Урок русского языка. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом

Тип урока: комбинированный

Цели: 1) образовательная: дать понятие об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом, изучить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

2) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка, воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие, воспитывать жизненную компетентность

3) развивающая: развитие у учащихся умений и навыков определять обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, ставить нужные знаки препинания, развивать память, критическое мышление

Методы, приёмы: слово учителя, метод развивающего обучения, частично-поисковый, коммуникативный, практический

Оборудование: интерактивная доска, презентационные слайды

Ход урока

І. Организационный момент. - Здравствуйте, дети. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Для того чтобы у вас все сегодня получилось, я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю, чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.

Как вы понимаете эти строки? Дружба - это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью. Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.

П. Проверка домашнего задания. Упражнение 6 письменно.

III. Изучение нового материала.

1)Блиц-опрос. Что такое синтаксис? Что такое словосочетание? Что такое предложение? Чем отличается предложение от словосочетания? Какие члены предложения называются обособленными? Какие дополнения рассматриваются как обособленные? Что такое обстоятельство?

2) Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы продолжим с вами изучать синтаксис, познакомимся с новым разрядом обособленных членов предложения. А каким попробуйте догадаться, выполнив следующее задание.

Третье лишнее:

  1. И рыбам, и зверям, и птицам, и травам, и деревьям, и цветам для жизни необходимы зоны спокойствия.

  2. Воздушный океан, моря, реки, озёра, деревья, травы, цветы, звери, рыбы и птицы - всё в природе уравновешено.

  3. Защищая природу, человек защищает себя.

  • Какое предложение выбрали? Почему?

  • Верно, это последнее предложение. Потому что с простым предложением, осложнённым таким разрядом обособленных членов мы ещё не знакомы.

  • Запишите тему урока в свои тетради.

3) Знакомство с теоретическим материалом на странице 195. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, всегда выделяется запятыми: Защищая природу, человек защищает себя. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, обособляются, если стоят перед сказуемым: Улыбаясь, он заснул. Роса, блестя, заиграла на зелени. Запишите примеры в тетрадях.

ІV. Закрепление изученного материала. 1) Работа по учебнику: упражнение 1 устно.

Прочитайте текст. Найдите в тексте «Птица из сказки» предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

Упражнение 4 письменно. Прочитайте предложения, выделяя голосом знаки препинания. Спишите, подчеркните обособленные обстоятельства.

2) Игра «Кто быстрее?» От данных глаголов образуйте деепричастия:

-придавать + я; -манить + я; -совершить + в; -занять + в; -заставлять + я; -обещать + я.

3) Практическое задание. Выпишите сначала предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями, а затем предложения с обособленными деепричастными оборотами.

  • Иван Иванович Шишкин, странствуя, рисовал русскую природу.

  • Приехав в Елабугу, Шишкин неустанно работал.

  • Ещё учась в Москве, он записал в дневнике: «Пейзажист- истинный художник, он чувствует глубже, чище».

  • Художник, страдая, горько переживал потерю близких.

4) Игра «Редактор». Заменить фразеологизмы(как можно сказать по-другому):

1.Набрать воды в рот (Замолчать)

2.Как две капли воды (Очень похожи)

3.Водой не разольешь (Неразлучные друзья)

4.Спустя рукава (Плохо)

5.Засучив рукава (Хорошо)

5) Практическое задание. Устраните ошибки в предложениях.

  • Грозя близким ливнем, меня удивило, как громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью.

  • Маня счастливыми открытиями, я увидел, что просёлок приглашает путника пройти по нему.

  • Заставляя зрителя слышать гудение шмелей и шелест ласточкиных крыльев, совершилось настоящее чудо.

  • Рассматривая картину, меня удивил просёлок.

6) Орфоэпическая минутка. Расставьте ударение в словах:

Свекла, торты, щавель

Балуясь, досуг, квартал

Каучук, звонит

7) Творческое задание. Распространить предложения, включив в них обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

1. Капельки сверкают на солнце.

2. Весна спешит и готовит зелёный наряд.

3. Дождь то затихал, то усиливался.

8. Обобщение по теме, подведение итогов урока. Комм-е оценок.

V. Домашнее задание. Упражнение 6 письменно. Выучить правила.


© 2010-2022