- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе. 9 класс
Рабочая программа по литературе. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Константинова Т.Г. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
№
п/п
Колич
ество
часов
Тема урока
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Тип урока
Теория литературы
Развитие речи
Подготовка к ГИА
Литература как искусство слова
1.
1
Шедевры русской литературы
Знать: роль литературы в духовной жизни России
Урок-лекция
Шедевр, литературное направление
Фронтальная беседа
Литература эпохи Средневековья
2
1
«Божественная комедия» Данте. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.
Изучение нового материала
Название произведения
Трехчастная композиция
Выразительное чтение отдельных фрагментов
Беседа
Термины
Древнерусская литература
3.
1
Истоки и начало древнерусской литературы. Многообразие жанров.
Знать: историческую основу, идеи,
образную систему «Слова о полку
Игореве»
Уметь: выявить идею, образную
систему, пейзаж произведения,
выразительно читать отрывок из
"Слова…"
Изучение нового материала
Летопись, житие, слово как основные жанры древней литературы
Составление плана ответа с использованием примеров
Беседа, обучение конспектирование, лекция
Жанровая специфика
4.
1
«Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси. Жанр и композиция «Слова…».
Изучение нового материала
Жанр слова в древней литературе
Апокрифическая литература
Выразительное чтение и слушание произведения. Анализ иллюстраций. Ответы на вопросы, чтение наизусть
Памятники литературы
5.
1
Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова".
Образы русских князей.
Комбинированный урок, беседа
Патриотизм, честолюбие, междоусобица
Беседа, выступление заранее подготовленного ученика,
выразительное чтение фрагментов
6.
1
«Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.
Комбинированный урок, беседа
Фольклорные основы, худож. тропы
Анализ лирического произведения, чтение наизусть
7
Р.
1
Р.р. Символика "Слова", своеобразие авторского стиля. Переводы и
переложения произведения
З н а т ь: материал по теме
"ДРЛ", технологию тестовой
работы с выбором варианта ответа
У м е т ь: работать с тестом
Урок развития речи
Структура сочинения
Подбор эпиграфа, использование цитат, составление плана. Написание домашнего сочинения
Авторский стиль
Литература эпохи Возрождения
8.
1
«Проклятые вопросы бытия» в трагедии В.Шекспира «Гамлет».
Изучение нового материала
Близкий к тексту и сжатый пересказ, чтение в лицах
«Вечные вопросы»
9.
1
«Вечный образ» Гамлета в трагедии.
Комбинированный урок
«Вечный образ»
Наизусть монолог Гамлета
Литературный герой
Литература 18 века
10.
1
Классицизм как литературное направление.
Периоды формирования русской литературы 18 века
З н а т ь: характерные черты классицизма
и особенности русского классицизма
Изучение нового материала
Эпоха Просвещения
Классицизм
Составление плана лекции, запись основных положений Монологические ответы на вопросы
Вопросы с.38, 1-4
11.
1
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания
образа идеального монарха
З н а т ь: общие сведения о М.В. Ломоносове как
Реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтику оды, показать прославление
Родины, мира, науки в оде М.В. Ломоносова
Изучение нового материала
Реформаторская деятельность, ода, одический стиль и жанр, теория «трех штилей»
Выразительное чтение, составление плана. Ответы на вопросы по вариантам
Вопросы с.46, №1-10
12.
1
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии
З н а т ь: общие сведения о жизни и
творчестве Г.Р. Державина,
содержание оды «Фелица»
У м е т ь: показать отличительные
черты оды Державина «фелица» от од
М. Ломоносова
Изучение нового материала
Гражданский пафос лирики
Сжатый пересказ, анализ эпизодов. Чтение наизусть
Жанры поэзии
13.
1
Г.Р. Державин. Философская проблематика произведений. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
Урок - практикум
Категоричность, изящество, принципиальность, независимость
Сообщения учащихся, анализ лирического произведения, работа с критическими статьями Белинского
Философские вопросы поэзии
14.
1
«Сатиры смелый властелин» Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема жизни и нравов России 18 века.
