Методическая разработка урока по русскому языку «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е»

Важность овладения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) русским (родным) языком объясняется не только  тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной педагогике сложился такой подход к обучению детей, который не столько ориентирует преподавателя на формирование совокупности знаний, умений и навыков обучающихся, сколько нацелен на коррекцию и развитие их ... Данный подход приобрёл статус принципа коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, поскольку он обеспечивает оптимальные сочетания коррекционных, формирующих и реабилитационных мероприятий. Этот принцип оказывается особенно востребованным при разработке проблемы овладения языком и речью таких обучающихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по русскому языку «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е»ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24















РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - о и - е»



Преподаватель: Бобек Валентина Федоровна












Москва

2012 год


  1. Ф.И.О. преподавателя: Бобек Валентина Федоровна.

  2. Группа: № 13, 19601 «Швея».

  3. Предмет: русский язык.

  4. Форма занятия: аудиторное.

  5. Место проведения занятия: Технологический колледж № 24.

  6. № урока по расписанию: 3.

  7. Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и - е».

  8. Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок из двадцати одного в теме «Наречие как часть речи».

  9. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов здоровьесберегающих и игровых технологий.

  10. Межпредметные связи: литература.

  11. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

  12. Формы работы: вступительное слово преподавателя, физкультминутки, фронтальная беседа, изложение нового материала преподавателем в сочетании с самостоятельным выполнением заданий по инструкциям, общее обсуждение и формулировка выводов по теме.

  13. Средства обучения: медиапроектор, компьютер, электронная презентация - сопровождение к уроку, доска, карточки с инструкциями по выполнению заданий, карточки с заданиями, учебник.

  14. Критерии и методы диагностики эффективности занятия: беседа, участие в обсуждении, формулировке выводов и ответов на вопросы.

  15. Концепция методической разработки. Важность овладения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) русским (родным) языком объясняется не только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной педагогике сложился такой подход к обучению детей, который не столько ориентирует преподавателя на формирование совокупности знаний, умений и навыков обучающихся, сколько нацелен на коррекцию и развитие их познавательной деятельности, «перевод» её на качественно новый уровень с учётом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Данный подход приобрёл статус принципа коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, поскольку он обеспечивает оптимальные сочетания коррекционных, формирующих и реабилитационных мероприятий. Этот принцип оказывается особенно востребованным при разработке проблемы овладения языком и речью таких обучающихся.

У обучающихся с ОВЗ имеются специфические особенности, выражающиеся в бедности и ограниченности словарного запаса, в резком преобладании одних грамматических категорий над другими; в неточности употребления слов, в слабой актуализации имеющегося словаря.

Всё это обусловило необходимость поиска и разработки педагогических путей коррекции речевого развития обучающихся с ОВЗ.

Для методической разработки тема «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е» выбрана неслучайно.

Наречия составляют важную часть нашего словаря, определяя чаще всего характер действия или состояния; они служат для уточнения и детализации при описании происходящего, для передачи оттенков того или иного признака, эмоционально окрашивают те члены предложения, с которыми они выступают в лексико-грамматические связи; способствуют выразительности и точности высказывания в целом.

Обучающиеся часто испытывают трудности в понимании наречий или наречных сочетаний. Лексическая обеднённость речи этих обучающихся выражается в том, что практически они не используют в собственных устных и письменных высказываниях наречия в роли эпитетов, отсутствуют в их речи идиоматические наречные сочетания, которые придают яркую, образную характеристику действию и описанию в целом.

Кроме чрезвычайной обеднённости, в речи обучающихся с ОВЗ наблюдается смешение наречий по значению с другими частями речи, в особенности тех, которые имеют общий структурный компонент слова.

Часто наблюдается неправильное понимание и употребление наречий, игнорирование смыслового контекста, нарушение лексической сочетаемости.

Для речи этих обучающихся характерны однообразие в использовании наречий, синонимическая недостаточность в выражении особенностей оценки тех или иных состояний или действий, что значительно снижает точность и выразительность речи.

