Рабочая программа по лит. чтению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 СТ. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ» МАЙСКОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:

на заседании МО Зам. директора по УВР

Протокол № ____ ___________________

от «____» _________ 200 __ г. «___» _______ 200 __ г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор М.Н. Склярова

______________________

«___» _________ 20 __ г.

Рабочая программа


по литературному чтению



3 класса



2014-2015 уч.год










Разработчик программы:

Страхова Н.В.

учитель начальных классов




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;

  • Примерной Программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2007;

  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., - М.: Просвещение, 2007;

  • Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часа в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.

Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

- формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач - сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Цель обучения:

- формирование личности ребенка

- развитие универсальных учебных действий

- развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы:

  • развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;

  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;

  • развивать интерес к литературному творчеству.

Срок реализации программы-1 год

Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

богащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.


Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;

  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;

  • развивать интерес к литературному творчеству;

  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;

  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

  • культурно-исторический принцип;

  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга - окно в новый неведомый мир» (М. Горький).

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.

Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).

Литература - искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

- Способ чтения: беглое чтение целыми словами.

- Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.

- Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

- Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70-80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.

- Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.

- Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.

- Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).

- Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.

- Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

- Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.

- Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).

- Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.

- Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

- Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.

- Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.

- Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.

2. Слушание художественных произведений.

- Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.

- Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.

- Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.

- Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

- Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.

- Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.

- Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.

- Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.

- Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.

- Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.

- Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).

- Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

- Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.

- Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

-Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.

- Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.

- Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.

- Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе - реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.

- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.

- Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.

- Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение - мораль).

- Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • -комбинированный урок;

  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок - сообщение новых знаний

  • урок-закрепление знаний

  • урок-повторение знаний

  • урок - игра

  • проверка знаний

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.

  • Индуктивные, дедуктивные.

  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  • Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии и принципы обучения:

Традиционные технологии:

- Объяснительно - иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения

  • Связи теории с практикой

  • Системности

  • Принцип сознательности и активности в обучении

  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

  • Принцип наглядности

  • Доступность обучения

  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы контроля:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

  • Работа в паре, в группе

  • Срезовые работы (тесты)

Творческие работы (сочинения, изложения)

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  • Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.

  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;

  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);

  • Выразительное чтение наизусть;

  • Составление простого плана;

  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;

  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Контрольная работа

1.

Книги - мои друзья.

4 часов


2.

Жизнь дана на добрые дела.

12 часов

3.

Волшебные сказки.

11часов

4.

Люблю всё живое.

13 часов

5.

Картины русской природы.

10 часов


6.

Великие русские писатели.

22 часов

7.

Литературная сказка.

12 часов

8.

Картины родной природы.

12 часов

Итого: 136 ч

130 ч







Содержание учебного предмета

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:

1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга - друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежныхстран).Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература - искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).





Календарно-тематический план

Тема урока

Дата

Д/з

По плану

По факту

1

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

2

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

на выбор

-подберите неск-ко пословиц, поговорок, загадок о книге;

-запишите понравившиеся поговорки и пословицы

3

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

(на выбор)

-выполните задания №2,3 на с.5 в уч-ке;

-найдите в справочных изданиях материал об Иване Федорове

4

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

5

Мы идем в музей книги

6

7

8

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.


(на выбор)

-выполните задания в «Творческой тетради».

Прочитайте пословицы из книги В. Даля и распределите их в два столбика (добро-имущества, достаток; добро - благо).

- выпишите пословицы о добре.

9-10

11

Н. Носов «Огурцы»


Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

на выбор)

- перескажите текст рассказа Н. Носова «Огурцы»;

-придумайте продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы»;

-сделайте свои иллюстрации к рассказу;

12

13

М Зощенко «Не надо врать» Смысл поступка.

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

- Перескажите текст рассказа М. Зощенко «Не надо врать».

- придумайте свое название рассказу.

- Сделайте иллюстрации

- в «Творческой тетради»

14

15

Л. Каминский «Сочинение»

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

на выбор)

-перескажите текст рассказа Л. Каминского «Сочинение».

- придумайте свой заголовок к тексту.

- сделайте свои иллюстрации к рассказу.

16

М. Зощенко «Через тридцать лет»

Поступок героя.

перескажите текст рассказа М. Зощенко «Через тридцать лет».

- придумайте свой заголовок к тексту.

- сделайте свои иллюстрации к рассказу.

17

18

19

Мы идем в библиотеку Рассказы о детях.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

Семейное чтение. Притчи.

начните подготовку к читательской мини-конференции «Жизнь дана на добрые дела»;

20

Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»

подготовьте костюмы и элементы костюмов для разыгрывания спектакля.

-подготовьте программку.

21-

22

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Контрольная работа по литературному чтению

Творческая работа

23

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.


24

25

26

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

В. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.

(на выбор)

-письменно дайте характеристику Ивану-царевичу на основе составленного в классе плана работы.

