Сценарий интеллектуальной игры Умники и умницы по стихотворению М. Ю. Лермонтова Бородино

Литературная игра «Умники и умницы» посвящена одному из самых героических событий нашего прошлого – Бородинскому сражению. Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.Целью мероприятия является знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова “Бородино”, его исторической основой, воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России.Задачи: Заинтересовать учащихся творчеством и л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 56»

г. Курска



















Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы»

по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" (5 класс).





Составила: Костина Лилия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы.















Курск 2015

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы»

по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

5 класс

Введение

Литературная игра «Умники и умницы» посвящена одному из самых героических событий нашего прошлого - Бородинскому сражению. Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.

Целью мероприятия является знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино", его исторической основой, воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России.

Задачи:

  1. Заинтересовать учащихся творчеством и личностью поэта.

  2. Рассказать о безмерной любви к Отечеству, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от захватчиков.

  3. Развивать чувства патриотизма, чувство собственного достоинства, гордости за своих предков

  4. Развивать навыки чтения стихотворного текста.

Интеллектуальная игра строится как викторина, состоящая из шести конкурсов. Предварительно класс получает задание выучить наизусть стихотворение «Бородино».

Остальные конкурсы остаются неизвестны до начала игры. Ученики каждого из трёх классов занимают один ряд в кабинете. Дети делятся на группы (по желанию) в зависимости от конкурса, в котором они хотели бы поучаствовать. Участники каждого последующего конкурса меняются с предыдущими участниками, передвигаясь на одну парту вперёд. Так весь класс от конкурса к конкурсу оказывается вовлечённым в эту игру. Игровое поле, таким образом, располагается всегда на первой парте каждого ряда. Ведущими и членами жюри являются учащиеся 10 класса.

Конкурсы представляют собой ступени для изучения текста.

  1. Чтение наизусть стихотворения «БОРОДИНО»

  2. Конкурс-викторина «Продолжи строчки…»

  3. Викторина по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  4. Игра «Русская армия в Отечественной войне 1812 года» (Для игры изготавливаются таблички двух видов: с названиями родов войск и текстами-описаниями. Детям предлагается к табличкам подобрать нужное описание.)

  5. Словарь по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Каждому слову дается толкование и подтверждается цитатой из текста.

  6. Кроссворд по стихотворению «Бородино».

Ход мероприятия

Ведущий 1:Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в Москве у Красных Ворот. Но вскоре после этого, еще в колыбели, он был увезен к бабушке в имение Тарханы Пензенской губернии. Там прошло его детство, там он дружил с деревенскими ребятишками, слушал предания и песни, полюбил народную русскую речь.

Мать его, Мария Михайловна Лермонтова, умерла, когда Мише было два с половиной года. И бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, забрала внука у отца - Юрия Петровича Лермонтова: ведь бабушка была богата, а отец - довольно бедный дворянин.

Ведущий 2:Позже Лермонтов вспоминал о своем детстве:

«И вижу я себя ребенком: и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я: сквозь кусты
Глядит вечерний луч…»

Ведущий 1:Мише шел тринадцатый год, когда бабушка привезла его в Москву и отдала учиться в Благородный пансион при Московском университете. Весной 1830 года, окончив пансион, Миша поступает в Московский университет. Он и бабушка переезжают в маленький домик в центре Москвы, рядом с Арбатом (Малая Молчановка, 2). Сейчас здесь расположен Музей М.Ю. Лермонтова. В эти юные годы Миша Лермонтов продолжает писать стихи и поэмы: «Жалоба турка», «Молитва», «Монолог», «Кавказский пленник», «Корсар».

Ведущий 2:В 1832 году Лермонтов уезжает в Санкт-Петербург и поступает в военную школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Окончив ее, Михаил Юрьевич стал военным человеком, Это не очень нравилось Лермонтову, ведь к тому времени он понял, что хотел бы свою жизнь связать с литературой, то есть писать стихи и прозу. Но военный человек должен подчиняться приказам командиров.

Ведущий 1:В конце января 1837 года по Петербургу разнесся слух, что Пушкин стрелялся на дуэли и смертельно ранен. Лермонтов не был знаком с Александром Сергеевичем, но очень любил и почитал его стихи. В дни, когда Петербург прощался с Пушкиным, появилось стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Стихи разошлись по городу очень быстро, их передавали друг другу, переписывая от руки. Царь Николай 1 был недоволен этим и приказал сослать поэта на Кавказ под пули, там шла кровопролитная война. В столицу России - Санкт-Петербург Лермонтов вернулся через год. Поэт надеялся, что будет прощен. В это время выходят сборники его стихов и других произведений. Но царь, продолжая гневаться на поэта, отправляет его опять на Кавказ. Снова война, снова свистят пули.

