому что все, кто не побывал в этом лагере, скажу прямо, несчастные люди

Твой сын Алеша

Образец сочинения:

Русский писатель А.Н. Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно». Я понимаю это высказывание так: неуважение к языку, слову проявляется в незнании, например, правил орфографии и пунктуации, что может привести к искажению мысли текста и непониманию собеседников. Докажу сказанное на материале текста.

Во-первых, все знаки препинания указывают на смысловое членение речи, и тогда словесное произведение при правильном выборе пунктуационного знака воспринимается грамотно и осмысленно (5).

Во-вторых, правильное написание слов, например, с частицами -не и -ни, соответствующее правилам русской орфографии, не создает путаницу мыслей (3).

Таким образом, автор высказывания говорит о том, что язык и мышление органичны, так как одно без другого не существует.

10 шаг: чтение сочинений (что удалось? над чем нужно еще поработать?)

Заключение:

По предложенному принципу следует работа и над другими разделами науки о языке. В течение учебного года обучающиеся приобретают «копилку» с лингвистическим материалом в помощь при подготовке к государственной итоговой аттестации (часть С).

© 2010-2022