-найдите в домашней библиотеке с похожим сюжетом, составьте ее план. Будет ли он полностью, частично совпадать с планом изучаемой сказки?

(на выбор)

-сделайте иллюстрац.

27

28

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.

(на выбор)

-найдите в прочитанной сказке мотивы.

-сделайте иллюстрацию к сказке. Презентуйте ее в классе.

-перескажите сказку.

29

30

31

32

33

Мы идем в библиотеку

Сборники сказок. Тематический каталог.

Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.

Русская сказка. Морозко. Пересказ.

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

Русская сказка. Белая уточка. Пересказ.

(на выбор)

-сочините дома сказку.

-перечислите героев сказки, черты их характера.

-какие испытания могли бы проходить герои сказки? Назовите.

34

35

Наш театр«По щучьему веленью» русская народная сказка

Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах.

-подготовьте костюмы и элементы костюмов для разыгрывания спектакля.

-подготовьте программку.

-подготовьте билеты на спектакль.

36-

37

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Контрольная работа

выполните задание №9.

-выпишите пословицы, близкие по смыслу к пословице «Добро побеждает зло».

38

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор- произведения, периодическая литература.

-найдите в домашней библиотеке научно-познавательные и художественные книги о природе.

- представьте одну из них по плану..

39

40

41

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.

К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии).

(на выбор)

-найдите информацию о барсуках в книге.

-расскажите о барсуке, используя рассказ К. Паустовского «Барсучий нос».

42

В. Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

(на выбор)

-выучить любое стихотворение наизусть.

-подготовьте выразительное чтение любого стихотворения

43

44

Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения.

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

(на выбор)

-найдите интересную информацию о жизни муравьев в научно-познавательной литературе;

-составьте рассказ о встрече

45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

(на выбор)

-сделайте иллюстрацию к стихотворению «Песни бегемотов».

-выучите стихотворение наизусть.

46

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно- популярного текста. Краткий пересказ.


48

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.


49

50

51

52

Мы идем в библиотеку

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ

Напишите сочинение-размышление «Что же лучше - рыбка или свисток»?

- напишите отзыв на рассказ «Карасик».

53 - 54

55

56

58

59

Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев.

Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Контрольная работа


-подготовьте костюмы и элементы костюмов для разыгрывания спектакля.

-подготовьте программку.

-подготовьте билеты на спектакль.

60

Картины русской природы Вводный урок по содержанию раздела


61

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.


62

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.


63

М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.


64

Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа

65

И. Бунин. Первый снег. II. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.


66

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.


67

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка.

Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.


68

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень... Краски осени.


69

70

Картины природы в произведениях

живописи. И. Остроухое. Парк. А. Саврасов. Зима.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

(на выбор)

-составьте отзыв на книгу из домашней библиотеки.

-составьте план к любому рассказу.

-напишите сочинение о любом интересном для вас явлении природы.

71

Великие русские писатели

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация

72

Великие русские писатели. В. Берестов. А.С. Пушкин. Краткий пересказ.

-нарисуйте пейзаж. Дайте ему название.

-найдите в школьной библиотеке книгу «Пейзажи русских художников».

73

74

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

(на выбор)

-начните делать свой альбом фотографий на тему стихотворения «Славная осень!..»

75

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

(на выбор)

-сделайте фотографию на тему «Листья».

-выучите наизусть стихотворение.

76

Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

(на выбор)

Прочитать выразительно стихотворение.

-выучите наизусть стихотворение

77

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

сделать поздравительную открытку.

78

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

-напишите сочинение по одной из репродукций картин.

-выучите наизусть стихотворение о снежинке.

79

Готовимся к празднику

80

Маленькие и большие секреты страны Литературии

81

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Мороз и солнце! Днеь чудесный…», «Опрятней модного паркета…»

(на выбор)

-выучите наизусть понравившееся стихотворение.

-сделайте иллюстрацию к любому стихотворению

-напишите сочинение по картине.

82 - 87





88

89

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Сравнение с народной сказкой.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,

Нравственный смысл литературной сказки.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,

Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, Характеристика героев произведения.

А.Пушкин. Сказка о царе Салтане, Особенности языка литературной сказки.

А.Пушкин. Сказка о царе Салтане, Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

Сказки А.С. Пушкина.

И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

-выучите понравившиеся фрагменты сказки.

-сделайте иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

90 -92

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова

Басни И. Крылова

«Слон и Моська» Особенности структуры басни.

И.А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни

на выбор)

-выучить басню наизусть.

-сделайте иллюстрации к понравившейся басне И. Крылова.

-напишите сочинение на тему «Чужой беде не смейся, голубок»

93-96

Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

Л. Толстой «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

-перескажите понравившееся произведение Л. Толстого.

97

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов.

-создать заметку об интересном событии в жизни.

98

99

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

-найдите в домашней библиотеке книги Л. Толстого для детей и прочитайте.

100

Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.