Обеднённость речи, ошибки в употреблении наречий связаны с умением понять смысловое содержание в контексте, самостоятельно семантизировать наречия, с умением правильно осуществлять функционально-семантическое наполнение их в собственных высказываниях, а также с грамматической спецификой этой части речи, в частности с правилами правописания, достаточно трудными для овладения.

  1. Цель урока: изучить особенности написания НЕ с наречиями на -о и - е.

  2. Задачи:

Образовательные:

  1. повторить определение наречия как части речи;

  2. повторить определение синонимов и антонимов;

  3. изучить особенности написания НЕ с наречиями на -о и - е;

  4. расширить запас знаний обучающихся и формировать лингвистическую компетенцию.

Развивающие:

  1. формировать умения определять значение наречий;

  2. формировать умения понимать и уместно использовать наречия по их основным лексическим значениям и заменять их смысловыми эквивалентами;

  3. развивать речь обучающихся, логическое мышление, память;

  4. формировать умение в употреблении слов, обладающих образностью, выразительностью в выражении действий и состояний;

  5. развивать и совершенствовать психологические качества личности: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;

  6. развивать умения устного ответа.

Воспитательные:

  1. поддержка и воспитание веры в свои силы у обучающихся с ОВЗ;

  2. воспитание чувства коллективизма;

  3. воспитание коммуникативной культуры обучающихся.


  1. Предполагаемые конечные результаты. При изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и - е» обучающиеся овладеют навыками написания НЕ с наречиями, навыками употребления различных групп наречий для выразительности и образности своей речи, обогатят свой словарный запас. В результате этого обучающиеся перестанут испытывать страх при общении, что поможет им стать полноправными активными членами общества.

Вся работа любого преподавателя направлена на реабилитацию и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ к реалиям окружающего мира. При создании данной методической разработки были учтены все компоненты личностной реабилитации: воспитание чувств собственного достоинства, преодолении чувства малоценности, маргинальности, создание адекватных форм социального поведения. О благоприятной реабилитации и адаптации говорит подготовка ребусов (в цвете), выполненных обучающимися к данному уроку. Всем известна взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбранным им определённых цветов. В работе обучающихся преобладают синий, жёлтый, красный, зелёный, чёрный цвета. Синий отражает безмятежный покой, отдых, но в то же время этот цвет - образец замкнутости и неуверенности (над чем мы постоянно работаем). Зелёный - цвет жизни. Используя его в своих работах, обучающийся ищет способ самоутверждения, стремится к самоуверенности. Сочетание красного, синего, зелёного, жёлтого цветов используется в ситуации радости, спокойствия и стимулирует общую работоспособность.


  1. Хронокарта занятия

№ этапа

Название этапа

Время мин.

1.

Оргмомент

3

2.

Актуализация знаний.

5

3.

Работа по изучению новой темы:

21

3.1.

Правило о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

8

3.2.

Правило о правописании НЕ с наречиями на -о и - е.

8

4.

Закрепление материала.

15

5

Подведение итогов и выводы.

4

6

Домашнее задание.

2



  1. План изучения темы.

1. Правило о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

2. Правило о правописании НЕ с наречиями:

2.1. Слитное написание НЕ с наречиями на - о и - е.

2.2. Раздельное написание НЕ с наречиями на - о и - е.



  1. Технологическая карта занятия

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методическое

обеспечение

занятия

1.Оргмомент

Проверка

готовности обучающихся к работе и ознакомление

с темой урока

Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, используя тест физического состояния (физкультминутка),

озвучивает тему урока и особенность его проведения

Приветствуют преподавателя,

Проверяют свою готовность к уроку,

знакомятся с темой и особенностями проведения урока

Приложение №1. Перечень

тестовых упражнений

2.Актуализация знаний и подготовка к изучению новой темы

Подготовить

обучающихся к работе над новой темой: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - о и - е».

Беседа по теме:

работа по предварительному заданию: «Ребус».

Беседа по теме (примерные вопросы):

1. К какой части речи относятся данные слова?

2. Что вы можете рассказать о наречии?

Разгадывают ребусы (в цвете), подготовленные группой обучающихся.

Приложение

№2.

Ребусы и инструкции

по работе с ребусами.

3. Этап изучения новой темы

Используя традиционные и нетрадиционные методы обучения выяснить особенности написания НЕ с наречиями на - о и - е.


