- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание гласных после шипящих и Ц
Правописание гласных после шипящих и Ц
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мареева М.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54
Конспект
урока по русскому языку
в 5 классе
Разработчик: учитель русского языка и
литературы Мареева М.В.
Тула, 2014
Тема урока: Правописание гласных после шипящих и Ц.
Класс: 5
Тип урока: закрепление, повторение изученного материала
Цели урока: закрепить и обобщить знания, полученные по теме: «Правописание гласных после шипящих и Ц ».
Задачи урока: повторить орфограммы, изученные на уроках; формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания данных орфограмм.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование любознательности учащихся, их познавательного интереса к изучению русского языка, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Метапредметные: развитие умения строить логические рассуждения, делать выводы, формирование навыков самоконтроля, рефлексии.
Предметные: развитие мышления через обучение анализировать, рассуждать, объяснять языковые явления; развитие умения применять правила написания гласных после шипящих и ц.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Устное чтение словосочетаний и объяснение орфограмм.
III. «Синтаксическая пятиминутка»
1. Синтаксический разбор предложения.
В весеннем саду жужжат хлопотливые пчелы.
2. Дополнительное задание:
- Объясните орфограммы в словах «хлопотливые» и «пчелы» (устно).
IV. Актуализация знаний.
-
Фронтальное повторение теоретического материала.
- Закончите предложения:
- В корне слова после шипящих под ударением пишется буква.... Как ее можно проверить? Слова-исключения….. (Слайд 6-7)
- В безударном положении в заимствованных словах пишется буква…(Слайд 8)
- Букву ё в корне -жёг- мы пишем….., например:…. , о в корне -жог- мы пишем … , например:… . (Слайд 9)
- На конце наречий под ударение пишем….(Слайд 10)
- После ц буква и пишется ……, например:…… . (Слайд 12)
- После ц пишется буква ы в…….., например:…… . (Слайд 13)
V. Закрепление изученного материала
1. Распределительный диктант
Распределите слова по колонкам, выделите орфограммы.
-
И - в корне
- ция
- ы- в корне
- Ы - в суффиксах
- Ы - в окончаниях
(Цифры, лисицын, ресницы, редакция, куцый, цыкнуть, циркуль, цистерна, традиция, цыц, цинга, нация, цыган, огурцы, синицы, курицын).
-
Ответь на вопрос одним словом, запишите слова в тетрадь, выделите орфограммы.
Как называется:
-
Цвет, противоположный белому цвету.
-
Плод дуба.
-
Знак переноса.
-
Цвет одуванчика.
-
Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого.
-
Разговор тихим голосом.
-
Род коротких брюк.
-
Откидной головной убор, пристёгнутый или пришитый к воротнику верхней одежды.
-
Кондитерское изделие, застывшая масса какао с сахаром.
-
Изделие для гигиены, мытья чего-нибудь
-
Детёныш курицы
-
Знак для обозначения числа на письме.
-
Зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны.
-
Одноглазое мифическое существо.
-
Дословный отрывок из какого-либо произведения.
(Чёрный, жёлудь, чёрточка, жёлтый, шёлк, шёпот, шорты, капюшон, шоколад, щётка, цыпленок, цифра, цирк, циклоп, цитата.).
-
Вставьте нужную букву, графически обозначьте орфограмму.
(Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь)
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
-
«Проверь себя!» (Слайд 14-29)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Подведем итоги нашего занятия:
- Какие изученные орфограммы мы сегодня повторили?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке?
-
Домашнее задание
Источники информации
-
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - М: Просвещение, 2014.
-
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч - М.: Просвещение, 2014.
-
Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.