З н а т ь: общие сведения о жизни и
Творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль"
У м е т ь: показать проблему образования и воспитания в комедии
Изучение нового материала
Драматическое произведение, сатира, комедия
Чтение по ролям, анализ эпизодов.
Историческая эпоха
15.
1
Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях
Комбинированный урок
Сообщения учащихся, чтение по ролям
Конфликт комедии
16.
1
Проблема воспитания в комедии.
Беседа, анализ текста
Воспитание, образование, афоризм
Выразительное чтение, анализ прочитанного. Письменный ответ на вопрос: «Как я понимаю смысл названия комедии?»
Речь персонажей, ремарки
17.
1
Литературное направление - сентиментализм.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
З н а т ь: понятие о сентиментализме;
Познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка
У м е т ь: воспринимать и анализировать
повесть "Бедная Лиза"
Изучение нового материла
Сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный
Чтение фрагментов, устные и письменные ответы Лекция, беседа, работа в парах
Выделить черты сентиментализма в повести. Вопросы на с.91-92
18.
1
«Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма
Изучение нового материла
Роль пейзажа, авторская оценка, эпитеты, характеристика литературного героя
Выделять характерные
черты сентиментализма в
произведениях русской литературы Беседа, составление таблицы, работа в парах, выборочный пересказ
Лирические отступления
Образ повествователя
19.
1
История одного путешествия. Жизненный подвиг А.Н. Радищева.
Изучение нового материла
Идейное содержание, композиция, эмоционально-экспрессивная лексика, судьба книги
Сочинение - рассуждение
Чтение эпизодов худ. произведения, анализ иллюстраций
20.
1
Неразрывность связи добра и зла в трагедии И.В. Гёте «Фауст»
Знакомство с творчеством И.В. Гёте
Комбинированный урок
«Вечные» образы в литературе
Чтение по ролям, анализ эпизодов.
Литература 19 века
21.
1
Золотой век русской поэзии. А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество
З н а т ь: биографию Грибоедова,
творческую историю комедии; сюжет, язык комедии
У м е т ь: выявить смысл названия
Комедии.
Изучение нового материла
Жанры романтической лирики
Письменное или устное рассуждение Сообщения учащихся, лекция
Выполнить задание 4 на с.154
22.
1
А. С Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Первое действие.
Изучение нового материла, беседа
Комедия, интрига, новаторство
Развернутые ответы на вопросы
Чтение по ролям и анализ 1 действия комедии.
Завязка
23.
1
Второе действие комедии. Обучение анализу монолога.
Анализ вслед за автором.
Беседа
Конфликт, комедийная интрига
Чтение монолога наизусть
Беседа, анализ монологов, выразительное чтение, работа в парах
Сущность разногласий героев
24.
1
Третье действие комедии. Анализ сцены бала.
Кульминация конфликта, внесценические персонажи, характеристика персонажей
Цитатный план для сообщения «Бал в доме Фамусова»
Беседа, чтение по ролям, работа в группах
Составить цитатный план сообщения «Бал в доме Фамусова»
25.
1
Четвертое действие комедии. Смысл названия. Проблема жанра. Традиции и новаторство в комедии.
Нарицательное значение имени, характеристика воззрений, традиции и новаторство
Письменный ответ на вопрос: «Чацкий победитель или побежденный?» Выразительное чтение в лицах и анализ кульминации
Сочинение-миниатюра «Почему живучи и неискоренимы Молчалины»
26
Р.
1
Р.р. А.С. Грибоедов. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний"
Урок развития речи
Критическая статья, конспект
Составление плана, подбор цитат. Домашнее сочинение
Ответить на вопрос: «Мое восприятие образа Чацкого»
27.
1
Литература ХIХ века. Романтизм как литературное
направление.
З н а т ь: характерные черты романтизма
и особенности русского романтизма
Изучение нового материла
Основные свойства и черты романтизма
Лекция
28.
1
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты
романтизма в лирике.
З н а т ь: основные сведения жизни и
творчества В.А. Жуковского.
Изучение нового материла, беседа
Лирика
Романтизм
Беседа, выразительное чтение, выборочное чтение
Сочинение-отзыв
Написать сочинение-отзыв: «Светлана» В.А. Жуковского - баллада о русской старине».
29.