3.1.

Правило о правописании НЕ с существительными и прилагательными

Повторить ранее изученное правило о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Правописание НЕ с существительными и прилагательными.

Повторение на примере лингвистической сказки «Сказка старого учёного».

Предварительный инструктаж по работе с лингвистической сказкой.

Чтение лингвистической сказки «Сказка старого учёного» и беседа по вопросам:

- Какое правило иллюстрирует данная сказка? Попробуйте рассказать его.

- Нет ли каких-то нюансов в данном правиле, которые не нашли отражения в сказке? Если вы их знаете, дополните ими сказку.

- Какие ещё слова с НЕ встретились в сказке? Какая это часть речи? Может ли эта часть речи дружить с Прилагательным и Существительным?

Уясняют особенности

выполнения задания

и работают по инструкции.

Приложение №3.

Лингвистическая сказка с инструкциями и вопросами

3.2. Правило о правописании НЕ с наречиями на - о и - е.

Рассмотреть особенности написания

Не с наречиями на - о и - е.

Работа с учебником

Поясняет особенности работы на этом этапе.

Выводы по этапу: формирование правила о правописании НЕ с наречиями на - о и - е.

Вместе с преподавателем формируют правило о правописании НЕ с наречиями на - о и - е, читают правило в учебнике и со слайдов.

Отвечают на вопросы: 1. Когда НЕ с наречиями пишется слитно? Приведите примеры.

2.Когда Не с наречиями пишется раздельно? Приведите примеры.

Приложение № 4. Слайды 2, 3, 7, 9, 13 из презентации «НЕ с разными частями речи».

4.Этап закрепления

материала

4.1

Физкультминутка: игра на внимание

Проверить

физическое состояние обучающихся

и подготовить обучающихся к следующему этапу урока

Готовит обучающихся к следующему этапу урока, используя тест физического состояния (физкультминутка).

Настраиваются на новый этап работы, выполняют те движения, которые преподаватель называет, а не те, что показывает).

Приложение № 5, Перечень

тестовых упражнений

4.2

Закрепление изученного материала

Закрепить правописание НЕ с наречиями на -о и -е.

Повторить определение антонимов и синонимов.

Проверка и

взаимопроверка

на примере индивидуальных заданий по карточкам, по заданию упражнения, по заданиям с антонимами и синонимами.

Раздает индивидуальные задания группе обучающихся, а с остальными выполняет упражнение № 223 по инструкции. Инструктирует обучающихся перед выполнением заданий по подбору синонимов и антонимов. Инструктирует обучающихся перед выполнением упражнения 221.

Подводит итог работы на этап

Используя инструкции, выполняют индивидуальные и коллективные задания. Отвечают на вопросы: - Назовите в тексте наречия.

-Объясните правописание НЕ с наречиями в данном тексте.

Вместе с преподавателем формулируют выводы

Приложение № 6

Карточки с инструкциями, заданиями и критериями оценок.

5. этап

Подведение итогов по изучению темы и выводы. Оценивание обучающихся.

Подвести итоги урока, сделать выводы.

Подводит итоги урока, задаёт вопросы, оценивает обучающихся.

Используя данные промежуточных выводов по работе над темой, проводят анализ материала, отвечают на вопросы: -Что сегодня на уроке мы узнали?

Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось?

Приложение № 7.

6 этап

Домашнее

задание. Физкультминутка

Закрепить материал, изученный на уроке.

Определить физическое состояние обучающихся на конец урока

Используя материалы урока, подготовить обучающихся к выполнению домашнего задания.

Дает индивидуальные задания с инструкциями, поясняя особенности его выполнения.

Используя тест (физкультминутка), определить физическое состояние обучающихся на конец урока.

Уясняют особенности выполнения задания, задают вопросы.

Выполняют по инструкции (под руководством преподавателя) физические упражнения.

Приложение № 8.

Индивидуальные задания с инструкциями и критериями оценок. Перечень

тестовых упражнений



Приложение

  1. Физкультминутка (определение физического состояния обучающихся на начало урока) «Слон». Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите всё с другой рукой.

  2. Работа с ребусами (рисунки выполнены обучающимися).