найдите в домашней библиотеке книги Л. Толстого для детей и прочитайте.

101

102

Наш театр

И. Крылов «Квартет»

Инсценирование.

-подготовьте костюмы и элементы костюмов для разыгрывания спектакля.

103

104

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Маленькие и большие секреты страны Литературии Что такое согласие?

-найдите в домашней библиотеке книги великих русских писателей.

105

Контрольная работа по литературному чтению

106

107

Литературная сказка Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

В. Даль «Девочка Снегурочка»

(на выбор)

-перескажите сказку «Девочка Снегурочка».

-сделайте иллюстрацию к сказке.

108

109

В. Одоевский «Мороз Иванович»

(на выбор)

-перескажите сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».

-сделайте иллюстрации к сказке.

110

111

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

-найдите в домашней библиотеке и прочитайте другие сказки Д. Мамина-Сибиряка.

-перескажите сказку от лица Аленушки.

112

Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

-сделайте иллюстрации к произведению Б. Заходера.

-найдите описание Винни -Пуха в книге А. Милна.

113

114

Р. Киплинг «Маугли» Особенности переводной литературы.

Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения.

-перескажите (выборочно) то, что вам запомнилось и понравилось.

115

116

Дж. Родари «Волшебный барабан» . Особенности переводной литературы

.

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.

-придумайте еще одно окончание сказки.

-расскажите одну из сказок Дж. Родари.

117

118

119

Мы идем в библиотеку

Сказки русских писателей и поэтов

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

-представь понравившееся произведение.

120

121

Наш театр

С. Михалков «Упрямый козленок»

Инсценирование.

-подготовьте костюмы и элементы костюмов для разыгрывания спектакля.

-подготовьте программку.

122

Маленькие и большие секреты страны Литературии

123

Контрольная работа

124

Картины родной природы

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

-сделайте иллюстрации к созданному вами тексту.

-обсудите с родителями, что такое стихотворение. Подготовьтесь к обсуждению этой темы в классе.

125

Б. Заходер «Что такое стихи?»

126

И. Соколов-Микитов. Март в лесу.

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

(на выбор)

-выучите наизусть любое стихотворение;

проиллюстрируйте произведене

127



128

А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

С. Есенин. Сыплет черёмуха... В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения

-выучить стихотворение наизусть.

-проиллюстрируйте произведение.

129

130

Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.

А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

О. Высотская. Одуванчик. 3. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

-найдите художественные произведения, в которых описывается дождь.

-сделайте альбом фотографий на тему «Дождь».

131

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

-подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения.

-выучите наизусть понравившееся стихотворение.

132

А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные... Авторское отношение к изображаемому.

-выучите наизусть фрагмент прозаического текста

133

Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы.

Ф. Тютчев. В небе тают облака... А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки.

-сделайте иллюстрацию к стихотворению;

-выучите стихотворение наизусть;

-подготовьте выразительное чтение стихотворения.

134

Мы идем в библиотеку

Стихи и рассказы о природе

135

Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты.

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Обобщающий урок по теме

Творческая работа

136

Контрольная работа по литературному чтению


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

  • Наизусть 10-12 стихотворений;

  • 5-6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;

  • Читать про себя произведения различных жанров;

  • Читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

  • Выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

  • Находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

  • Находить метафоры и сравнения на примере загадки;

  • Различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

  • Пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

  • Соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • Составлять план, озаглавливать текст;

  • Различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

  • Пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

  • Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

  • Находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

  • Соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

  • Находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

  • Пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

  • Выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

  • Определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

Критерии и нормы оценивания.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");

  • Умения выразительно читать и пересказывать текст;

  • Учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.


При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • Достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");

  • Проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;


"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Учебно-методическое обеспечение


для педагога:

  • Бойкина М.В. Диагностические работы по литературному чтению. - СПб., 2005г.

  • Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2009 год.

  • Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М., 1998год

  • Оморокова М.И.Основы обучения чтению младших школьников. - М., 2005 год

  • Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. - М., 2003 год.

  • «Перспектива»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2009 год

  • Чуракова Н.А. Волшебный мир картины. - М., 2002 год

  • Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.


для учащихся:


  1. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Литературное чтение: учебник для 3класса общеобразовательной школы в 2х частях. М. «Просвещение», 2012 год.

  1. М.В.Бойкина

Уроки чтения. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2010 год.

  1. Т.Ю.Коти

Литературное чтение. Творческая тетрадь.3 класс. М. «Просвещение»,2012.

Список литературы:

Нормативные документы:

  1. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089.

  3. Примерные программы, созданные на основе федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  4. Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

MULTIMEDIA-поддержка курса:

  • Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. Литературное чтение.

  • Интернет-ресурсы.

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: school-collection.edu.ru

  • Презентации уроков «Начальная школа»: nachalka.info/about/193

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): Festival.1september.ru

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: km.ru/education

  • Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: uroki.ru

  • Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»



© 2010-2022