1
Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона.
Изучение нового материла
Жанры романтической поэзии
30.
1
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Вольнолюбивая лирики.
З н а т ь: основные этапы жизненного
и творческого пути А.С. Пушкина;
тематику лирики А.С. Пушкина
У м е т ь: находить образы природы в лирике Пушкина
Изучение нового материла
Пафос, вольнолюбивая лирика, идиллия, логическое ударение; патриотизм и гуманизм Пушкина
Устный анализ стихотворения Беседа, чтение и анализ стихотворений, работа в группах
Лирический герой
31.
1
Любовная лирика. Адресаты лирики А.С.Пушкина.
Комбинированный урок
художественные тропы, духовная жизнь поэта; послание
Выразительное чтение и анализ стихотворений «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил…»
Тропы
Фигуры
32.
1
А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии.
Урок-практикум
Сквозная тема, лирическая медитация, эпилог романтического творчества, эмоциональные эпитеты, мировоззрение поэта-пророка
Беседа, чтение и анализ стихотворений «К морю», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»
Назначение устаревшей лексики
33.
1
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Творческая история романа. Изображение эпохи в романе. Онегинская строфа.
З н а т ь: материал по теме
"А.С. Пушкин", технологию тестовой
работы с выбором варианта ответа
У м е т ь: работать с тестом
Изучение нового материла
Реализм, «онегинская строфа», энциклопедия
Лекция, беседа по содержанию романа Комментирование глав
«Онегинская строфа»
34.
1
Онегин в Петербурге.(1 глава).
Комбинированный урок
Национальное, щеголь, воспитание и среда.
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев Монологические ответы учащихся
35.
1
Онегин в деревне.(2-3 главы).
Антитеза, внутренний мир, романтическое восприятие
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев, выразительное чтение письма Татьяны.
Умение давать оценку происходящему, герою
Характеристика героев
36.
1
Онегин в деревне.(4-5 главы).
Монолог, лирические отступления о дружбе, провинциальное дворянство, эпиграммические характеристики
Близкий к тексту пересказ, устное сочинение по рисунку.
37.
1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как
«милый идеал» Пушкина.(6,7 главы)
Контраст
Чтение писем от лица Татьяны и Евгения.
Контраст как художественный приём
38.
1
Онегин в Петербурге.(8 глава).
Конфликт героя с обществом, подтекст, нравственные принципы.
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев, сопоставление писем Онегина и Татьяны
Сопоставление писем
39.
1
Белинский о романе. Оценка образов Онегина и Татьяны.
Изучение нового материла
Беседа, сообщения учащихся, лекция Развитие монологической речи, точки зрения на прочитанное
40
Р.
1
Р.р. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Урок развития речи
Беседа, составление плана, подборка цитат, критических статей
41
1
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии.
Урок-практикум
Беседа, выборочное чтение
Устное сообщение, ответы на вопросы
Выделение темы и идеи произведения
42.
1
Литература ХIХ века. Реализм как литературное
направление.
З н а т ь: характерные черты реализма
и особенности русского реализма
Изучение нового материла, лекция
Философская лирика
Сообщения учащихся
Термины
43.
1
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы лирики М.Ю Лермонтова.
З н а т ь: основные периоды
творчества М.Ю. Лермонтова,
тематику поэзии М.Ю. Лермонтова
У м е т ь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в
Лирических произведениях
выразительно читать
стихотворение
Изучение нового материла
Пафос, лирическое «я», преемник
Сообщения учащихся, работа с учебником: два поэтических мира
Особенности композиции
44.
1
Мотивы вольности и гордого одиночества. Пафос отрицания и протеста.
Урок-практикум
Мотив, пафос, гражданское негодование и протест против удушающей николаевской действительности
Чтение и анализ «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
Философский смысл
45.
1
Образ России в лирике Лермонтова.
Урок - практикум, беседа
Осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова, завершение темы в последних стих.
Беседа, анализ стихотворения «Родина», «Прощай, немытая Россия», обучение анализу лирического стихотворения
Образные средства
46.
1
Человек и природа в лирике Лермонтова.
Пейзажная миниатюра, философская медитация, аллегория, символ, лирический герой.
