Конспект урока литературы «Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова»

Урок литературы в 7 классе.  Тема: «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова».Цели урока: - выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; - выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы; - рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях; - развивать навыки анализа текста, характеристики героев; - привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении; - воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос; - воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова   Оборудование:  проектор, колонки.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе.


Тема: «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова».


Цели урока:

- выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;

- выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;

- рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;

- развивать навыки анализа текста, характеристики героев;

- привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;

- воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос;

- воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова

Оборудование: проектор, колонки.










…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

М.Ю. Лермонтов

Ход урока.


1. Организационный момент.

Слайд 1.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Работа по произведению.

М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.

Опрос учащихся.

- Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

Слайд 2.

- Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

Слайд 3.

- Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

Слайд 4.

Поэма «Мцыри» - прекрасное произведение Лермонтова. Она написана в 1839 году. По словам Белинского «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии…»

Слайды 5-6.

Главный герой поэмы - Мцыри, он покорил сердца читателей своей «огненной душой, могучим духом, исполинской натурой».

Слайд 7.

Слайд 8.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

- Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать «против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.

- Когда-то Мцыри задал вопрос

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов: герой и люди, герой и природа.

Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

Слайд 9.

Образ главного героя поэмы.

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Мцыри - "естественный человек", живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

- Как жил Мцыри в монастыре?

Мцыри - юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре - послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).

Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив («Без жалоб он томился - даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от предков.

Слайд 10.

Характер и мечты юноши-послушника.
- Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

- Какова цель побега?

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.
А) Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет мы рождены.


Б) Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть не знакомой, но родной.


В) Я мало жил, и жил в плену,
Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Г) …Я цель одну

Пройти в родимую страну

Имел в душе.


Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».

Слайд 11.

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".
Про милых близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…

Слайд 12.

Поэма М.Ю. Лермонтова - романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он

отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя - стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.
Слайды 13-14.

Делаем вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.

(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы - песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».

В начале урока говорилось о Мцыри - пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

- Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. - Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь природы.

в монастыре

на воле

сумрачные стены;

от келий душных и молитв;

серые плиты;

монастырь - плен, тюрьма

пышные поля;

причудливые горные хребты;

чистый небесный свод;

волшебные голоса

Слайд 15.

Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу "меж бурным сердцем и грозой"; общение с природой принесло радость ("ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов"); встреча с грузинкой вызвала "сладкую тоску". Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом -жизнь!. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом, в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы. «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине - делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Слайды 16-17.

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

- Почему же дни, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»?

- Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

- Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.

Описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой - это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом.

Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Как только появляется символический образ монастыря, природа, будь она светлой или мрачной, становится олицетворением свободы. Когда же герой вспоминает о родине, «где люди вольны, как орлы», - сразу же рушится связь между ним и природой.

- Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов - переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу - старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански - «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Слайды 18 - 20.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.

Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство "вольности святой"- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущности.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

Тест.
1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) древнерусских летописей;
Б) Библии;

В) былин;

Г) стихотворения Горация.

2. В чём заключается смысл эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога;
Б) раскаяние, смирение;
В) защита прав человека на свободу.

3. Определите жанр произведения.
А) баллада;

Б) элегия;

В) поэма-исповедь;

Г) притча.

4. Выделите черты реализма в поэме.
А) бурная, неистовая природа;
Б) гибель героя;
В) герой одинок и не понят миром;
Г) введение сна героя в сюжет поэмы;
Д) мотив борьбы, мятежа.

5. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?
А) побег из монастыря;

Б) встреча с грузинкой;

В) бой с барсом;
Г) гибель Мцыри.

6. В исповеди Мцыри звучит:
А) негодование;

Б) смирение, покаяние;

В) утверждение своей правоты;

Г) отказ от бесплодной борьбы.

7. В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
Б) тоска по воле;
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Слайды 21 - 27.

Домашнее задание:

Выучить отрывок наизусть.

Индивидуальные задания:

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите

примеры.

Гиперболы:

О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Каменные объятия,

седой Кавказ,

следы небесных слез;

деревья, шумящие свежей толпой;

кудри виноградных лоз…


Сравнения:

Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком,
хребты курилися, как алтари;

снега, горящие, как алмаз;

небесный свод чист, как ангела полет.


Эпитеты:

Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
Пышные поля,

причудливые хребты,

радужный наряд растений,

прозрачная зелень листов,

волшебные голоса.


© 2010-2022