Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

ОБПОУ "Железногорский ПК"



Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2015

Тема урока: « Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

Цели урока:

  • Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, гражданской позиции, чувства гордости своей страной.

  • воспитание интереса и любви к русскому языку.

  • Познавательные:

  • актуализация и закрепление знаний об однородных членах предложения;

  • отработка умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами;

  • закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

  • Развивающие:

  • способствовать развитию умения осуществлять основные мыслительные операции (сравнение, анализ, сопоставление);

  • способствовать развитию речи и творческого потенциала студентов (владение синтаксической терминологией, составление лингвистического текста, анализ текста);

  • создание условий для развития умений и навыков самостоятельной и коллективной работы студентов.

Методические приёмы: фронтальная беседа, тестирование, взаимопроверка, выразительное чтение текста, сравнительный анализ предложений; анализ текста, защита проекта, работа с учебником и с тетрадью, работа у доски, составление схем предложений и их характеристика, нахождение простых предложений с однородными членами в тексте, нахождение простых предложений с однородными членами по схемам, лексико-этимологическая работа, орфографический и пунктуационный анализ.

Оборудование: интерактивная доска, тесты, КОЛы (контрольно-оценочные листы), учебник «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.Я.Чешко, тетради, прозаические и поэтический тексты, репродукция картины Валентина Августовича Фельдмана «Родина», презентация «Молодежь устала от воспоминаний о войне???».

Прогнозируемый результат: предполагается знание студентами простых предложений с однородными членами предложения, понимание синтаксического принципа пунктуации и, как следствие, овладение ими пунктуационной зоркостью.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Слово преподавателя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали простое предложение. На дом вам было задание: повторить сведения о двусоставных, односоставных, полных и неполных предложениях, главных и второстепенных членах предложения.

2. Самостоятельная работа. Тесты.

(Тесты выполняются на контрольно-оценочных листах. Приложения 1-2)

3. Взаимопроверка. (Ответы на интерактивной доске - приложение 3)

4. Подведение итогов.

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

1.Слово преподавателя.

Однородные члены предложения широко используются в разных речевых ситуациях, и их функции многообразны: употребляются в речи для конкретизации и точности описания, показывают одновременность или последовательность действий. Высказывания наиболее точны, если применять в них однородные члены, которые дают возможность исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению, что способствует развитию профессиональной речи.

2.Объявление темы урока. Запись в тетрадь.

3.Формулировка целей.

  • Обсуждение целей урока со студентами.

IV. Совершенствование знаний, умений и навыков студентов по теме урока.

1.Повторение сведений о простом предложении.

  • Работа с текстом А.И. Куприна.

Выразительное чтение текста. (Текст на интерактивной доске).

(Приложение 4).

1) Родина-это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы. 2) Родина - это прелесть и тайна родного языка. 3) Родина - это последовательные впечатления детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. 4) Родина - как мать. 5) Почему смертельно раненный солдат, умирая, шепчет слово мама, то самое имя, которое он произнёс впервые в жизни. 6)А почему так радостно и гордо делается на душе, когда наблюдаешь, понимаешь и чувствуешь, как твоя родина постепенно здоровеет, богатеет и становится мощной... 7)Чувство родины необъяснимо, загадочно . 8)Оно-шестое чувство, и природа его так же необъяснима, как и природа первых пяти.

(По А.И. Куприну)

- А что для вас значит слово «Родина»?

(мой дом, место, где я родился, страна, в которой живу)

  • Работа с этимологией слова «Родина».

- Знаете ли вы, откуда к нам пришло слово «родина» и что оно обозначало? А поможет нам в этом разобраться мой помощник.

Слово Родина общеславянское. Образовано от основы род. Исходное значение - «семья», далее «место рождения», «отчизна, отечество». Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. Он был богом неба, грозы, плодородия. О Роде говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Отсюда следует, что все славяне - дети Рода, а, следовательно, родственники, живущие на одной земле - Родине.

Слово «родина» имеет следующие значения:

1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов 2) Более узко - чьё-либо место рождения. 3) Переносное значение - место возникновения, открытия

или изобретения чего-либо. (Большая советская энциклопедия)

  • Работа у доски и в тетрадях. (Приложение 4)

- Выпишите 1 предложение, составьте схему и сделайте синтаксический разбор. (Один студент работает у доски)

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха,

деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы.

