Внеклассное мероприятия по литературе по сказке П. П. Ершова Конек - Горбунок

Данное внеклассное мероприятие проведено к 200 - летию со дня рождения П.П. Ершова врамках Года литературы. Оно предназначено для обучающихся 5 - 6 классов. Содержит в себе игровые задания по сказке , помогающие определить "знатока сказки" и конкурс "Лучший художник" (иллюстрации к  сказке "Конек - Горбунок". Оценивание работ - рисунков предусмотрено самими обучающимися (взаимооценка). Мероприятие способствует и развитию познавательных интересов, так как знакомит  обучающихся с жизнью поэта. Так...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Я люблю сказку П.П. Ершова «Конек - Горбунок»»

Посвящается 200-летию со дня рождения П.П. Ершова

Классы - 5 - 6

Цель и задачи проведения: проверка знаний обучающихся по сказке П.П. Ершова «Конек - Горбунок»; развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся; воспитание любви к чтению.

Оборудование: тест по сказке, презентация по сказке (иллюстрации), ПК, цветные карандаши, краски, листы бумаги А4, медаль «Знаток сказки П.П. Ершова «Конек - Горбунок», полоски разных цветов (для рефлексии), подарки художникам.

Ход мероприятия.

  1. Слово учителя.

Вступительная беседа:

- Вы любите сказки?

- А что такое сказки?

- Какие сказки по видам вы знаете?

- Посмотрите на иллюстрацию перед вами? К какой она сказке?

- А какой будет сказка П.П. Ершова «Конек - Горбунок»?

- Мы совершим с вами путешествие в сказку П.П. Ершова «Конек - Горбунок». Почему? Замечательному поэту в 6 марта 2015 года исполнилось 200 лет со дня рождения. Его сказка знаменита на всю нашу страну: ее знают «от мала до велика».

Есть русская народная сказка «Сивка - Бурка», по ее мотивам создана сказка Ершовым, да непросто создана, а написана в стихах!

Я предлагаю вам узнать о самом авторе (рассказ о жизни и творчестве П. П. Ершове обучающимся, подготовившим к мероприятию небольшое устное сообщение).

  1. Устное сообщение о жизни и творчестве П. П. Ершова.

(Примерно такое:

Ершов Пётр Павлович (1815-1869), поэт и просветитель.

Родился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове (ныне посёлок Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе). В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета.

В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех её был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.

Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести - не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

Однако юный возраст мешал разобраться в себе, в природе собственного таланта. Окружающая среда также сыграла свою роль.

Тяжёлым ударом стал и негативный отзыв В. Г. Белинского.

Было и ещё два обстоятельства. Во-первых, сказка далась Ершову легко, писалась «на одном дыхании»; он и сам не понимал значения этого сочинения. Во-вторых, до «Конька» поэт не связывал будущую жизнь с литературным трудом; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири.

В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период он пробует себя в лирике («Молодой орёл», «Русская песня» и др.), в модном жанре романтической баллады («Сибирский казак»), пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», либретто волшебной оперы «Страшный меч», «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель».

В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы. Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Ершов не просто автор одной сказки - он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный». Умер 30 августа 1869 г.)

  1. Литературная игра «Кто хочет стать знатоком сказки?»

- Я предлагаю Вам принять участие в литературной игре и выделить знатока сказки «Конька - Горбунка». Могут участвовать все желающие. За правильный ответ получаете жетон. Кто больше наберет жетонов, тот станет победителем.

1 тур - «Ответь одним словом».

- Вы должны ответить одним словом на каждый вопрос.

1 вопрос: - Как звали главного героя? (Иван)

2 вопрос: - Кого увидел Иван посередине океана? (Рыбу - кит)

3 вопрос: - Что запросила царевна у царя достать со дна моря? (Перстень)

4 вопрос: - Какое условие должен был выполнить царь, чтобы жениться на царевне? (Помолодеть)

5 вопрос: - Что случилось с царем, когда он прыгнул в котел? (Сварился)

2 тур - «Математический»

- Ваши ответы должны быть числами.

1 вопрос - Сколько коней родила кобылица? (3)

2 вопрос: - Сколько горбов было у Конька - Горбунка? (2)

3 вопрос: - Сколько лет страдала рыба - кит? (10)

4 вопрос: - Сколько лет было Царь - девице? (15)

5 вопрос: - Сколько частей в сказке? (3)

3 тур - «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»

(Дается тест каждому участнику)

  1. Где проживали братья с отцом?

А) в городе, Б) на острове, В) в селе

2. Чем занимались братья?

А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице

3. Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу?

А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.

4. Где провел ночь средний брат?

А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу

5. Кто топтал по ночам пшеницу?

А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь

6. За сколько продал Иван коней царю?

А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра

7. Чем подманил Иван Жар - птицу?

А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом

8. Чем провинился кит перед Богом?

А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь - девицы, В) проглотил корабли

9. Чем закончилась сказка?

А) свадьбой Ивана и Царь - девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь - девицу и стал править городом один

4. Итоги игры и награждение победителя - «знатока сказки П.П. Ершова «Конек - Горбунок»

5. Конкурс рисунков к сказке - «Лучшие художники».