Ребята, попробуйте определить, какие слова написаны на этих рисунках. (На доске с обратной стороны записаны слова: внизу, вокруг, сзади, внутри, рядом, около.) Прочитаем эти слова ещё раз на доске.

  • К какой части речи относятся данные слова?

- Что вы можете рассказать о наречии?

  1. Сказка «Сказка старого учёного».

Слушая мой рассказ, попробуйте запомнить, какие слова с НЕ участвовали в споре.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата: Существительное и Прилагательное. Первый был старшим, и младший на него во всём равнялся. Однажды шли они по лесу и вдруг видят: за ними бежит маленькая частичка НЕ. То совсем близко подбежит, то отстанет. Вернулись братья домой, взяли с собой провизии, захватили с собой своих верных спутников - Род, Число, и Падеж и отправились в путь. Решили они узнать у великой королевы Грамматики, что это за человек ходит за ними. Шли они, шли и видят: стоит старый дуб, а в нём большое дупло, в котором сидит Сова.

- Здравствуйте, молодые люди! Куда вы путь держите? - неожиданно спросила Сова.

- Здравствуйте, тётушка Сова. Мы идем к королеве Грамматике. Очень жаль, что вы не видите днём! Вас хотели попросить указать путь, но…

- Это неправда! Я прекрасно вижу днём!

Как только тётушка Сова произнесла слово «неправда», НЕ сейчас же подскочило к Существительному.

- Неправда - значит ложь. Если НЕ приставка и при этом Существительное и Прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то НЕ с Прилагательным и Существительным пишется слитно! - радостно выговорило Существительное.

Так была выяснена первая часть правила. Пошли они дальше. Повстречался им Медведь.

- Вы кто? - спросил он, неуклюже переминаясь с лапы на лапу.

- Мы неразлучные друзья.

- Существительное.

- Прилагательное.

- Род.

- Число.

- Падеж.

- А ты что молчишь? - спросил Медведь у частички.

- НЕ, - представилась она робко.

- Значит, говорите, неразлучные друзья?

-Неразлучные, - подхватило Прилагательное. - Ура! Если Существительное или Прилагательное не употребляется без НЕ, то НЕ пишется слитно.

Так друзья выяснили вторую часть правила.

Остановились они отдохнуть. Развели костёр. Сварили обед.

- Ах, как вкусно сварил костёр! - воскликнул Падеж.

- Есть такая пословица: не котёл варил, а стряпуха, - сказал Род.

- «Не котёл варил, а стряпуха». Так это же не трудно, а легко. Если в предложении противопоставляются два однородных члена, то Существительное или Прилагательное пишется с частицей НЕ раздельно, - выпалила осмелевшая НЕ.

Так было сформулировано правило на правописание частицы НЕ с существительными и прилагательными. Не дошли друзья до королевы Грамматики, но не огорчились, ведь приятнее, когда что-то непонятное объясняешь сам. Вернулись друзья домой с новым другом НЕ.

Когда это было, никто не знает. В каком царстве никто не ведает. Но до сих пор существует правило о правописании частицы НЕ с существительными и прилагательными. Вот тут-то и сказке конец.

НЕ до сей поры живёт да песенки поёт.

Кто слушал внимательно, молодец, а кто не слушал - себя обокрал.

Беседа по прочитанному тексту.

- Какое правило иллюстрирует данная сказка? Попробуйте рассказать его.

- Нет ли каких-то нюансов в данном правиле, которые не нашли отражения в сказке? Если вы их знаете, дополните ими сказку.

- Какие ещё слова с НЕ встретились в сказке? Какая это часть речи? Может ли эта часть речи дружить с Прилагательным и Существительным?

  1. Просмотр слайдов презентации «НЕ с разными частями речи» (слайды 2, 3, 7, 9, 13).

- Когда НЕ с наречиями пишется слитно? Приведите примеры.

- Когда Не с наречиями пишется раздельно? Приведите примеры.


  1. Физкультминутка: игра на внимание (обучающиеся выполняют те движения, которые преподаватель называет, а не те, что показывает).

  2. Карточки для индивидуального выполнения задания.

Для слабых обучающихся.