[ - =,=,=,=,= и = ]

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями, причастным оборотом).

- Объясните постановку тире в предложении.

(Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в И.п.)

  • Самостоятельная работа.

Составьте схемы 2, 3 и 7 предложений. ( 1 студент у доски)

2) Родина - это прелесть и тайна родного языка.

[ - = и = ]

3) Родина - это последовательные впечатления детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

[ - = ---, ---, ---, --- и ---]

7)Чувство родины необъяснимо, загадочно.

[ - = , = ]

  • Оценка самостоятельной работы.

- Итак, что общего между этими предложениями?

(Это простые предложения с однородными членами)

2.Беседа.

- Дайте понятие однородности.

(Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения и не зависят друг от друга.)

- Назовите виды связи между однородными членами предложения?

(Однородные члены предложения связаны между собой с помощью перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов.)

- Назовите сочинительные союзы.

(сочинительные: соединительные и разделительные ( и, да =и, как - так и, ни - ни, или, либо, то-то, не то - не то), противительными (а, но, да = но) )

  • Исследовательская работа.

Защита проекта «Запятая между однородными членами предложения».

Тема исследования: «Запятая между однородными членами предложения».

Прежде чем говорить о постановке запятой в предложениях с однородными членами, нужно остановиться на способах выражения однородных членов, поэтому цель проекта:

определить способы выражения однородных членов предложения и выяснить условия постановки запятой в предложениях с однородными членами. Таким образом, исследование состоит из двух частей.

Работая над I частью проекта, - способы выражения однородных членов предложения - выяснили, что однородные члены предложения не всегда являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова, однородными могут быть любые члены предложения:

Образ родины не может быть расплывчатым, без подробностей.

Не являются однородными членами

а) повторяющиеся слова, которые служат для выражения усиления:

И слышу я Родина, Родина…

б) повторяющиеся слова, образующие сложные слова:

О, светлая - светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

б) повтор двух глаголов в одинаковой форме:

Хожу да и хожу по просторам нашей Родины, не могу налюбоваться ее красотами.

в) повторяющиеся союзы в составе фразеологизмов:

Ни днем ни ночью не покидают меня мысли о Родине.

Итак, мы определили, какие же члены предложения относятся к однородным. Теперь давайте рассмотрим: при каких условиях ставится запятая в предложениях с однородными членами.

Работая над II частью исследования, - условия постановки запятых в предложениях с однородными членами - выяснили, что запятая ставится:

1. между двумя и более однородными членами, не соединенными союзами:

Любовь к родному краю, знание его истории - основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С. Лихачев)

2. между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами:

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В. Дворянсков)

3. между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами а, но, да (=но):

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями. (Н. Карамзин)

4. перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены предложения:

Наш общий дом - Родина - должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело как нашей совести, так и нашей культуры. (В.Песков)

Таким образом, в ходе работы были определены способы выражения однородных членов и выявлены условия постановки запятой в предложениях с однородными членами.

3. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 262

- Найдите в параграфе 72 ответ на вопрос: В каких случаях при однородных членах запятая не ставится.

(1.Между однородными членами, связанными одиночными соединительным или разделительным союзом (и, да =и, или, либо), например: Лодка качнулась и исчезла.

2.Внутри групп однородных членов, соединенных попарно, например: Дети собирали в лесу цветы и ягоды, грибы и орехи.

3.В цельных выражениях с повторяющимися союзами, например: и то и се, ни свет ни заря.)

  • Слово учителя.

Мы сегодня поговорим о Родине, понятие Родины у каждого свое. Свое чувство к Родине, восхищение, любовь, тревогу можно передать по-разному.

-Любовь к Родине. А с чего она, по-вашему, начинается?

( С любви к матери, отцу, своему дому, улице, друзьям, школе, городу).

С любви к своей семье, к своему дому, школе начинается любовь к родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре.

4.Работа с текстом Инны Руденко. (Приложение 5)

  • Выразительное чтение текста.