- Во 2 части нашего мероприятия я предлагаю Вам стать художниками. Посмотрите внимательно на иллюстрации к данной сказке (см презентацию).

- А теперь создайте свою иллюстрацию, работать будете в парах. Сядьте так, с кем вам бы хотелось сегодня поработать. Фантазируйте, рисуйте!

6. Выставка рисунков.

- Выберите лучшие 3 работы с вашей точки зрения. Поставьте за них оценки. Посчитаем баллы и объявим победителей. (Награждение победителей).

7. Рефлексия мероприятия.

- Если Вы узнали только что - то новое, поднимите красный цвет. Если Вы считаете, что мероприятие полезное для Вас, поднимите зеленый цвет. Если мероприятие было для Вас интересным, поднимите желтый цвет. Если оно для Вас новое, интересное и полезное, поднимите все три цвета.







Список литературы

  1. Ершов П.П. Конек - Горбунок. - М: Терра - Книжный клуб, 2004 г.

  2. Чеботарева Н.Н. Литературная игра «Кто хочет стать знатоком сказки?» по сказке П.П. Ершова. Ж. «Читаем, учимся, играем», №10, 2007 г.























3 тур - «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»

(Дается тест каждому участнику)

  1. Где проживали братья с отцом?

А) в городе, Б) на острове, В) в селе

2. Чем занимались братья?

А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице

3. Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу?

А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.

4. Где провел ночь средний брат?

А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу

5. Кто топтал по ночам пшеницу?

А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь

6. За сколько продал Иван коней царю?

А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра

7. Чем подманил Иван Жар - птицу?

А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом

8. Чем провинился кит перед Богом?

А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь - девицы, В) проглотил корабли

9. Чем закончилась сказка?

А) свадьбой Ивана и Царь - девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь - девицу и стал править городом один

3 тур - «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»

(Дается тест каждому участнику)

  1. Где проживали братья с отцом?

А) в городе, Б) на острове, В) в селе

2. Чем занимались братья?

А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице

3. Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу?

А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.

4. Где провел ночь средний брат?

А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу

5. Кто топтал по ночам пшеницу?

А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь

6. За сколько продал Иван коней царю?

А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра

7. Чем подманил Иван Жар - птицу?

А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом

8. Чем провинился кит перед Богом?

А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь - девицы, В) проглотил корабли

9. Чем закончилась сказка?

А) свадьбой Ивана и Царь - девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь - девицу и стал править городом один













Контрольная работа по теме «Наклонения глагола», 6 класс

  1. Запишите отрывок из стихотворения. У глаголов определите время и наклонение.

Уж та..т снег, бегут руч?и,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро с..ловьи,

И лес оден..тся листвою!

Чиста н..бесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора м..телей злых и бурь,

Опять надолго миновала.

  1. Выполните фонетический разбор слова: лазурь.

  2. Запишите предложения и укажите у глаголов вид и наклонение.

Столяру хорошо, а инженеру лучше, я бы строить дом пошел, пусть меня научат. Доктором хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Хорошая книга ярче звездочки свет..т. Слово выпустиш?, так и вилами не втащиш?. Пиши, решай и думай!

  1. Выполните морфемный разбор слов: приходим, звездочки.

  2. Запишите словосочетания, укажите глаголы повелительного наклонения.

Спрячьтесь от дождя, утешьте малыша, достаньте билет, составьте план рассказа, избавьте от забот, режьте аккуратно, обязательно выпишите газеты, приготовьтесь к ответу, никогда не плачьте, исправьте ошибки, не тревожьтесь из - за пустяка.

Синтаксический разбор словосочетания: исправьте ошибки.

  1. Запишите предложение:

В воду рек опрокидывались зори и тихо гасли.

- Определите: переходные или непереходные глаголы.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

Контрольная работа по теме «Наклонения глагола», 6 класс

  1. Запишите отрывок из стихотворения. У глаголов определите время и наклонение.

Уж та..т снег, бегут руч?и,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро с..ловьи,

И лес оден..тся листвою!

Чиста н..бесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора м..телей злых и бурь,

Опять надолго миновала.

  1. Выполните фонетический разбор слова: лазурь.

  2. Запишите предложения и укажите у глаголов вид и наклонение.

Столяру хорошо, а инженеру лучше, я бы строить дом пошел, пусть меня научат. Доктором хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Хорошая книга ярче звездочки свет..т. Слово выпустиш?, так и вилами не втащиш?. Пиши, решай и думай!

  1. Выполните морфемный разбор слов: приходим, звездочки.

  2. Запишите словосочетания, укажите глаголы повелительного наклонения.

Спрячьтесь от дождя, утешьте малыша, достаньте билет, составьте план рассказа, избавьте от забот, режьте аккуратно, обязательно выпишите газеты, приготовьтесь к ответу, никогда не плачьте, исправьте ошибки, не тревожьтесь из - за пустяка.

Синтаксический разбор словосочетания: исправьте ошибки.

  1. Запишите предложение:

В воду рек опрокидывались зори и тихо гасли.

- Определите: переходные или непереходные глаголы.

- Выполните синтаксический разбор предложения.













© 2010-2022