Беседа, выразительное чтение
Строфика
47.
1
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей. Особенности композиции.
З н а т ь: содержание роман "Герой нашего времени", понятие жанра социально-психологического романа.
У м е т ь: давать характеристику
героям романа, выявлять проблематику
Изучение нового материла
Фабула и сюжет
Чтение фрагментов романа, пересказ.
48.
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Печорин в ряду героев романа
Комбинированный урок
Социально-психологический роман
Составление характеристики героя, словесный портрет.
Вопросы на с.223.
49.
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Роль повести «Максим Максимыч».
Авторские ремарки, уязвленное самолюбие, портрет; расхождение между простым человеком, в котором есть сердце, но нет понимания людей другого круга, сложных обстоятельств жизни, и «героем времени»
Беседа, чтение по ролям
Сочинение-письмо Печорину
Термины
50.
1
Повесть «Тамань». Сюжет и герои.
Беседа, анализ главы
Микросюжет, авторская позиция, «самораскрытие» героя
Беседа, обучение анализу эпизода, выборочное чтение
Высказывания о суждениях героя, свидетельствующие о горечи приобретенного, о попытке равнодушнее относиться людям, с которыми сталкивает судьба.
Жанровые признаки
51.
1
Белинский о романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Критическая статья
Составление тезисов по статье
52
Р.
1
Р.р. Подготовка к сочинению по роману
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Урок развития речи
Домашнее сочинение
Написать сочинение - письмо, адресованное Г.А. Печорину.
53.
1
Н. В. Гоголь. Жизненный и творческий путь.
З н а т ь: основные этапы жизненного
и творческого пути Н.В. Гоголя,
понятие «маленький человек», содержание цикла «Петербургские
повести» и поэмы "Мертвые души"
У м е т ь: показать особенности сюжета, давать характеристику героям произведений Н.В. Гоголя;
выразительно читать прозаический
отрывок.
Изучение нового материла
Гоголевский реализм, контраст, гипербола.
Сообщения учащихся
54.
1
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
История замысла, жанр и композиция поэмы
Изучение нового материла
Контраст, гипербола, сравнение, алогизм.
Лекция, сообщения учащихся
Замысел произведения
55.
1
Н.В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства
их создания.
Беседа, анализ сцен
Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены; сюжет, композиция, идейное содержание поэмы, приемы изображения характеров
Умение давать характеристику персонажам, отстаивать свою точку зрения
Работа с таблицей, работа в группах, сообщения учащихся
Образ героя
56.
1
Н.В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства
их создания.
Комбинированный урок
Лиризм в повествовании
Работа с таблицей, работа в группах, сообщения учащихся
57.
1
Н.В. Гоголь. Место в сюжете поэмы "Повести о капитане
Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче
Язык произведения
58
Р.
1
Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Урок развития речи
59
1
«Петербургские повести». «Шинель». Гуманизм в изображении «маленького человека.
Изучение нового материла
Внешний облик Башмачкина, духовный облик Акакия Акакиевича, особенности речи героя, сатирические приемы изображения чиновников
Выразительное чтение эпизодов, анализ. Высказывание учащихся о прочитанном произведении.
Маленький человек
60.
1
Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева
З н а т ь: основные этапы жизненного
и творческого пути Ф.И. Тютчева
У м е т ь: показать основные
особенности поэтического языка поэта
Изучение нового материла
Мироощущение, поэтический фрагмент, метафоричность, художественный мир
Беседа, выразительное чтение и анализ произведения
Развитие навыков анализа лирического произведения
Проанализировать одно стихотворение на тему любви или философскую тему
61.
1
Лирика Н. А. Некрасова.
З н а т ь: жизнь и творчество
Н.А.Некрасова; тематику лирики поэта
У м е т ь: показать тему
народного страдания в лирике
Н.А. Некрасова.
Изучение нового материла
Песня - романс, значение пейзажа, образ русской женщины, художественные тропы
Беседа, чтение и анализ произведений Некрасова, словесное описание картины.
Своеобразие лирики
62.