1) На Ленинградском шоссе взгляд вдруг остановился на рекламном щите и выхватил суровое и требовательное лицо воина с красной звездочкой с серпом и молотом на каске. 2) Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.

3)Это была реклама дома отдыха «Планерное», суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны».

4)- Да это просто прикол такой, - не разделил моего недоумения молодой коллега. - Юмор.

5)... Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? 6)Но есть же, должны быть, события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии.

7)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. 8)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!» 9) Зовет не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, а … «зовет отдыхать». 10) Вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани и финские сауны». 11) Самое время поерничать над вое(н)(нн)ой пр…сягой и образом (Р(р)одины) матери?

12) Было время натужного п…фоса (лицемерно)декларативной патриотич(?)ности когда искре(н)(нн)ость чес…ность сопр…тивлялись употреблению святых слов (в)суе.13) Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, - за стогами».14) Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. 15) Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. 16) Но Родина - дом человека, а не циника все же.

17) Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня,.. и, увы, не в хоромах?

18) Прямо напротив плакатов, через дорогу, - знаменитые «ежи», последняя линия обороны. 19) Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага и погибли.

20) Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот - как еще назвать, подскажите?

(По И. Руденко)

  • Какова тема текста Инны Руденко?

( Руденко пишет о кощунственном отношении к историческому наследию, о проблеме сохранения исторической памяти).

  • Давайте посмотрим, какие синтаксические средства использует автор, чтобы донести эту мысль до читателя.

(Чтобы придать тексту эмоциональность, автор использует риторический вопрос («Самое время поерничать над военной присягой и образом Родины - матери? », «Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня,.. и, увы, не в хоромах? », «Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот - как еще назвать, подскажите?». Также автор использует инверсии («но есть же, должны быть, события, понятия, чувства »), чтобы сделать логическое ударение на перечислении того, над чем нельзя шутить.)

  • Есть ли в тексте предложения с однородными членами? Назовите их номера. (1;2;3; 5;6; 10;11; 12; 14; 16; 17; 19; 20)

  • Какую роль они выполняют в данном тексте?

( Предложения с однородными членами используются для заострения внимания на проблеме.)

  • Какой стиль речи в данном тексте?

( публицистический)

  • Какой тип речи выбирает автор?

(Рассуждение с элементами повествования).

  • Работа на опережение.

  • Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме:

[: О, О, О и О ]

10) Вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани и финские сауны».

- В чем особенность этого предложения?

(При однородных членах есть обобщение)

- Подробнее с такими предложениями мы познакомимся на следующем уроке.

  • Прочтите 1 предложение. Объясните, почему в нем отсутствуют запятые? Составьте схему. (1 студент у доски)

1) На Ленинградском шоссе взгляд вдруг остановился на рекламном щите и выхватил суровое и требовательное лицо воина с красной звездочкой с серпом и молотом на каске.

(В этом предложении несколько рядов однородных членов: однородные сказуемые, однородные дополнения, однородные определения. Знаки препинания расставлять не надо, потому что это ряды однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.)

[ = и = ̰ ̰ ̰ и ̰ ̰ ̰ --- и --- ] - ряды однородных членов.

  • В предложениях 11-12 вставьте орфограммы и расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. (Один студент работает у доски)

11) Самое время поерничать над вое(н)(нн)ой пр…сягой и образом (Р(р)одины) матери?

12) Было время натужного п…фоса (лицемерно)декларативной патриотич(?)ности когда искре(н)(нн)ость чес…ность сопр…тивлялись употреблению святых слов (в)суе.

5. Работа со стихотворением Милы Григ «Молодёжь устала слушать о войне???»

  • Слово учителя.

Насколько хорошо современники помнят историю своей Родины? Насколько трепетно относятся к событиям прошлых лет, а именно к событиям Великой Отечественной войны? Почитают ли ветеранов войны, тех, кто за нашу свободу рисковал своей жизнью?

На эти вопросы попыталась ответить Мила Григ в своем стихотворении «Молодёжь устала слушать о войне???» Свое намерение она объяснила так: «Прочитала на сайте шокирующие строки «Молодёжь устала от воспоминаний о войне...» Не ответить было невозможно».

