- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: «Верьте, люди, в чудеса: этот мир прекрасен!» ( Стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка».)
Тема: «Верьте, люди, в чудеса: этот мир прекрасен!» ( Стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка».)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черных А.С. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Верьте, люди, в чудеса: этот мир прекрасен!»
( Стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка».)
Цель: на основе стихотворения К. Бальмонта подвести учеников к осознанию воздействия великой силы поэзии на художественно- эстетическое развитие человека.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством К. Бальмонта (стихотворение «Золотая рыбка»);
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
Развивающие:
- развивать умение представлять в своем воображении образы и картины, описанные автором в стихотворении;
- развивать умение определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
- развивать умение связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
- расширять активный запас слов учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к внимательному прочтению литературного произведения;
- воспитывать интерес к изучению литературы;
- Осуществлять межпредметную связь литературы с музыкальными произведениями;
-формировать у учащихся навык сотрудничества;
- Совершенствовать духовно-нравственные качества личности.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
-знать содержание прочитанного произведения;
- уметь воспринимать и анализировать текст;
- уметь формулировать идею, проблематику произведения;
Метапредметные УУД (формирование и развитие универсальных учебных действий)
1. Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
- иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- отстаивать при необходимости свою точку зрения;
- выражать свое собственное мнение;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
2. Регулятивные:
- планировать свои действия;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- уметь работать в группах.
3. Познавательные
- осуществлять поиск нужной информации на основе текста стихотворения;
- использование различных источников информации.
4. Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
- формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
- допускать существование различных точек зрения
Характеристика деятельности учащихся:
- внимательное прочтение текста;
- находить в тексте яркие образы;
- объяснять лексическое значение слов с опорой на текст;
- определять тему и идею стихотворения;
- самостоятельно оценивать свои достижения;
- эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
- осуществлять поиск нужной информации на основе текста стихотворения;
- высказывать и выражать свои мысли в устной форме;
- анализировать содержание текста, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
Тип урока: Изучение новой темы.
Вид урока: Комбинированный (объяснение нового материала, момент исследования и закрепления).
Формы работы: работа в группах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, творческая работа.
Методы:
-
Эвристический.
-
Метод эмоционально-образного постижения.
-
Метод творческого чтения.
-
Метод самостоятельно-исследовательской работы.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, колонки, ноутбук для прослушивания музыкальных композиций
Для учителя:
наличие конспекта, презентация, музыкальные композиции (Pariyat «Волшебная музыка гитары», Ф. Шопен «Хрустальная грусть»), памятные подарки (календари).
Для ученика:
текст стихотворения «Золотая рыбка», Таблица «Вопрос-ответ», ручки, чистые листы, искусственные пруды (на ватманах), клей, изображения рыбок (золотые, белые, черные), цифры (от 1-5).
Ход урока
-
Организационный момент
- Добрый день, «чудесные» дети!
-Почему «чудесные»? Да потому что в этом прекрасном мире, именно в прекрасном мире, в котором мы живем, все чудесно. И то, что мы живем в этом мире, это уже и есть чудо.
-А вы верите в чудеса?
-А во что вы верите?
(комментарии учителя на высказывания учеников)
-
Мотивация к учебной деятельности
а) притча
-Я предлагаю вам прослушать притчу.
(Звучит музыкальная композиция «Волшебная музыка гитары». Исполнитель «Pariyat».)
Притча о вере
Ты веришь в волшебство? - спросила жизнь, находящаяся повсюду.
- Нет, - ответил человек, - в волшебство верят только дети, они большие фантазеры.
- Ты веришь в вечную любовь? - спросила жизнь, находящаяся повсюду.
- Нет, - ответил человек, - любви не существует.
- Ты веришь в мечту? - спросила жизнь.
- Нет, - ответил человек.
- Ты веришь в доброту?
- Нет, люди злые, просто они боятся это показать. Доброта - это ложь.
- Ты веришь в желания?
- Да, но мои желания никогда не осуществляются….
- Бедняжка, - ответила жизнь, - с тобой никогда не произойдет волшебство, ты никогда не встретишь вечную любовь, твои мечты никогда не сбудутся, ты не сможешь разглядеть доброту, и твои желания никогда не осуществятся…
- Но почему?! - крикнул человек.
- Потому что всему нужно верить, хотя бы чуть-чуть. Вера - дает возможность. Возможность - показывает направление. Направление - открывает путь. А путь, путь ведет к исполнению желаний.
б)Беседа
- О чем эта притча?
-Какое самое главное слово в этой цепочке?
Вера-возможность-направление-путь
-Почему?
в)Формулировка темы урока
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Тема нашего урока……
3. Построение нового знания
- Я думаю, что литература помогает раскрывать человеку глаза на мир, на окружающую действительность, на самого себя.
К теме о вере человека обращались писатели как 19 века, так и 20. Актуальна эта тема и в наши дни.
3.1. Слово о Константине Бальмонте
- Я предлагаю вам познакомиться сегодня с творчеством Константина Бальмонта, поэта Серебряного века. Он создавал свои чудесные и философские произведения в конце 19 в начале 20 века.
Судьба поэта - и человеческая, и литературная, - это история взлетов и падений, громкой славы и долгого забвения, отрицания и утверждения.
Но поэт видел прекрасное в обыденном и верил, что мир прекрасен.
И он скажет: «И кто открыт миру, тот всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в нечетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своем распоряжении солнечные нити, и сумеет соткать золотые и серебряные ковры».