Ведущий 2:Летом 1841 года под Пятигорском у горы Машук состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова. Был душный летний вечер, гремела гроза. Мартынов выстрелил первым и попал поэту в сердце. Так в 27 лет погиб еще один русский поэт - М.Ю. Лермонтов.

Уже потом в его личных вещах, в записной книжке нашли несколько стихотворений. Это его последние стихи: «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу».

Через несколько месяцев по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и захоронен в фамильной часовне.

Ведущий 1:Многим известны лермонтовские строки, обращенные к Москве:

«Москва, Москва, люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!..»

А кто не знаком с другим стихотворением поэта - «БОРОДИНО»,которое посвящено великой победе русского народа под Москвой на Бородинском поле во время Отечественной войны 1812 года.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?..»

Ведущий 2:К теме Бородинской битвы Лермонтов обращался не один раз в своих стихотворениях. Первое из них - «Поле Бородина» было написано в 1830 году, КОГДА ПОЭТУ БЫЛО ВСЕГО 15 ЛЕТ. Послушайте эти строки и скажите, что они вам напоминают:

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами,
Умрите ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Марш, марш! Пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.

Ведущий 1:К 20-летию победы в Отечественной войне 1812 года Лермонтов пишет стихотворение «ДВА ВЕЛИКАНА» в сказочно-былинной манере. Встречаются два великана для великой битвы.

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И помериться главами
Захотелось им хоть раз.

Кто эти сказочные великаны : русский великан и тот самый из далеких чуждых стран? М.Кутузов и Наполеон. Что вы знаете о них?

Ведущий 2:Прошло еще 5 лет. Праздновалась большая дата - 25-летие победы на Бородинском поле. И вот в юбилейном 1837 году появляется стихотворение «БОРОДИНО».

Как же случилось так, что несколько раз Михаил Юрьевич обращался к этой теме? Маленький Миша Лермонтов живо интересовался русской историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, сочинял им речи, придумывал их разговоры-диалоги. Он сам как будто бы жил с ними в этой эпохе. Поэтому, когда он узнал, что бабушкин брат Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения, мальчик не отходил от него, он очень просил дядю все рассказать. Бабушка сказала, что пол-России там побывало и что Миша может расспросить об этом тарханских крестьян. Тогда-то Миша многих из крестьян подробно расспросил о сражении. Позже он узнал, что и его отец, Юрий Петрович Лермонтов тоже участвовал в войне 1812 года. Мальчик очень гордился этим. К тому времени он многое слышал о героях Отечественной войны - о Кутузове, Багратионе, Давыдове, Раевском, Фигнере, Тучкове…

Стихи начинаются словами: «Скажи-ка, дядя…» А кто, по-вашему, этот дядя? Может быть, это дядя самого Лермонтова - Афанасий Столыпин, участник Бородинской битвы. А может, это молодой солдат обращается к старому солдату, который давно служит в армии, ведь в царской армии в ту пору служили в солдатах 25 лет. А дальше мы слышим рассказ очевидца событий, участника этой битвы.

1. Вспомним бессмертные строки М.Ю. Лермонтова. Объявляем первый конкурс. Чтение наизусть стихотворения «БОРОДИНО».

2. Конкурс-викторина «Продолжи строчки…»

  • Недаром помнит вся Россия
    Про день …(Бородина)!

  • И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться, где на воле!
    Построили… (редут)

  • Уж постоим мы головою
    За… ( Родину свою)

  • Повсюду стали слышны речи:
    «Пора добраться до….. (картечи)!

  • Прилег вздремнуть я у (лафета)
    И молвил он, сверкнув очами:
    «Ребята!.. (не Москва ль за нами)?
    Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да, жаль его: сражен… (булатом)

  • Вот затрещали барабаны -
    И отступили… (басурманы).

  • Французы двинулись, как тучи,
    И все на наш редут.
    Уланы… (с пестрыми значками),

  • Драгуны с … (конскими хвостами).

  • Когда б на то не Божья воля,
    Не отдали б… (Москвы)!

3. Викторина по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  1. В каком году происходило сражение, о котором говорится в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

  2. Где происходило сражение?

  3. С кем сражалась русская армия на Бородинском поле?

  4. Какое укрепление построили на поле солдаты?

  5. Как называли русские солдаты неприятеля?

  6. Сколько дней войска были в перестрелке?