  • Презентация «Молодежь устала от воспоминаний о войне».

  • Выразительное чтение стихотворения. (Приложение 6)

Мила Григ «Молодёжь устала слушать о войне???»

Прочитала: «Молодёжь устала
От воспоминаний о войне...»
И от этих строчек больно стало,
Зазвенела вновь струна во мне.
Та, что всякий раз напоминала
Ужас тех лихих, кровавых дней,
Когда Мать-Россия поднимала
На войну мальчишек-сыновей.
Я сидела, тупо глядя в стену,
А передо мною, как в кино,
Кадры шли: вот бабушка Елена
И подруги-вдовы, что давно
С ангелами топчут гравий звёздный ,
Не дождавшись дорогих мужей...
Бабушки те в лихолетье грозном
Поднимали на ноги детей,
Вскормленных картошкой с лебедою,
Жмыхом, постной кашей на воде.
Выстояли люди пред бедою,
Выжили в проклятой той войне.
Я подсела ближе к монитору,
Мне хотелось лучше рассмотреть
Лица позабытых тех героев,
Что художник смог запечатлеть.
Вот портрет, где женщина закрыла,
Словно паранджою, от толпы
Голову: лицо сгоревшим было
И глаза, естественно, слепы.
Лейтенант с пробитой головою.
Обездвижен, но вглядись в глаза:
Умные, живые, и с какою
Верой он твердит: «Назад - нельзя!..»
Рядовой Забара. Слеп. Морщины.
Изуродовал его тот сущий ад.
На руках нет пальцев - след от мины,
На груди - медаль «За Сталинград».
В тельнике моряк. Седой Чхеидзе.
Он - без рук. В тот день погибли все-все
Моряки Балтфлота, пехотинцы,
Жизнь его была на волоске.

Женщина склонилась над тарелкой,
Ложку примотав к обрубкам рук.
В том аду, что в памяти не меркнет,
Пострадала, став такою вдруг.
Сколько их - таких! - у нас в России,
Кому выжить все же довелось?
А крестов под нашим небом синим?
Боль моя сменяется на злость.
От чего же «Молодёжь устала...»?
Как мне стыдно те слова читать.
Думаю, она б не уставала,
Коль пришлось с такими рядом встать...

  • Приложение 6. Найдите в поэтическом тексте предложения с однородными членами. Докажите свой выбор.

(Ужас тех лихих, кровавых дней…

но вглядись в глаза: Умные, живые… - однородные определения;

Вскормленных картошкой с лебедою,
Жмыхом, постной кашей на воде…- однородные дополнения;
Выстояли люди пред бедою,
Выжили в проклятой той войне…- однородные сказуемые;
В тот день погибли

Моряки Балтфлота, пехотинцы…- однородные подлежащие)

  • Как можно различить однородные и неоднородные определения?

(Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову, допускают вставку союза и; неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному: непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое - ко всему словосочетанию "определение с существительным" и не допускается вставки союза и)

  • Сделаем вывод:

1. Определите, являются ли подчеркнутые слова однородными. Свой ответ обоснуйте.

В тот день погибли все-все
Моряки Балтфлота, пехотинцы,
Жизнь его была на волоске…

Вот портрет, где женщина закрыла,
Словно паранджою, от толпы
Голову: лицо сгоревшим было
И глаза, естественно, слепы…
(1 предложение. Повторяющиеся слова, которые служат для выражения усиления).

2.Назовите еще условие, когда повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.

(повторяющиеся слова, которые служат для выражения усиления, которые образуют сложные слова, повторяющиеся союзы в составе фразеологизмов)

(2 предложение. Это сложное предложение, сложносочиненное, которое входит в сложное предложение с разными видами связи.)

3. Почему между частями сложного предложения не стоит запятая?

(Запятая не ставится, так как относятся к общему предложению и поясняют его смысл.)

4.Какие члены предложения являются однородными?

(Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения и не зависят друг от друга.)

V. Подготовка к выполнению домашнего задания.

  • Работа с репродукцией картины Валентина Августовича Фельдмана «Родина».