1
Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Повесть «Первая любовь»
З н а т ь: понятие "художественная
деталь", содержание повести
"Первая любовь"
У м е т ь: характеризовать
художественный образ
Изучение нового материла
Стиль писателя
План лекции, выступления учащихся.
Прочитать статью учебника на с.11-13, ответить на вопросы с.13-14. Перечитать повесть «Первая любовь»
63.
1
История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И. С. Тургенева. Образ героя - повествователя.
Урок- практикум
Лиризм, психологизм, герой - повествователь.
Беседа, чтение текста с комментариями учителя и выступлениями учащихся Письменный ответ на вопрос: «Какова роль 12 главы в повести «Первая любовь»»?
Письменно ответить на вопрос 7, с.36
64.
1
Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической
трилогии. Психологизм автобиографической прозы писателя
З н а т ь: жизнь и творчество
Л.Н. Толстого, понятие «диалектика
души», автобиографическая трилогия
У м е т ь: давать характеристику
героям, выявлять проблематику
Изучение нового материла
Рассказ, повесть, роман-эпопея.
Запись основных положений лекции
Письменно ответить на вопрос 13 на с.53.
65.
1
Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика души» и
чистота нравственного чувства в трилогии.
Комбинированный урок
Автобиографическая трилогия
Чтение эпизодов повести, анализ, собственное восприятие Сообщение «Путь духовного развития Н. Иртеньева»
66.
1
Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Ранние юмористические рассказы.
Многообразие тем и сюжетов.
З н а т ь: жизнь и творчество А.П. Чехова,
понятие "подтекста", отличия
комического и сатирического текстов
У м е т ь: писать рецензию
на один из лирико-
драматических рассказов Чехова
Изучение нового материла
Юмор
Чтение фрагментов рассказа, анализ текстов.
67.
1
«Маленькая трилогия» А.П. Чехов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. Рассказ "Человек в
футляре"
Изучение нового материла
Гротеск, художественная деталь, речевая характеристика героя, сатира и юмор
Беседа, выборочное чтение отрывков из рассказа.
Цитатный план по образу главной героини
68.
1
Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска» А.П. Чехова.
Беседа
Юмор, сатира
Выразительное чтение, анализ «вслед за автором»
Письменно ответить на вопрос 12, с.70
Русская литература 20 века
69.
1
Бунин - поэт и прозаик. Автобиографическая повесть И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева».
З н а т ь: основные сведения о жизни и
творчестве И.А. Бунина
Изучение нового материла
Анализ статей учебного пособия
70.
1
Этапы становления характера юного героя Арсеньева.
Комбинированный урок, беседа, анализ сцен
Стилистическое мастерство
Чтение глав о юности героя. Беседа. Рассказ об основных этапах становления характера юного героя.
Письменный ответ на вопрос:»Как я понимаю фразу А.М. Горького:»Человека создает его сопротивление окружающей среде».
71.
1
Раннее творчество и судьба писателя М. Горького. Автобиографическая трилогия «Мои университеты».
З н а т ь: основные сведения о жизни и
творчестве М.Горького, обзорно
автобиографическую трилогию
"Мои университеты"
У м е т ь: давать характеристику героям,
совершенствовать навыки анализа текста
Изучение нового материла
Автобиографическая трилогия
Чтение и анализ статьи о Горьком, пересказ.
Подготовить вопросы 3-6, подтверждая текстом повести
72.
1
Слово о поэте. А.А. Блок. Лирика Блока. Образ «Прекрасной Дамы» в поэзии.
З н а т ь: своеобразие лирики поэтов
"серебряного" века, основные
этапы творчества А.Блока, С. Есенина,
В. Маяковского, А. Ахматовой.
У м е т ь: выделить художественные
образы в лирике А.Блока, С. Есенина,
В. Маяковского, А. Ахматовой;
выразительно читать стихотворение
Изучение нового материла
Художественное своеобразие поэзии А.А. Блока.
Чтение, анализ лирического произведения.
Художественный образ
73.
1
С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина.
Изучение нового материла
Лиризм, исповедальность, образность, имажинизм
Индивидуальные сообщения, чтение и анализ стихотворений
74.