КАРТОЧКА №1.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е.

НЕ с наречиями на -о, -е пишется слитно: если слово не употребляется без НЕ; если наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры:

небрежно (без НЕ не употребляется), неинтересно (скучно).

НЕ с наречиями на -о, -е пишется раздельно:

если в предложении есть противопоставление с союзом а; если к наречию относятся слова, усиливающие отрицание: далеко не, вовсе

не, ничуть не, нисколько не, никогда не.

Примеры:

пришить не крепко, а слабо; вовсе не далеко; не по-товарищески (не на -о,- е).

Проверь себя:

(не)лепо; (не)искренне; (не)аккуратно; (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не)весело; ничуть (не)громко; далеко (не)ласково; произнести (не)громко, а тихо.

КАРТОЧКА №2.

.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е.

НЕ с наречиями на -о, е- пишется слитно: если слово не употребляется без НЕ; если наречие с НЕ может быть заменено синонимом без Не или близким по значению выражением.


Примеры:

небрежно (без НЕ не употребляется), неинтересно (скучно).


НЕ с наречиями на -о, -е пишется раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом а; если к наречию относятся слова, усиливающие отрицание: далеко не, вовсе

не, ничуть не, нисколько не, никогда не.

Примеры:

пришить не крепко, а слабо; вовсе не далеко; не по-товарищески (не на -о, -е).

Проверь себя:

(не)допустимо; (не)обдуманно; рассчитать (не)точно, а приблизительно; спросить (не)громко, а тихо; писать (не)брежно; приехать (не)ожиданно; решение (не)продуманно; рассчитать (не)точно.

КАРTОЧКА № 3.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е.

НЕ с наречиями на -о, е- пишется слитно:

если слово не употребляется без НЕ;

если наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры:

небрежно (без НЕ не употребляется), неинтересно (скучно).

НЕ с наречиями на -о, е - пишется раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом а; если к наречию относятся слова, усиливающие отрицание: далеко не, вовсе

не, ничуть не, нисколько не, никогда не.

Примеры:

пришить не крепко, а слабо; вовсе не далеко; не по-товарищески (не на -о, е -).

Проверь себя:

никому (не)известно; приблизиться (не)заметно; (не)искренне вздохнуть; (не)вполне серьёзно; отвечать (не)уверенно; говорил (не)громко, а тихо; (не)высоко, а низко; держаться (не)возмутимо.

КАРТОЧКА №4.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е.

НЕ с наречиями на -о, е- пишется слитно: если слово не употребляется без НЕ; если наречие с НЕ может быть заменено синонимом без Не или близким по значению выражением.

Примеры:

небрежно (без НЕ не употребляется), неинтересно (скучно).

НЕ с наречиями на -о, е - пишется раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом а; если к наречию относятся слова, усиливающие отрицание: далеко не, вовсе

не, ничуть не, нисколько не, никогда не.

Примеры:

пришить не крепко, а слабо; вовсе не далеко; не по-товарищески (не на -о, -е).

Проверь себя:





(не)высоко; путь (не)близок, а далёк; (не)легко было в пути; отвечал (не)брежно; взлететь (не)высоко, а низко; работал (не)прерывно; (не)оживлённо, а вяло; вовсе (не)интересно; (не)чаянно.

Для обучающихся, имеющих «4».

КАРТОЧКА № 1.

Спишите текст, выбрав необходимое наречие.

Сегодня (обратно, опять) идёт дождь. По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть (обратно, опять). Ученик (обратно, опять) забыл тетрадь дома. (Вперёд, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания. (Спереди, впереди) меня шёл высокий сутулый человек, невольно обращавший на себя внимание. (Сначала, впереди) говорили о посещаемости, а потом - о дисциплине.

КАРТОЧКА № 2.

Спишите, определите разряд наречий по их значению.

Дружно участвовать в субботнике, излагать логично, уверенно сделать цирковой трюк, потом почувствовать усталость, удивительное растение, просвещённый народ, буйно разрослись в палисаднике, ярко озарить небосклон, слегка загорелая девушка, ослепительно блеснуть на солнце, едва прикоснулся.

КАРТОЧКА №3.

