ПРОГРАММА СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной работе рассматривается тема «Развитие речи старших школьников через сказкотерапевтические занятия». Тема представляется весьма актуальной. Все мы мечтаем о подрастающем поколении, которое любило бы и понимало родную речь. Каждый культурный человек должен  уметь общаться, уметь слушать и говорить так, чтобы его слушали, уметь оценивать чужую и, конечно, свою речь, уметь словесно импровизировать, должен  стремиться  постоянно совершенствовать свою речь. Среди многих важных задач воспита...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Описание программы сказкотерапевтических занятий по развитию речи старших школьников

В программе занятий по развитию речи старших школьников предлагается 6 занятий по сказкотерапии.

Каждое занятие длится 2,5 часа и включает в себя:

1. Разогрев. Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» используются игры и предметы, создающие соответствующую обстановку.

2. Правила сказочной жизни. Цель - создать сказочную атмосферу.

3. Вхождение в сказку.

4 Вспомогательная сказка. Проведение занятия по сказкам требует определенной подготовки. Настрой группы не всегда обеспечивает сказке благожелательный прием, и это требует какой-либо игры, которая может быть определенным мостиком к сказочному материалу.

5. Основную сказку и ее анализ.

6. Рефлексию.

7. Выход из сказки.

В качестве основной сказки выбрана специально сочиненная С. А. Черняевой для психотерапии сказка «Сказка о забывчивой фее»1. Эта сказка (см. Приложение) предоставляет богатый материал для занятий по развитию речи старших школьников. Сказка не имеет конца, что предоставляет широкие возможности для импровизаций на каждом занятии.

Главной особенностью занятий является не только формирование речевой культуры, но и ее укрепление, расширение, освоение культурного потенциала русского языка, что часто невозможно сделать на уроках в школе в условиях ограниченного времени урока.

Методическая система в работе по развитию речи методами сказкотерапии опирается на приведенные выше теоретические положения.

Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи старших школьников через сказкотерапевтические занятия ориентирована не на дублирование школьной программы. Занятия ставят целью развитие творческого и речевого потенциала учащихся.

Сказкотерапевтические занятия структурированы с учетом возрастных особенностей и по принципу возрастающей сложности.

Цикл занятий сказкотерапии включает при анализе основной сказки следующие подтемы:

  • Основные качества речи.

  • Богатство и разнообразие словаря говорящего.

  • Чистота речи.

  • Яркость, образность, выразительность.

  • Ясность, понятность.

  • Точность.

  • Правильность, логичность.

  • Развитие устной и письменной форм речи.

  • Диалог и монолог.

  • Языковые нормы.

План сказкотерапевтических занятий по развитию речи старших школьников.

Первое занятие.

1. «Разогревающая» игра.

Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:

Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.

Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка - это только для детей.

Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы:

Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке.

Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например:

Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.

Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой компании.

Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их особенности по предлагаемым фразам.

2. Правила сказочной жизни.

Когда игра начинает надоедать группе, психолог берет стул и предлагает группе продолжить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они включают требования конфиденциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил психолог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели подходящую для сказочного настроения форму. Предлагается «Тайна сказочной жизни» - правило неразглашения событий и их обсуждения в группе.

3. Вхождение в сказку.

Выработка правил служит для группы основанием для получения пропуска в сказку. В качестве пропуска выступают записки с пожеланиями удачи, успехов и т.п. каждому из участников, которые надо сорвать с «древа желаний».

4. Знакомство со сказкой.

Читается «Сказка о забывчивой Фее». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает:

Как вы думаете, что сделала фея?

И что же фея увидела?

Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же будет с феей дальше?, что помогает сохранить интерес до следующей встречи, несмотря на то, что сказка закончена.

5. По желанию участников разыгрываются варианты прочитанных эпизодов, условие - придумать диалоги.

6. Рефлексия. Анализ эпизодов сказки. Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а заинтересованно выслушивались и развивались. Руководитель наводящими вопросами стимулирует образность и выразительность речи участников.

7. Выход из сказки. Ритуал, завершающий занятие, должен неукоснительно соблюдаться. Предлагается ритуал, связанный с волшебной палочкой феи: взмахом палочки завершается эпизод сказки. Использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может оказаться неприемлемым для данного возраста.

Второе занятие.

1. «Разогрев»

Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заинтересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Можно провести игру «Звездочки». Краткое резюме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам. Если помните, именно так случилось с феей - героиней нашей сказки».

2. Правила сказочной жизни и вхождение в сказку аналогичны предыдущему занятию.

4. Развитие сюжета.

Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сюжетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам занятий пофантазировать, что будет дальше с героями сказки. В зависимости от этого определяется направление дальнейшей работы.