1
В.В. Маяковский. Ранняя лирика, сатира
Изучение нового материла
Публицистичность, агитационность, лиризм
Беседа, чтение и анализ лирического произведения Выразительное чтение, чтение наизусть
Поэтический словарь
75.
1
Поэзия Ахматовой - лирический дневник.
Изучение нового материла
Автобиографичность, лирический сюжет
Коллективная работа со статьей, работа в группах.
Типы рифм
76.
1
Тукай как переводчик русских поэтов
Знать роль поэта в формировании татарского языка
Изучение нового материла
Газель
Выразительное чтение
Средства изобразительности
77.
1
Комедия М.А.Булгакова «Мертвые души» по поэме Н.В.Гоголя.
З н а т ь: теоретический материал
о сатире
У м е т ь: показать актуальность
комедии Булгакова, письменно
выражать свое мнение.
Изучение нового материла
Комедия, сценическое произведение, сценарий.
Работа в группах
Вопросы 1-14, с.163
78.
1
Герои и события повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Изучение нового материла
Сатира, фантастика.
Работа с эпизодами, устный портрет, характеристика героя
79.
1
«Гроза» В.В. Набокова как произведение о человеке и природе.
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества М.А. Шолохова
У м е т ь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок
Изучение нового материла
Природа и человек
Лекция с элементами беседы.
Поэтическая звукопись
80.
1
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции.
Изучение нового материла
Народный характер
Беседа с элементами анализа текста, сообщения учащихся
Письменный ответ на вопрос: «Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?»
Сюжет и композиция литературного произведения
81.
1
Гуманизм рассказа «Судьба человека» М. Шолохова.
Урок-практикум
Сочинение-рассуждение Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм
Работа в группах, индивидуальные задания
Фабула
82.
1
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».
Образ русского солдата в поэме.
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества А. Твардовского, лирику
поэта о войне
У м е т ь: выразительно читать
стихотворение
Изучение нового материла
Поэма
Чтение отдельных глав, анализ
Русская литература 60-90-х годов 20 века
83.
1
Нравственные проблемы в повести В. П. Астафьева «Царь-рыба».
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества В.П. Астафьева
У м е т ь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева
"Царь-рыба"
Изучение нового материла
Нравственные проблемы, смысл противоборства
Аналитическая работа с текстом.
Вопросы с.235.
84.
1
Человек и природа в повествовании рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба»
Суровый гуманизм прозы
Беседа
Письменно ответить на вопрос 8, с.256
85.
1
В.Г. Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии».
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества В.Г. Распутина
У м е т ь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести
"Деньги для Марии"
Гуманизм, психологические типы персонажей, контраст
Аналитическая работа с текстом.
Беседа Письменный ответ на вопрос.
86.
1
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини.
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества А.И. Солженицына
У м е т ь: дать характеристику героям
рассказа
Изучение нового материла
Урок-практикум
Аналитическая беседа , работа в группах.
Тема и идея произведения
87.
1
Тема «праведничества» в рассказе «Матрёнин двор».
Праведник.
Беседа, анализ эпизодов.
88.
1
Роль пейзажа в рассказе «Как жаль…» А.И. Солженицына.
Роль пейзажа, авторская позиция
Беседа
Роль пейзажа
89.
1
А.В.Вампилов. Смысл названия пьесы «Старший сын»
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества А.В. Вампилова
У м е т ь: показать художественные
особенности и идейное
своеобразие пьесы «Старший сын»
Изучение нового материла
.
Ролевое чтение пьесы, аналитическая беседа по тексту. Мнение учащихся о прочитанном
Особенности драматических произведений
90.
1
Человек и стечение обстоятельств в пьесе А. Вампилова «Старшин сын»
Комбинированный урок
. Конфликт, художественное решение, драматическая интрига, глубина духовного мира
Беседа
Конфликт
91.
1
Душевная красота и своеобразие рассказа «Ванька Тепляшин».
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества В.М. Шукшина
У м е т ь: показать особенности
творчества В. Шукшина на
примере рассказа «Ванька Тепляшин»
Беседа
92.
1
Рассказы В.Шукшина «о чудиках».
Образ «чудиков», особенности повествовательной манеры, роль диалога
Выразительное чтение, аналитическая беседа
Повествовательная манера
93
Р.