Спишите, раскройте скобки.

(Не)допустимо резкий тон; ответить (не)обдуманно; решение (не)продуманно; рассчитать (не)точно; рассчитать (не)точно, а приблизительно; спросить (не)громко, а тихо; (не)безынтересно отметить; (не)видано торжественный парад; писать (не)брежно; приехать (не)ожиданно; (не)истово сопротивляться врагу.

КАРТОЧКА № 4.

Спишите, раскройте скобки.

Никому (не)известно; приблизиться (не)заметно; (не)искренне вздохнуть; (не)вполне серьёзно относиться к делу; вести себя (не)принуждённо; (не)организованно провести собрание; отвечать (не)уверенно; говорил (не)громко, а тихо; держаться (не)возмутимо; поступить (не)обдуманно; (не)медленно принять меры; (не)узнаваемо измениться; (не)высоко, а низко.

Подобрать к наречиям синонимы с НЕ.

- Какие слова называются синонимами? Приведите примеры.

Запишем в столбик наречия:

Внезапно, тихо, близко, тяжело, срочно, свободно, спокойно, встревожено, легкомысленно.

Подберите подходящие к данным наречиям слова-синонимы, записанные на доске (слова записаны вразнобой):

Незамедлительно, неожиданно, неуспокоенно, недалеко, несерьёзно, немедленно, негромко, нетревожно, нелегко, необдуманно, независимо, неотложно, непринуждённо, неосторожно.

Внезапно - неожиданно,

тихо - негромко,

близко - недалеко,

тяжело - нелегко,

срочно - незамедлительно, немедленно, неотложно,

свободно - независимо, непринуждённо,

спокойно - нетревожно,

встревоженно - неуспокоенно,

легкомысленно - несерьёзно, необдуманно, неосторожно.

Образовать от прилагательных наречия, подобрать к полученным наречиям антонимы без НЕ (работа выполняется по «цепочке» - преподаватель сам вызывает обучающихся).

- Какие слова называются антонимами? Приведите примеры.

Неблагополучный - неблагополучно - хорошо,

небрежный - небрежно - аккуратно,

невкусный - невкусно - аппетитно,

неловкий - неловко - шустро,

несерьёзный - несерьёзно - рассудительно.

Работа с учебником. Самостоятельное выполнение обучающимися упражнения 221 (преподаватель в это время проверяет выполнение индивидуального задания по карточкам ).

Что нескладно, то и неладно. Легко сказать, нелегко доказать. Летела пташка высоко, села недалеко.

Ласковое слово не трудно, а споро. Умное слово не тяжело, а легко.

Взаимопроверка упражнения 221 (текст записан на доске, обучающиеся проверяют и ставят друг другу оценки по схеме на доске):

«5» - всё выполнено верно, нет исправлений.

«4» - не более 2 орфографических ошибок и 2 пунктуационных.

«3» - 3-4 орфографических ошибки и не более 3 пунктуационных.

«2» - более 4 орфографических ошибок и 4 пунктуационных.

Беседа по написанному тексту.

  • Назовите в тексте наречия.

  • Объясните правописание НЕ с наречиями в данном тексте.

  1. Подведение итогов урока.

  • Что сегодня на уроке мы узнали?

  • Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось?

  • Оценивание обучающихся.

  1. Домашнее задание.

1.Каждому обучающемуся даётся карточка.

Кот (не)вероятно з..пыхался. Шерсть (на) нём (не)обычайно вз..ерошилась.

Он (не) успел пр..лизаться. Я никогда (не) видел его таким (не)а(к, кк)уратным.

«5» - списать текст и продолжить рассказ (не менее 5 предложений)

«4» - списать текст, выделить грамматические основы.

«3» - списать текст.

§ 36; упр. 225.

Физкультминутка (проверка физического состояния обучающихся после окончания урока).

Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно так, чтобы было приятно (10-15 секунд).

Список литературы



1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А Русский язык: учебник. - М., «Просвещение», 2011г.

2. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы. - Брянск, «Курсив», 2006 г.

3. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. - М., «Владос» 2003 г.

4.Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых - девятых классов. - Санкт - Петербург, «Каро», 2005 г.

5



© 2010-2022