  7. Что использовали в бою на третий день?

  8. Что делали русские солдаты во время отдыха?

  9. Какой русский город защищала армия на Бородинском поле?

  10. Какие рода войск упоминает М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении?

  11. Как называется бой руками или холодным оружием?

  12. Как называется расположение войск под открытым небом, привал?

4. Игра «Русская армия в Отечественной войне 1812 года»

(Для игры изготавливаются таблички двух видов: с названиями родов войск и текстами-описаниями. Детям предлагается к табличкам подобрать нужное описание.)

Приложение 1

ДРАГУНЫ

ГРЕНАДЕРЫ

КИРАСИРЫ

ЕГЕРЯ

ГУСАРЫ

ПИОНЕРНЫЕ ЧАСТИ

КАЗАКИ

УЛАНЫ

Приложение 2

Конные воины, в пешем бою не участвовали. Были вооружены пикой и саблей, а когда появилось огнестрельное оружие - пистолетами и карабинами.

Крестьяне, потомки переселенцев на юг России, а также бойцы воинских частей, состоящих из этих крестьян. По большей части конные.

Саперные части, занимались разминированием местности и оборудованием переправ. Название происходит от французского слова «пионер» - первопроходец.

Легкая кавалерия. Носили венгерку - гусарскую куртку с нашитыми поперечными шнурами.

Солдаты особых стрелковых полков. « Егерь» в переводе с немецкого языка - охотник, стрелок.

Всадники, конница тяжелой кавалерии. Одеты в латы- кирасы - металлические выпуклые пластины на спине и груди, скрепленные пряжками.

Отборные пехотные части, вооруженные гранатами для метания. Название происходит от французского слова « Гренаде» - граната.

Вид кавалерии, предназначенный для действий в конном и пешем строю. Название происходит от французского слова «драгон» - дракон, который был изображен на их знаменах.

5. Словарь по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Каждому слову дается толкование и подтверждается цитатой из текста.

  • Барабан - военно-музыкальное орудие в виде цилиндра, низ и верх которого обтянут телячьей кожей.

  • Бивак - расположение войск или временное сборище людей под открытым небом, вне населенного пункта, привал, становище, стан, табор.

  • Булат - старинная узорчатая твердая сталь для клинков, стальной клинок, меч.

  • Бусурман - в старину человек иной веры, не христианин, иноземец.

  • Гренадеры - отборные пехотные части, вооруженные гранатами для метания.

  • Драгуны - пешие или конные воины.

  • Залп - одновременный выстрел из нескольких орудий.

  • Заряд - ружейный патрон или количество пороха с ядром, пулей на один выстрел.

  • Картечь - несколько мелких пуль, заменяющих одну калиберную, обычно от 3 до 20 на заряд.

  • Кивер - военный головной убор из твердой кожи с расширяющейся кверху или прямой тульей и плоским верхом.

  • Лафет - подставка для артиллерийского орудия.

  • Мундир - форменная одежда военных.

  • Мусью - просторечное, с оттенком насмешки обращение.

  • Перестрелка - ведение стрельбы друг против друга.

  • Редут - укрепленное место, окруженное рвом.

  • Сеча - битва или сражение холодным оружием, рукопашный бой.

  • Уланы - конные воины, вооруженные пикой и саблей.

  • Хват - молодец, удалец, храбрец.

  • Штык - трехгранная рогатина, посаженная на солдатское ружье для удара.

  • Ядро пушечное - старинный орудийный снаряд в виде чугунного или железного шара.

6.Кроссворд по стихотворению М.Ю.Лермонтова « Бородино».

Вопросы:

1. (вниз по вертикали) Звучал булат, а что визжало?

2. (вправо по горизонтали) Чем сверкнул полковник?

3. (вправо по горизонтали) Кем по национальности были враги?

4. (вправо по горизонтали) «И все на наш …»

5. (вниз по вертикали) С каким племенем дядя сравнивает людей в его времени?

6. (вправо по горизонтали) Что чистил солдат, кусая длинный ус?

7. (вправо по горизонтали) «Постой-ка, брат …»

8. (вниз по вертикали) Кем полковник приходился царю?

9. (вправо по горизонтали) На что не хотели идти старики?

10. (вниз по вертикали) Что делали старики, не желая идти туда?

11. (вправо по горизонтали) Как помнит вся Россия про день Бородина?

12. (вниз по вертикали) Кто не смеют изорвать чужие мундиры?

13. (вправо по горизонтали) С чем автор сравнивает французов?

7.Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Ведущий 1: В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!





© 2010-2022