Передо мной полотно художника Фельдмана, картина посвящена военной тематике, здесь представлена история одного солдата, мимо которого не прошла война. Картина называется «Родина». Родина занимает важное место в душе каждого из нас. Если мы куда-то надолго уезжаем, нас тянет назад, туда, где мы родились, прожили большую часть жизни. Вот и здесь представлена долгожданная встреча с ней.

- Посмотрите на репродукцию картины Валентина Августовича Фельдмана «Родина».

  • Как вы думаете, по первому взгляду на картину мы можем судить о том, что речь идет именно о родине?

( На картине показана очень проникновенная сцена встречи с родной землей человека, пришедшего с войны.)

  • Почему вы так решили? Какая деталь подчёркивает любовь к родным местам?

(Усталый путник не снял вещмешок с плеч, но снял пилотку. Так на Руси всегда было принято проявлять особое уважение, так оказывали почести.

Поражают глаза солдата, наполненные слезами радости. В них столько теплоты, надежды, любви.)

  • Как выглядит родина глазами вернувшегося с войны солдата?

( Бескрайние осенние поля, леса. За холмом спряталась милая сердцу бедная деревенька. В одном из ее маленьких домиков его ждет мать, возможно, и невеста. Все в картине до предела знакомо русскому человеку. На ней нет пышной растительности, все подчеркнуто скромно и просто.)

  • Как вы думаете, почему художник изобразил солдата-победителя на фоне родной природы?

(Фон необъятных просторов, скромной деревеньки дополняет наше представление о характере героя.)

  • Что именно хотел подчеркнуть автор?

(Художник хотел подчеркнуть сердечность, доброту, душевную чистоту - нравственные истоки русского солдата-победителя. Для него Родина начинается с самых простых вещей: с любви к родителям, к необъятным просторам, символизирующим жизненную силу народа, с березки. Родина дорога солдату не за красоты, а за тихую радость жить, любить, работать. Именно за это он самоотверженно боролся.)

  • Какое создается впечатление от просмотра этой картины?

(Она вызывает самые добрые, светлые чувства. От нее веет душевностью и теплотой.)

VI. Информация о домашнем задании.

-Домашнее задание:

  • Напишите миниатюру: Что значит для меня слово «Родина»?

  • Используйте в тексте предложения с однородными членами. Сделайте синтаксический разбор одного простого предложения с однородными членами.

VII. Оценка знаний, умений и навыков.

VIII. Рефлексия.

  • На доске высвечиваются цели урока.

  • Достигли ли мы с вами совместно поставленных целей?

Урок по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.Приложение 2. Контрольно-оценочный лист

  1. Оценка тестов.

№ вопроса

Баллы

1.

6

2.

1

3.

1

4.

3

5.

1

6.

1

7.

2

Высший балл - 15

«5» - 15 баллов

«4» - 12 - 14 баллов

«3» - 8 - 11баллов

«2» - менее 8 баллов

Фамилия, имя __________________________Вариант _____

Бланк ответов

№ вопроса

ответ

баллы

1)



2)



3)



4)



5)



6)



7)



Количество баллов __________

Оценка ________________

Приложение 3

Ответы

Вариант 1.

№ вопроса

Ответ

Баллы

1.

Согласование: в русской литературе, простым словом, сдержанным словом, экстремальное состояние, душевное состояние;

Управление: выразить состояние, выразить словом, никто в литературе, лучше Ахматовой;

Примыкание: лучше выразить.

6

2.

4

1

3.

9

1

4.

Двусоставное, полное, осложнённое

3

5.

3

1

6.

2

1

7.

Вариант: Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение.

2 (1 балл - порядок слов,

1 балл - правильная расстановка запятых)

Вариант 2.

№ вопроса

Ответ

Баллы

1.

Согласование: классические размеры, благородная ясность, ее слово;

Управление: обретает размеры, обретает ясность;

Примыкание: обретает вновь

6

2.

6

1

3.

11

1

4.

Нераспространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми

3

5.

2

1

6.

1

1

7.

Вариант: Анна Ахматова - поэтесса, последовательно отстаивающая право личности на свободу мысли и чувства.

2 (1 балл -порядок слов, 1 балл -правильная расстановка запятых)




Приложение 4.