1
Р.р. Итоговое сочинение по разделу «Русская литература 60-90-х годов 20 века».
Классное сочинение
Лирика последних десятилетий 20 века
94.
1
Поэзия времени "оттепели". Б.Окуджава, Е. Евтушенко,
А. Вознесенский
З н а т ь: понятие "поэзия "оттепели",
основных авторов этого времени
У м е т ь: выразительно читать
стихотворение
Изучение нового материла, беседа
Гротеск, «тяга» к романтизму
Анализ лирического произведения.
Гротеск
95.
1
Поэзия времени "оттепели". Б.Окуджава, Е. Евтушенко,
А. Вознесенский
Изучение нового материла
Социальные, нравственные, эстетические проблемы
Индивидуальные сообщения, чтение и анализ стихотворений
Типы рифм, строфика
96
Р.
1
Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов
времени "оттепели"
97
1
Урок-игра. Обобщение изученного за год.
З н а т ь: материал по теме
"Литература 20 века",
технологию тестовой работы
с выбором варианта ответа
У м е т ь: работать с тестом
Урок-игра
98
1
Пути развития литературы. Богатство тематики и жанровое многообразие.
Реализм
Лекция, беседа
99-100
2
Литература наших дней. Обзор.
Беседа
101.
1
Итоговое тестирование за курс 9 класса
102.
1.
Итоги года и задание на лето
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Статус документа
Рабочая программа по истории литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. №21\12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
5.Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1724 от 05.07.2013 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2014 - 2015 учебный год»;
6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7.Учебный план образовательного учреждения (протокол № 1 педагогического совета от 30.08.2014 года).
8.Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2010г.
Программа соответствует современным целям обучения, целям и задачам образовательного учреждения, конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа откорректирована в соответствии с требованиями к стандартам первого поколения.
2.Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, список рекомендуемой учебно-методической литературы, КИМ, позволяющие оценить качество выполнения образовательной программы.
3. Общая характеристика учебного предмета
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
4.Цели изучения курса
Цель:Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Место предмета в базисном учебном плане
Курс литературы для 9 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
6.Предметное содержание дисциплины
№
п/п
Тема
Основное содержание
Кол-во часов
1
Ведение
1ч
2
Литература эпохи Средневековья
Литература Средневековья
1ч
3
Древнерусская литература
Жанры древнерусской литературы; характеристика содержания и проблематики изученных произведений ДРЛ; теоретико-литературные понятия
5ч
4
Литература эпохи Возрождения
Особенности литературы Возрождения
2ч
5
Литература 18 века
Новаторство в русской литературе 18 века; представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии
11ч
6
Литература 19 века
Основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль;
процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления
48ч
7
Литература 20 века
Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и новаторство в литературе ХХ века Отображение в литературе драматических страниц отечественной истории. Соединение трагического и героического, утверждение непреходящих духовных ценностей в произведениях русских писателей.
25ч
8
Лирика последних десятилетий 20 века
9ч
8.Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
-
преподавание ведется по учебнику Литература. 9 класс. В 2-х ч., автором которого является Т.Ф.Курдюмова. - М.: Дрофа, 2011г.
-
Методические рекомендации для учителя. Литература 9 класс. -М.: Дрофа, 2008г.
-
Е.Ю. Липина. «Тесты по литературе». 5-9 классы. -М.: Дрофа, 2008г.
9.Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по предмету
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
10.Учебно-методическая литература
-
Литература. 9 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.М Амбушева - М.: Дрофа, 2008 год.
-
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой / авт-состав. О.А. Финтисова. Волгоград: Учитель, 2008г.
-
Литература. 9 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, 2011 г
-
«Русская литература. 19 век». Большой учебный справочник. Дрофа, 2007г.
-
«Русская литература. 20 век». Большой учебный справочник. Дрофа, 2007г.
-
«Русские писатели. 19 век. Биографии». Большой учебный справочник. Дрофа, 2006г
-
«Русские писатели. 20 век. Биографии». Большой учебный справочник. Дрофа, 2006г
-
Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы / Е.Д. Волжина. - М.: Айрис-пресс, 2008г.