5. По заданию ведущего разыгрываются варианты этих эпизодов, условие - придумать диалоги и монологи.

6. Рефлексия прошлого занятия.

Сохраняется общая схема предшествующего занятия, куда можно включить еще одну позицию «Если бы я был фей, я бы...».

7. Завершающий ритуал аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.

Третье занятие.

  1. Разогрев.

Игра «Ассоциации». Эта игра в данной модификации должна, прежде всего, подготовить к вступлению в мир сказок, хотя кроме этого она, конечно, укрепляет групповые связи и способствует развитию ассоциативного мышления. При проведении игры каждый участник предлагает три свои ассоциации: он говорит, с кем из сказочных героев известных сказок ассоциируется он сам, и с кем - двое его ближайших соседей по кругу. Если возникают вопросы, то ассоциацию желательно обосновать.

2 и 3. Правила сказочной жизни и вхождение в сказку аналогичны предыдущим занятиям, «Дерево желаний» дает широкие возможности выбора вариантов «пропусков».

4 и 5. Постановка и разыгрывание спектакля по сказке: разыгрывается как спектакль с большим количеством ролей. Для развития речи ведущий должен давать слово и второстепенным персонажам для кратких монологов.

6. Рефлексия прошедшего занятия. Обсуждение спектакля. Каждый участник группы должен высказываться. Проблемы речи, которые у участников группы возникают чаще всего, могут служить ориентиром для психолога при выборе дальнейшего направления занятий.

7. Завершающий ритуал. Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия. В конце занятия вся группа получает домашнее задание: «Вспомните и запишите как можно больше ласковых имен, которыми фея могла бы назвать своих новых друзей».

Четвертое занятие.

1. Разогрев. Игра «Магазин ценностей». Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Важно осознание собственных проблем и собственных особенностей, умение высказать их в речи.

2 и 3. Правила сказочной жизни и вхождение в сказку аналогичны предыдущим занятиям.

4. Обсуждение вариантов продолжения сказки.

Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный.

5. Сказка разыгрывается в ролях, экспромтом. Психолог распределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектакле.

6. Рефлексия прошедшего занятия. Сохраняется общая схема предшествующего занятия. Психолог советует не анализировать сказку, а обсудить проблему Феи.

7.Руководитель дает домашнее задание: придумать, как помочь фее, как ей выбрать свой путь.

Пятое занятие.

  1. Разогрев.

Игра «Интервью». Цель игры - актуализация и обсуждение какой-либо проблемы Феи, ее пути.

Группа делится на подгруппы так, чтобы в подгруппе было 8- 10 человек (обязательно четное количество). Каждая подгруппа делится пополам. Половину составляют «журналисты», берущие интервью. Вопросы интервью предлагаются ведущим (или придумываются группой «журналистов») в соответствии с темой занятия (желательно 3-4 вопроса). Затем опрашиваемые и «журналисты» садятся на стулья друг против друга и проводят опрос. По сигналу ведущего, дающемуся через 3 минуты, «журналист» пересаживается к другому опрашиваемому, пока не опросит каждого в своей подгруппе. После этого опрашиваемые и «журналисты» меняются ролями.

2 и 3. Правила сказочной жизни и вхождение в сказку аналогичны предыдущим занятиям.

4. Обсуждение предложенных вариантов решения проблем феи.

5. Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.

6. Рефлексия прошедшего занятия. Обсуждение сказки. Проблемы речи, которые у участников группы возникают чаще всего, служат ориентиром при выборе дальнейшего направления занятий.

7. Руководитель дает домашнее задание: придумывание вариантов продолжения сказки, благодарит за интересные экспромты.

Шестое занятие.

1. Разогрев. Упражнение «Игрушка». Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

2 и 3. Правила сказочной жизни и вхождение в сказку аналогичны предыдущим занятиям.

4. Обсуждение предложенных вариантов продолжения сказки. Выбор наиболее интересного для группы и целей развития речи участников варианта.

5.Мини-спектакль по выбранному варианту. Каждый участник должен получить возможность монолога или диалога. Участники должны сами придумать свои реплики.

6. Рефлексия прошедшего занятия. Сохраняется общая схема предшествующего занятия.

7. Ритуал прощания.

Ведущий занятий прощается со сказочной страной и с группой, благодарит за интересную совместную работу. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека - иногда сразу, иногда постепенно.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Основы психотерапии. - К.: Ника-Центр, 2004.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону, 2005.

  3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М., 2003.Красулин А. Сказкотерапия или овеяние мифом. - М., 2004.

  4. Светлова И. Развиваем устную речь. - М.: Издательство «Эксмо», 2003.

  5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

  6. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2007.

1 Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2007. С.91.

9


© 2010-2022