1) Родина-это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы. 2) Родина - это прелесть и тайна родного языка. 3) Родина - это последовательные впечатления детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. 4) Родина - как мать. 5) Почему смертельно раненный солдат, умирая, шепчет слово мама, то самое имя, которое он произнёс впервые в жизни. 6)А почему так радостно и гордо делается на душе, когда наблюдаешь, понимаешь и чувствуешь, как твоя родина постепенно здоровеет, богатеет и становится мощной... 7)Чувство родины необъяснимо, загадочно . 8)Оно-шестое чувство, и природа его так же необъяснима, как и природа первых пяти.

(По А.И. Куприну)




Приложение 5.

1) На Ленинградском шоссе взгляд вдруг остановился на рекламном щите и выхватил суровое и требовательное лицо воина с красной звездочкой с серпом и молотом на каске. 2) Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.

3)Это была реклама дома отдыха «Планерное», суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны».

4)- Да это просто прикол такой, - не разделил моего недоумения молодой коллега. - Юмор.

5)... Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? 6)Но есть же, должны быть, события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии.

7)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. 8)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!» 9) Зовет не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, а … «зовет отдыхать». 10) Вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани и финские сауны». 11) Самое время поерничать над вое(н)(нн)ой пр…сягой и образом (Р(р)одины) матери?

12) Было время натужного п…фоса (лицемерно)декларативной патриотич(?)ности когда искре(н)(нн)ость чес…ность сопр…тивлялись употреблению святых слов (в)суе.13) Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, - за стогами».14) Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. 15) Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. 16) Но Родина - дом человека, а не циника все же.

17) Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня,.. и, увы, не в хоромах?

18) Прямо напротив плакатов, через дорогу, - знаменитые «ежи», последняя линия обороны. 19) Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага и погибли.

20) Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот - как еще назвать, подскажите?

(По И. Руденко)






Приложение 6.

Мила Григ «Молодёжь устала слушать о войне???»

Прочитала: «Молодёжь устала
От воспоминаний о войне...»
И от этих строчек больно стало,
Зазвенела вновь струна во мне.

Та, что всякий раз напоминала
Ужас тех лихих, кровавых дней,
Когда Мать-Россия поднимала
На войну мальчишек-сыновей.

Я сидела, тупо глядя в стену,
А передо мною, как в кино,
Кадры шли: вот бабушка Елена
И подруги-вдовы, что давно

С ангелами топчут гравий звёздный ,
Не дождавшись дорогих мужей...
Бабушки те в лихолетье грозном
Поднимали на ноги детей,

Вскормленных картошкой с лебедою,
Жмыхом, постной кашей на воде.
Выстояли люди пред бедою,
Выжили в проклятой той войне.

Я подсела ближе к монитору,
Мне хотелось лучше рассмотреть
Лица позабытых тех героев,
Что художник смог запечатлеть.

Вот портрет, где женщина закрыла,
Словно паранджою, от толпы
Голову: лицо сгоревшим было
И глаза, естественно, слепы.

Лейтенант с пробитой головою.
Обездвижен, но вглядись в глаза:
Умные, живые, и с какою
Верой он твердит: «Назад - нельзя!..»

Рядовой Забара. Слеп. Морщины.
Изуродовал его тот сущий ад.
На руках нет пальцев - след от мины,
На груди - медаль «За Сталинград».

В тельнике моряк. Седой Чхеидзе.
Он - без рук. В тот день погибли все-все
Моряки Балтфлота, пехотинцы,
Жизнь его была на волоске.

Женщина склонилась над тарелкой,
Ложку примотав к обрубкам рук.
В том аду, что в памяти не меркнет,
Пострадала, став такою вдруг.

Сколько их - таких! - у нас в России,
Кому выжить все же довелось?
А крестов под нашим небом синим?
Боль моя сменяется на злость.

От чего же «Молодёжь устала...»?
Как мне стыдно те слова читать.
Думаю, она б не уставала,
Коль пришлось с такими рядом встать...











Список литературы:

  1. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.Я.Чешко, 2010 г.

  2. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.: ЧеРо, 1999г.

  3. stihi.ru/2011/11/15/6256

  4. gorod.gatchina.biz/dll_9102301

28

© 2010-2022