-Как вы понимаете эти слова поэта? О чем они?
- Мы возьмем это высказывание в качестве эпиграфа к нашему уроку.
3.2.Чтение стихотворения «Золотая рыбка»
(Ф. Шопен «Хрустальная грусть».)
- И именно сейчас, слушая мелодию Фредерика Шопена «Хрустальная грусть», вы попадете в прекрасный мир Константина Бальмонта. Стихотворение «Золотая рыбка».
3.3. Беседа на восприятие
- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
- Все ли вам понятно? Какие вопросы у вас возникают?
(- Мы попробуем найти ответы.)
3.4. Анализ стихотворения
а) Задание в группах
- Предлагаю вам выполнить задание в группах. Внимательно прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и впишите ответы в таблицу. Посмотрим, кто из вас оказался внимательнее. «Прекрасные» и «чудесны» дети, желаю вам удачи! (названия групп)
Таблица
№
Вопрос
Ответ
1
Где все происходит?
2
В какое время года?
3
В какое время суток?
4
Что мы слышим?
5
Что мы видим?
6
Какие чувства живут в этом поэтическом мире?
После выполнения задания одна группа зачитывает ответы, вторая внимательно слушает, исправляет или дополняет.
Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации. Комментарии учителя.
б) Создание картины при помощи слов.
- Попробуйте при помощи слов описать мир, в который мы попадаем. Какой он?
(Прекрасный, великолепный, божественный, чудный, чудесный, райский, поразительный, красивый, бесподобный, дивный, восхитительный ,волшебный, удивительный, сказочный, потрясающий, изумительный, непревзойденный…..)
в) Беседа
-Как чувствуют себя гости замка?
- Проанализируйте: Как меняется настроение гостей?
-Кто нарушает тишину?
- Кто-нибудь видел из гостей золотую рыбку?
г) задание в группах
-Выполнить задание в группах.
- Внимательно прочитайте, что говорит поэт о золотой рыбке. Запишите.
(Ответы учащихся, просмотр слайда)
«была в пруду»
«мелькала в пруду»
«от нее музыка звучала»
«промелькнет, и вновь видна меж гостей улыбка»
- Пока эта рыбка в пруду, что происходит в мире, который предстает перед нами в этом стихотворении? (Чудеса)
д) Лексическая работа
- Описывает ли поэт рыбку?
(Рыбка золотая.)
(Поэт создает эпитет.)
- Что такое эпитет?
(Эпитет - художественное определение предмета, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.)
Пример: прекрасный мир
- Значит, она какая?
- Постройте синонимическую цепочку.
Волшебная- чудесная-божественная-дивная
- А что такое постоянный эпитет?
Постоянный эпитет - это красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение
(Это эпитет, который переходит из произведения в произведение)
-В каком литературном произведении вы уже встречали образ золотой рыбки?
- Какова ее роль в сказке?
(В сказке Пушкина она творит чудеса и дарит материальные богатства.)
-А что дарит людям в стихотворении Бальмонта золотая рыбка?
(Она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, музыку, счастье, веселье….)
- Но только ли это пытается донести до нас поэт?
-Обратите внимание на последнюю строфу стихотворения:
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
От того что там в пруду -
Золотая рыбка.
- В каком значении употребляется слово светло?
(светло-приятно-радостно)
-В каком значении употребляется слово зыбко?
(зыбко-ненадежно-сомнительно-непостоянно)
-Не правда ли странно?
Вспомните притчу, которую вы услышали в начале урока. Почему человек был несчастлив?
(Потому что он ни во что не верил.)
- Человеку свойственно сомневаться?
-В чем сомнение?
(Сомнение разрушает веру)
-По мнению Бальмонта, в жизни каждого человека есть своя золотая рыбка, которая напоминает нам о том, что мир прекрасен. Готова исполнить все, что мы захотим, чтобы поддержать веру людей в чудеса.
-А люди во что верят?(Ответы учеников)
- А это и есть чудеса. Главное, верить.
4.Рефлексия учебной деятельности
- Мы познакомились с творчеством….
- Прочитали и проанализировали стихотворение…
- Какое открытие вы сделали, прочитав и проанализировав стихотворение?
-А теперь я предлагаю поселить рыбок в наши искусственные пруды.
- Если вы верите, что чудеса в этом прекрасном мире происходят, запустите золотых рыбок, если в вас только проснулась вера в чудеса - поселите белых рыбок, а если среди вас есть те, кто не верит в чудеса, предлагаю вам запустить в этот прекрасный пруд черных рыбок.
5. Домашнее задание
- Предлагаю дома написать небольшую творческую работу:
сочинение или стихотворение. Возможно, кто-то из вас создаст прекрасные поэтические строки.
Начните так: «Я верю в то, что мир прекрасен…» (может быть, успеем на уроке, тогда д/з будет другое)
6.Оценка работы на уроке.
- Перед вами цифры от 1-5, оцените свою работу на уроке. 5- наивысшая оценка
7. Выводы
-Я хочу закончить наш урок словами К. Бальмонта. В стихотворении «Верьте мне…» он обращается ко всем нам, людям.
«Верьте мне, обманутые люди,
Я как вы, ходил по всем путям,
Наша жизнь есть чудо в вечном чуде,
Наша жизнь - и здесь, и вечно там».
-Верьте, мои чудесные и прекрасные ученики! Спасибо вам! Примите от меня на память эти волшебные открытки.